После начала войны в Украине российские власти взялись за чистку интернета. В 2022 году они заблокировали более 247 тыс. интернет-ресурсов, за 2023 – свыше 558 тыс. Около четверти блокировок за два года касались сайтов и страниц с информацией о войне, которую государство считает “фейковой”. Причем статистика по “фейкам” в 2023 году снизилась почти в два раза - Генпрокуратура считает это результатом блокировки "Фейсбука"*, "Инстаграма"* и "Твиттера".
Кроме постоянных блокировок соцсетей, где люди и медиа могут распространять неугодную государству информацию, власти периодически ограничивают доступ к мессенджерам или локально глушат доступ к интернету. Так, в Якутии в январе 2024 года четыре дня не работали "Телеграм" и WhatsApp. Портал SakhaDay писал, что это могло быть связано с рассылкой приглашений на несанкционированные акции протеста из-за убийства местного жителя. А во время январских протестов в Баймаке (Башкортостан) из-за суда над экоактивистом Фаилем Алсыновым власти глушили интернет в районе суда и блокировали каналы, группы и сайты о народных сходах. Интернет работал с перебоями во время похорон Алексея Навального 1 марта. IT-эксперт Михаил Климарёв назвал это шатдауном.
Если с шатдауном можно справиться ожиданием, когда интернет снова дадут, то блокировки россияне научились обходить с помощью VPN-сервисов. Их тоже блокируют, а с 1 марта 2024 года в РФ действует запрет на рекламу средств для обхода блокировок. Почему власти воюют с VPN и как в этих условиях не потерять доступ к свободному интернету – в материале «7х7».
VPN опасен для власти, потому что он мешает кремлевской пропаганде
Главная причина блокировок VPN-сервисов - они служат инструментом для входа в свободный интернет, говорит аналитик проекта социологических исследований «Хроники» Андрей Ткаченко. VPN помогает получить доступ к запрещенной властями информации и «обходить пропаганду». После начала войны в Украине, в частности, заблокированы многие независимые СМИ, продукты Meta* (Инстаграм* и Фейсбук*, например, где медиа, сообщества и пользователи публикуют отличную от официальной позиции информацию). Блокировки стали катализатором скачиваний VPN-сервисов - количество их установок в первый год выросло в три раза, сообщил "7х7" директор фонда «Общество защиты интернета» Михаил Климарёв.
— Телевизор повышает поддержку войны, неготовность останавливать ее, понижает тревожность людей. А как раз использование VPN работает обратно во всех этих случаях. Снижает поддержку [военных действий], повышает тревожность, – пояснил Андрей Ткаченко.
Пояснение к карте
В диапазоне <1 указаны Крым, Запорожская, Херсонская, Луганская и Донецкая области — территории, присоединенные к России в 2014 и 2022 годах. Большинство стран — членов ООН не признают их присоединение. Здесь не приведены данные по этим регионам.
В диапазоне 1-2 находятся регионы, данные по которым "Хроники" признали нерепрезентативными. Они выключены из общей статистики.
По статистике «Хроник» (данные 2023 года), регионами-лидерами по использованию систем обхода блокировок стали Томская область, Приморский край и Республики Татарстан и Дагестан. В них около 30% населения пользуется VPN-сервисами. Меньше всего VPN используют в Кировской, Астраханской, Псковской и Вологодской областях. Там число пользователей сервисов для обхода блокировок колеблется от 5 до 6% жителей.
Хоть VPN негативно влияет на поддержку войны, противоположный эффект от телевизора в два раза сильнее. Его чаще смотрят в Костромской области и Ингушетии – около 80% населения. Однако действие от телевизора, по словам Ткаченко, особенно сильно в Орловской, Владимирской, Тульской и Ярославской областях.
Эффект телевизионной пропаганды не всегда стабилен. В начале войны телевизор повышал ее поддержку на 50%. А в период мобилизации, наоборот, снизился в полтора раза, отметил аналитик "Хроник":
— Эффект телевизора слабеет, а эффект от VPN растет. Пока они еще не сравнялись, но тенденция такая есть. И это объясняет тот факт, что власти пытаются блокировать VPN.
