Двое цыган, обвиняемых по делу о массовой драке в селе Чемодановка, рассказали суду, что полицейские пытками выбивали из них признательные показания. Следственному комитету потребовалось десять дней, чтобы проверить информацию и вынести постановления об отказе в возбуждении уголовных дел. Их содержание огласили 18 мая на выездном заседании Пензенского областного суда.
О пытках во время предварительного следствия рассказали двое из 28 цыган, находящихся на скамье подсудимых по делу о массовой драке с русскими жителями Чемодановки в июне 2019 года. Первым об этом заявил в марте 2021 года Николай Юрченко, которого обвиняют в убийстве Владимира Грушина. Вслед за ним про пытки рассказал его сын Моисей Марьенко.
По ходатайству адвоката Нажии Субочевой, Пензенский областной суд довел рассказы подсудимых до руководителя Следственного управления Следственного комитета по Пензенской области Дмитрия Матушкина. Старший следователь Гурьянов приступил к проверке 20 апреля и уже через 10 дней вынес два постановления об отказе в возбуждении уголовных дел.
Как следует из отказного материала по заявлению Николая Юрченко, 15 июня 2019 года сотрудники полиции якобы требовали от него назвать имя убийцы Владимира Грушина, либо взять вину на себя. По словам Юрченко, это происходило в здании регионального управления СКР, в одном из кабинетов на втором этаже.
Юрченко рассказал, что сначала его били по голове тяжелой книгой, потом повалили на пол и продолжили наносить удары, сажали в позу «лотоса», заводили руки за спину и нагибали верхнюю часть туловища. Через два часа после начала пыток Юрченко в кабинете следователя Алексея Плакучева подписал «нужные показания».
В постановлении говорится, что в изоляторе временного содержания у Юрченко обнаружили синяк под глазом. Он пояснил сотрудникам изолятора, что получил синяк дома, за несколько дней до задержания. По словам подсудимого, он сказал так из-за страха перед полицейскими.
Моисей Марьенко рассказал, что 16 июня 2019 года двое правоохранителей избивали его в отделе полиции №4. По его словам, полицейские требовали назвать имя убийцы, били толстой папкой по голове и перетягивали гениталии бельевой веревкой, причиняя ему сильную физическую боль. Марьенко рассказал, что подписал протокол допроса, не читая его. На следующий день он обнаружил шишки на затылке и покраснения на половом органе, которые затем превратились в синяк. Однако об этих повреждениях он никому не рассказывал, опасаясь за свою жизнь и жизнь своего отца.
Следователи, которые допрашивали Юрченко и Марьенко в июне 2019 года, пояснили, что обвиняемые чувствовали себя нормально, о физическом или психическом давлении со стороны правоохранителей не заявляли. То же самое рассказали сопровождавшие их полицейские.
В итоге следователь Гурьянов пришел к выводу, что «следственные действия на первоначальном этапе расследования проводились в рамках действующего законодательства», и что не представляется возможным установить факты превышения должностных полномочий сотрудниками правоохранительных органов.
Моисей Марьенко и Николай Юрченко от комментариев «7х7» отказались. Адвокат Нажия Субочева сказала корреспонденту «7х7», что будет обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.