В Сыктывкарском городском суде продолжается рассмотрение уголовного дела о незаконном предпринимательстве и продаже депутатских мандатов в отношении депутата Госсовета Коми Михаила Брагина. «7x7» продолжает следить за процессом.
Сторона обвинения пригласила на заседание председателя Избирательной комиссии Коми Дмитрия Митюшева. Он рассказал, что знаком с Брагиным с 2005 года — с момента, когда работал заместителем руководителя администрации Сыктывкара, а Брагин был депутатом городского совета.
Следователь поинтересовался, знакомы ли Митюшеву понятия «технический кандидат» и «опорный кандидат». Председатель избиркома ответил, что слышал о таком, но в законодательстве определения таких понятий нет. По его мнению, технический кандидат — это кандидат, который участвует в выборах, понимая, что не станет депутатом, а опорный кандидат узнаваем и популярен, и на него делается ставка.
Гособвинитель поинтересовался, известны ли председателю избиркома факты отказа депутатов от мандатов в пользу других кандидатов, в частности, в ЛДПР. На это Митюшев пояснил, что отказ от мандата не означает, что это сделано в пользу кого-то, потому что мандаты потом передаются по определенной законом процедуре.
Отказаться от мандата, по мнению Митюшева, например, может кандидат-«паровоз», который участвует в выборах не для того, чтобы стать депутатом, а для создания популярности партии. По его словам, ему не известны факты, когда депутаты, которые финансово не вкладывались в избирательную кампанию, отказывались от мандатов в пользу вторых номеров в списках, помогавших партии деньгами.
— Будет ли соответствовать требованиям закона просьба или склонение одного из кандидатов в депутаты, который по итогам выборов должен получить статус депутата, в связи с тем, что этот кандидат активно не занимался финансированием выборов, а следующий кандидат делал пожертвование? — спросил прокурор.
— Предложить кандидату отказаться от мандата, не применяя угроз, — в этом нет ничего противозаконного, в таком предложении, — ответил Митюшев и по просьбе прокурора вкратце рассказал, как финансируются партии.
Фонды, по его словам, формируются за счет пожертвований, которые может сделать сам кандидат из своих денег, и пожертвований от физических и юридических лиц. Есть предельная сумма, которую можно внести на счет. И если жертвователь передает деньги другому человеку и тот их перечислит в фонд, формально это ничему не противоречит.
Митюшев пояснил, что закон не обязывает избирком проверять, почему тот или иной кандидат отказался от мандата — комиссии достаточно только заявления от него.
Второй вопрос заседания касался назначения экспертизы по оценке стоимости рекламных конструкций и сделок по их продаже. Защита Брагина выступила против, так как, по ее мнению, в этом нет необходимости: есть доказательства, что конструкции продавались по рыночной цене, это подтвердили Арбитражный суд и кассационные инстанции. Вопросы же, которые задаются эксперту, носят юридический характер, ответить на них можно в процессе по делу. Защита заявила, что у Брагина несколько лет назад был конфликт с организацией «Эксперт недвижимость», которую сторона обвинения предложила в качестве экспертной, поэтому защита заявила отвод этой компании. У депутата была компания с таким же названием, фирмы спорили из-за этого, и компания может необъективно провести экспертизу. Вместо нее защита предложила индивидуального предпринимателя Лихачева, которого «нашли по интернету».
Прокурор попросил объявить перерыв в заседании до следующего дня, но суд сделал перерыв только на 30 минут. После него прокурор сообщил, что связался с экспертом, тот подтвердил слова защиты о существовании фирмы с аналогичным названием и сказал, что сейчас это никак не повлияет на экспертизу. Гособвинитель также выяснил, что офис эксперта, которого предложила защита, находится либо находился в помещении, которое принадлежит Брагину и его супруге, поэтому он против.
В итоге суд ушел на решение по вопросу о назначении экспертизы до 26 января.
Уголовное дело в отношении Брагина было возбуждено 7 октября 2015 года. По версии следствия, депутат в нарушение закона учредил несколько коммерческих организаций, в том числе «Север Медиа Дизайн Коми», принудил руководителей нескольких рекламных компаний заключить договор о продаже их рекламных конструкций на невыгодных для них условиях. Также Брагина обвиняют в продаже депутатских мандатов. 17 ноября 2016 года суд изменил Брагину меру пресечения с домашнего ареста на подписку о невыезде.