Пояснение к карте
В диапазоне <1 указаны Крым, Запорожская, Херсонская, Луганская и Донецкая области — территории, присоединенные к России в 2014 и 2022 годах. Большинство стран — членов ООН не признают их присоединение. Здесь не приведены данные по этим регионам.
В диапазоне 1-2 находятся регионы, данные по которым "Хроники" признали нерепрезентативными. Они выключены из общей статистики.
Национальные регионы наименее подвержены пропаганде со стороны властей. Андрей Ткаченко не смог назвать конкретную причину, но предположил, что это результат протестных настроений в республиках. Однако нежелание слушать пропаганду не вызывает в нацрегионах большего запроса на VPN-сервисы.
Три способа блокировать VPN
Власти в России используют два типа VPN-блокировок:
- блокировка по IP-адресам и подсетям. Регуляторам известны IP-адреса серверов, к которым подключаются пользователи VPN, и они все эти адреса заносят в «черный список»;
- блокировка VPN-протоколов. Каждый VPN-сервис работает через какой-либо VPN-протокол – набор правил для создания VPN.
Преимущество блокировок протоколов в том, что не нужно искать IP-адрес каждого сервиса, достаточно заблокировать путь к ним – протокол. Многие VPN-сервисы используют популярные протоколы – OpenVPN или WireGuard. Блокируя один протокол, можно ограничить доступ сразу к нескольким провайдерам.
Однако для блокировки протоколов требуется специальное оборудование – технические средства противодействия угрозам (ТСПУ/файервол/DPI), которые российские власти начали активно использовать летом 2023 года.
— ТСПУ анализирует трафик по сигнатурам, заголовкам пакетов, используемым портам, сверяет с заданными шаблонами, и если находит соответствие, то блокирует, – объяснил Мазай Банзаев, разработчик AmneziaVPN.
Блокировка OpenVPN или WireGuard, по его словам, стала возможной во многом из-за простой сигнатуры – параметров, по которым ТСПУ проверяет интернет-трафик и которые свойственны конкретным сайтам или сервисам.
Для ограничения доступа к VPN существует еще и третий способ, который в России пока не используется. Это обнаружение и блокировка VPN-сервисов по поведенческим факторам. В этом случае когда пользователь подключен к VPN, системы глубокого анализа трафика (DPI) могут увидеть, что весь его трафик направлен в сторону только одного сервера - и сделать вывод, что это VPN.
— По нашим сведениям, такие методы еще не используются в РФ и ближайшие год-два не будут. В Китае, например, такие системы работают уже давно, поэтому там недостаточно использовать VPN-протокол, который невозможно обнаружить. Нужно еще и использовать VPN так, чтобы не вызывать подозрений, используя так называемое раздельное туннелирование (split tunneling). В этом случае через VPN идет только трафик до заблокированных ресурсов, а обычный трафик идет как обычно, без VPN, - рассказал «7х7» Банзаев.
Блокировать VPN продолжат, но все запретить не смогут
Сенатор Артем Шейкин, который активно участвовал в разработке запретительных законов, а также глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина грозились полными блокировками VPN и официальным запретом этих сервисов. Разработчик AmneziaVPN Мазай Банзаев считает это маловероятным. Приложения, в том числе VPN, могут заблокировать только сами магазины – AppStore или PlayMarket. Чтобы ограничить доступ, российские власти должны обращаться к компаниям-владельцам магазинов. А те - решить, идти ли на уступки.
В Китае AppStore выполнил требования властей и заблокировал VPN-приложения. Если эта практика повторится в РФ, установить VPN из сторонних источников на iPhone не получится, так как это не позволяет операционная система. Пользователям Android, по словам Банзаева, это лишь добавит некоторые неудобства.
— VPN уже блокируются, блокировки успешно обходятся, и инструменты обхода блокировок развиваются, - уточнил разработчик.
Такого же мнения придерживается журналист Андрей Захаров – для полной блокировки VPN-сервисов и их протоколов нужны огромные мощности ТСПУ.
— Сейчас это происходит тестово со стороны Роскомнадзора, и непонятно, насколько они смогут это сделать. Хотя их план заключается в том, чтобы блокировки работали, - сказал Захаров в разговоре с «7х7».
