Артур Стажков живет в Красноперекопском районе Ярославля. Это заводской район со старинными краснокирпичными зданиями, фабричными постройками, огромным парком с храмом — и соответствующими проблемами: старыми бараками, плохими дорогами, которых часто даже нет на картах. C 2013 года район привлекал молодежь благодаря усилиям городских энтузиастов, создавших в здании бывшей текстильной фабрики — сердца района — арт-пространство TEXTIL. Вокруг него объединялись молодежь и жители района, бывшие работники этой фабрики. Здесь проходили ярмарки, кинопоказы, театральные постановки. TEXTIL рассказывал жителям историю их района, знакомил с личностями купцов Карзинкиных, возродивших фабрику.
Их миссия была настолько успешной, что не только на Перекопе, но и на одном из центральных городских проспектов в 2017 году появились муралы с изображениями других городских купцов-меценатов. Пандемия, война и равнодушие местных чиновников помешали планам урбанистов превратить Красный Перекоп в кластер городских инициатив. TEXTIL перестал проводить часть мероприятий, некоторые организаторы эмигрировали. Кто-то перестал заниматься городскими проектами, но остались люди, которые продолжали менять город к лучшему.
Артур Стажков — один из них. Он снимает документальные фильмы об истории города, предлагает вернуть некоторым улицам дореволюционные названия, но при этом защищает памятник расстрелянным социалистам, который стоит на кладбище вдали от туристических маршрутов. Корреспондент «7х7» расспросил Артура, зачем и как он это делает.
“Говорят, на Западе "отменяют" нашу культуру, почему это делаем мы?”
Один из последних проектов Артура — борьба за восстановление памятника рабочим, расстрелянным при забастовках.
Как житель Красного Перекопа, Артур видел этот памятник с детства, и монумент всегда был в плачевном состоянии. Он надеялся, что городские власти будут заботиться о нем, но последний раз его реставрировали 17 лет назад. В 2019 году другой городской активист, Семен Тараев, добивался внесения памятника в реестр объектов культурного наследия, но безуспешно — чиновники сочли, что объектом культурного наследия является сама могила, а не памятник на ней.
Летом 2022 года Артур и его коллеги снимали фильм о Перекопе, делали видео с дрона. По кадрам им стало очевидно, что монумент долго не проживет. Месяц спустя после выхода фильма «Мы — Карзинкиных потомки» памятник действительно развалился.
В ноябре 2022 года Артур обратился к губернатору с просьбой заложить деньги на реставрацию монумента в бюджет 2023 года.
«Шесть памятников Ленину, что дошли до сегодняшнего дня, не забросили, а мемориал обычных фабричных забросили. Говорят, что на Западе "отменяют" нашу культуру, но тогда почему то же самое делаем мы?» — написал Стажков.
Он с друзьями начал собирать подписи местных жителей за восстановление памятника. К середине сентября 2023 года удалось собрать 570 подписей, которые Артур отправил губернатору. Спасению памятника помогал местный телеканал "Вести Ярославль", который снял репортаж и отправил свои обращения в департаменты и пресс-службы властей.
– Памятник стоит на кладбище, то есть на муниципальной земле, но мэрия год отсылала нас к руководству фабрики "Красный Перекоп”. Якобы это их рабочие 88 лет назад установили памятник, а значит, завод является его собственником. И только год спустя департамент городского хозяйства подставил мэрию, сказав, что памятник находится в их [мэрии] ведении, — объяснил Артур.
Теперь судьбу памятника будут обсуждать на городских координационных советах. Пока Артур не считает это победой – решение может затянуться.
– Координационный совет – это собрание чиновников и бабушек, как правило, в неудобное рабочее время и без широких анонсов. Я делаю ставку на местных пенсионеров, так как они тоже ратуют за восстановление памятника.
Артур считает, что восстановление памятника может дать альтернативную туристическую тропу. Однако монумент важен и для местных жителей, которые смогут сохранить часть своей истории. Он надеется, что в течение полутора лет чиновники утвердят проект восстановления, найдут деньги и подрядчика для ремонта памятника.
Горожанин, патриот, человек-момент
Артур не считает себя краеведом и урбанистом, говорит, что знания у него разносторонние, но базовые – их хватит, чтобы понять, что дорогу возле его дома отремонтировали не по ГОСТу, но недостаточно, чтобы судить о крупных региональных изменениях. Себя он называет "горожанином и патриотом".
– Я не урбанист. Я хочу, чтобы заросший пруд возле дома благоустроили. Может, не как озеро Кабан в Казани, но банальные скамейки, урны и фонари не помешают, – объяснил он. – Я не краевед. В своих фильмах я рассказываю только о том, что меня интересует. Я не активист. Если есть какая-то проблема, я включаюсь: в моем районе три года не делали дорогу, но я заспамил администрацию сообщениями, и в итоге ее привели в порядок. Я человек-момент, если мне нужно что-то здесь и сейчас, я это делаю.
Но самыми первыми проектами Артура были школьные дискотеки. Они с друзьями организовывали вечеринки в старшей школе (и так зарабатывали первые самостоятельные деньги), а, поступив в университет на специальность "Организация работы с молодежью", масштабировали вечеринки до городских.
