Десятилетнего ребенка изнасиловали в секции по национальной борьбе в тувинском селе О-Шынаа в январе 2023 года. 28 марта жители республики запустили на платформе Change.org петицию с требованием наказать участников изнасилования. На следующий день СК объявил о возбуждении дела.
О предполагаемом изнасиловании ребенка в секции по национальной борьбе в селе О-Шынаа 26 января писала Baza. По данным правозащитницы Аллы Донгур-оол, мальчика изнасиловали одиннадцатиклассники. Их родственники якобы занимают высокие должности в республике. Как предполагают активисты, именно поэтому ситуацию долгое время не комментировали ни власти, ни детский омбудсмен Сайзана Товуу.
История приобрела резонанс только спустя два месяца благодаря обращению матери мальчика к певице Борбаане Баржай. Она написала о сборе средств для лечения ребенка в Москве, и жители Тывы за сутки собрали 1,6 млн руб. Они же запустили петицию с требованием наказать трех жителей республики, участвовавших в изнасиловании.
29 марта Следственный комитет сообщил о расследовании уголовного дела о насильственных действиях сексуального характера (пункт «б» части 4 статьи 132 УК РФ). Суд поместил подозреваемых под домашний арест.
Канал «PRO Кызыл/ Тува» со ссылкой на минздрав Тывы написал, что 3 апреля ребенок с мамой полетит в Москву на лечение в центр психического здоровья имени Сухаревой. Правозащитница Алла Донгур-оол предположила, что мальчика могут признать психбольным, чтобы не учитывать его показания в суде.
Запросы в Минздрав, Генпрокуратуру и СКР с просьбой взять дело под особый контроль направил депутат Александр Хинштейн. По данным активистов, на певицу, организовавшую сбор, написали заявление в полицию о разглашении персональных данных.
В марте жителя Кемеровской области отправили в колонию на 10 лет за неоднократное изнасилование дочери. 15-летняя девочка рассказала об этом родственникам, которые и обратились в Следственный комитет.
По мнению общественницы Инны Чекмаревой, такие истории правоохранительные органы чаще всего стараются замалчивать. Они объясняют это тем, что публикации на тему педофилии могут мотивировать на такие действия потенциальных или состоявшихся преступников. Такая позиция усугубляет проблему детского насилия. Жертвы не знают, что можно обратиться за помощью, а преступники уверены, что их действия останутся незамеченными.