Сомнения экспертов подтверждает сбой работы ТСПУ в конце февраля 2024 года. Все началось с жалоб пользователей на работу Телеграма и WhatsApp - люди потеряли доступ к этим сервисам. После сбоя у абонентов некоторых операторов без VPN открывались заблокированные Instagram* и Facebook*. Эксперты «Коммерсанта» связали это с ошибкой при перенастройке ТСПУ. По их мнению, заблокированные ресурсы стали открываться из-за включения аварийного режима работы техоборудования (bypass).
По словам Андрея Захарова, ситуация на фронте вряд ли изменится настолько сильно, чтобы власти массово блокировали все каналы связи и VPN-сервисы. Ограничения могут усилиться во время президентских выборов 15-17 марта 2024 года. Журналист считает, что блокировки могут быть если не полномасштабными, то "активными".
Пять VPN, которые можно поставить
БумагаVPN - VPN-сервис, созданный медиа «Бумага». Купив ключ, можно подключиться к VPN с неограниченного количества устройств. По промокоду Sevenseven для читателей «7х7» будет действовать скидка.
Amnezia VPN – это сервис, который поможет вам запустить свой VPN (self-hosted VPN). Для начала нужно приобрести у зарубежного хостинг-провайдера виртуальный сервер VPS, IP-адрес которого будет высвечиваться при подключении. Выбрать его можно по ссылке. Затем установите приложение Amnezia и следуйте инструкции. Вам нужно будет ввести данные сервера, а дальше Amnezia сделает все сам.
VPN Generator – бесплатный VPN-сервис для компании друзей или родных. Для получения ключа нужно собрать группу как минимум из пяти человек и написать в бот сервера в Telegram. Дальше следуйте инструкциям.
RedShield VPN - VPN-сервис, подпиской на который вы можете пользоваться с десяти устройств. К нему легче подключиться, чем к остальным, но учтите, что он работает по популярным протоколам, которые могут быть заблокированы.
Get robo VPN - сервис, которые подключается через Телеграм. У него есть бесплатный минимальный трафик 3 Гб на месяц, Для установки кроме действий в канале нужно скачать приложение Outline (трафик в нем шифруется).
Большинство из этих VPN-серверов не самые удобные в установке – ограничиться скачиванием приложения и моментально подключиться не получится. Но они одни из самых безопасных и надежных. У Amnezia VPN, например, нет постоянных сигнатур, они пользуются поддержкой всех протоколов и маскируют интернет-трафик. Если потратите время в настоящем, вы с большей вероятностью обойдете массовые блокировки в будущем.
Что еще кроме VPN поможет бороться с цензурой интернета
Пока неизвестно, на что хватит мощностей ТСПУ в России, поэтому исключать вариант полных блокировок VPN-сервисов, протоколов и Telegram не стоит. На этот случай можно обезопасить себя и освоить способы обхода цензуры не через VPN. Но эти способы не обеспечивают анонимность, как это работает с VPN. Они лишь помогают обойти блокировки и получить доступ к информации.
Мессенджеры. Чтобы оставаться на связи с близкими во время шатдауна, скачайте Signal, Briar или Bdridgefy.
Signal работает как стандартный мессенджер с двухфакторной аутентификацией. Требует периодически подтверждать пароль для продолжения работы. Он не так удобен и функционален как Telegram, но может стать альтернативой в случае массовых ограничений. Signal доступен во всех магазинах приложений.
Briar или Bdridgefy – не совсем привычные мессенджеры. Чтобы общаться в них, пользователям необходимо находиться в пределах 100 метров друг от друга. Они работают по Bluetooth или общей сети Wi-Fi, что в случае блокировок интернет-трафика позволит оставаться на связи с родными и знакомыми. Для регистрации в приложении необходимо указать имя и придумать логин, телефон указывать не нужно. Briar недоступен для скачивания пользователям IPhone. Bdridgefy есть в AppStore.
Браузеры. Читать заблокированные сайты можно через Tor или CENO.
Tor – браузер, который перенаправляет ваш трафик через прокси-серверы – посредники – к тому серверу, который нужен. Скачивайте Tor только по ссылке на официальном сайте. Тогда в случае блокировок мостов, перенаправляющих ваш трафик, разработчики браузера начнут использовать новые, и вы снова сможете обходить цензуру. Браузер доступен во всех магазинах приложений. Сначала вам нужно сгенерировать собственный ключ на официальном сайте. Затем в приложении нажмите на «подключенный мост» и отсканируйте QR-код или вставьте скопированный ключ с сайта.
СENO – браузер для пользователей Android, который может работать без интернета. Он открывает веб-страницы не только напрямую, но и используя кэш браузера – копии страниц, которые вы посещали.
Расширение браузера. Если не хотите новый браузер, то установите расширение с обходом блокировок – Censor Tracker – в браузере Chrome или FireFox. После завершения загрузки не забудьте закрепить расширение на панели. Возможно, браузер станет работать медленнее, зато без перебоев.
Для быстрой работы браузера есть расширение FastProxy. Однако оно позволяет обходить лишь те блокировки, которые указаны в реестре Роскомнадзора. Если какой-то из заблокированных ресурсов не занесли в реестр, вам придется написать в техподдержку и сообщить о блокировке.
Рассылки независимых медиа. Быть в курсе повестки помогают рассылки, которые не заблокировать, потому что они приходят на электронную почту. У "7х7" есть рассылка «Фокус».
"Суверенный интернет" все еще скорее мечта властей, чем реальность
Российские власти много и долго говорят о так называемом "суверенном интернете" - чисто российском. В 2004 году появилась «Премия Рунета», которую ежегодно вручают за лучшие проекты по развитию российского интернета. В 2023 году в шорт-листе среди номинантов были инициативы «Возродим Донбасс», «День флага», док-реалити «Лица» о жителях Луганской и Донецкой областей, которые жили «под непрекращающимися обстрелами ВСУ». Еще в 2023 году Министерство финансов выделило интернет-холдингу VK 60 млрд руб., купив его облигации. Холдинг сообщил, что собирается потратить их «на реализацию стратегии, развитие действующих сервисов и запуск новых продуктов».
После провала Rutube в России власти сдались и решили не создавать аналоги, а попробовать скорректировать нынешний вариант платформы. Так, Ростелеком в августе проводил тестовые запуски своей версии YouTube. По замыслу это должен быть портал, через который зрителей направляют на страницу зарубежной платформы. Но контент на ней будет ограничиваться развлечениями – кулинарией и котиками. Вся «недружественная» информация будет недоступна при входе через эту «прокладку».
Директор фонда «Общество защиты интернета» Михаил Климарёв считает эту идею неудачной. Запуск такого портала предполагает кражу контента YouTube, с чем сама платформа вряд ли смирится.
- Если они заблокируют YouTube, то Google заблокирует Россию. А это не просто какой-то сайтик в интернете. Google — это такая инфраструктура, на которой базируется весь интернет. Например, операционная система Android. Если у него [Google] есть такая техническая возможность, если он решит так сделать, то все аппараты из России, по крайней мере, перестанут получать обновление, и там [в телефонах на Android] перестанет работать Google Play. А 85%, по-моему, рынка это Андроид сейчас, - объяснил Михаил.
Это, по мнению Климарева, повлечет за собой проблемы не только для отдельных пользователей, но и для многих более сложных систем. Например, перестанут работать кассовые терминалы и банковские аппараты с операционной системой Android.
Власти пытались создать аналоги для Телеграма и Инстаграма*. Так, VK на выделенные государством деньги пробовал переманить блогеров с других платформ. Социальная сеть установила высокую плату за набранные просмотры их клипов в VK. Однако эта идея вскоре забылась из-за невозможности поддерживать ценник.
Все эти попытки Климарёв считает заведомо провальными. Они вводят цензуру, которая не устраивает пользователей платформ. По словам Михаила, пока есть способы обходить блокировки, никто не станет переходить на суверенный рунет:
- Но если они [власти] решат заблокировать YouTube, то тому человеку, который будет принимать это решение, надо будет давать героя Украины. Тот ущерб, который он нанесет этим решением в российской экономике - ни одна ракета с таким не справится. Ну разве что атомная.
Суверенный интернет в доступной властям версии может быть разным. Например, они продолжать бороться с VPN или отключать Россию от мирового интернета. Последний вариант, считает Михаил Климарёв, маловероятен из-за последствий для экономики страны. А для масштабных блокировок необходимо больше оборудования, которое закупается за рубежом. Его поставку в Россию можно при желании ограничить санкциями.