– На первой вечеринке мы брали деньги за вход, чтобы отбить аренду клуба. В один момент денег стало больше, чем нужно. Суммы, конечно, смешные: где-то по две тысячи на каждого организатора. Но решили: это золотая жила, сейчас разбогатеем.
Несколько лет, с 2017 по 2019 год, они проводили вечеринки каждые три месяца, на одну из последних собралось семьсот пятьдесят человек. Постепенно организаторы прокачивали навыки диджеинга, улучшали элементы шоу, учились управлять толпой.
– В августе 2019 в концерт-холле "Кино" собралось уже 800 человек, и это был предел – больше народа туда не вмещалось физически. Во время слэма пол ушел вниз на десять сантиметров. Площадка повысила стоимость аренды на следующие разы, поэтому мы выбрали место побольше: в планах было собрать полторы тысячи человек. Но началась пандемия, и договор мы расторгли. Я считаю, мы ушли на пике.
В это же время вышел первый фильм Артура – про творческую молодежь Ярославля. От вечеринок он перешел к другим проектам: организации субботника с аудиторией местных музыкантов, съемкам новых фильмов.
Позже Стажков начал изучать региональную политику, писать о проблемах в соцсетях, даже попробовал стать депутатом. Он хотел создать концепцию района Красный Перекоп, основываясь на его фабричном прошлом, чтобы привнести сюда больше инвестиций.
– Было много разных планов: от решения проблем жителей до продвижения масштабных проектов благоустройства района. Понятно, что города и регионы сейчас по уши в долгах, но задумка заключалась в федеральном финансировании, — рассказал он. — Это был и есть мой способ самореализоваться и оставить след, не прожить свою жизнь напрасно.
Отказавшись встать под флаги какой-либо из партий, Стажков стал самовыдвиженцем: встречался с жителями района, изучал их проблемы, отправлял обращения, а позже собрал 68 подписей за свою кандидатуру, но был снят с гонки. В комиссии шесть подписей посчитали подложными: ровно столько Артур собрал сверх лимита прохождения регистрации.
“Я не испытывал иллюзий, что меня сходу зарегистрируют. Все политические институты прогнили до той степени, в которой комфортно живут только подхалимы”, – написал Артур в соцсетях.
Много звуковой информации
Весной 2023 года Артур задумался о просвещении жителей и туристов о дореволюционных названиях городских улиц. Он публиковал посты в социальных сетях, рассказывая про то или иное старое наименование. Иногда проводил опросы, давая на выбор современное и историческое название улицы.
Затем он захотел рассказать об этой части городской истории всем ярославцам. Он предложил начать с озвучки остановок общественного транспорта с упоминанием старого названия. Например, «Остановка улица Первомайская, до 1924 года — Казанская».
Артур договорился с начальником управления городского транспорта Сергеем Волканевским. Чиновнику идея понравилась, и он сказал, что с технической точки зрения проблем не возникнет. Однако после этого он перестал выходить на связь. Лишь спустя четыре месяца чиновник сказал, что пассажиры отправляют много обращений об “информационном шуме в салоне”.
Стажков решил выяснить, что это за обращения, отправил запрос в департамент транспорта и понял, что чиновник обманул его – никаких жалоб в департамент не поступало. В конце августа, после публикации статьи с разоблачением чиновника, Сергей связался с Артуром снова и пообещал все-таки сделать озвучку, но этого все еще не произошло.
– За это время я переосмыслил проект. – Говорит Артур. – Я бы не хотел, чтобы озвучка дореволюционных названий была на постоянной основе. Другое дело — время праздников, например, День города, новогодние каникулы.
Артур хочет снова напомнить о своей идее весной, чтобы сделать праздничную озвучку ко дню города.
Перекоп Всевышний
Артур снимает фильмы для подростков и молодежи, рассказывая об исторических фактах – например, о восстании 1918 года, – понятным языком.
– Я полюбил историю только в девятом классе, однако «хронографом» родного Ярославля начал интересоваться только в университете. Сейчас же я считаю, что историей можно заинтересовать любого, самое главное — найти подход. Своими фильмами я как раз и надеюсь завербовать людей в наши ряды любителей-краеведов.
Осенью 2023 года он работает над фильмом про еще одного локального героя – городского голову Ивана Вахромеева, который в XIX веке владел мукомольным заводом, реставрировал местные храмы, разбил Демидовский сквер. Артур скептически относится к идее скульптора Зураба Церетели и мэрии поставить на одной из центральных площадей Ярославля памятник Екатерине II.
– Я вижу некоторую логику в том, чтобы поблагодарить Екатерину за регулярный городской план. Но условный Вахромеев для Ярославля сделал гораздо больше, и памятник ему был бы уместнее.
В разговоре с «7х7» Артур рассказал, что в конце фильма он озвучит идею поставить памятник Вахромееву в Демидовском сквере напротив его усадьбы.
– Мы должны продвигать нашу локальную историю и наших героев, чтобы будущие поколения ярославцев о них не забыли, – сказал он.
Улицы ждали именно нас
В те же дни, когда Артур рассказывает «7х7» о своих проектах, осыпавшиеся за несколько лет портреты купцов на проспекте Октября закрашивают, чтобы сделать новый мурал: в духе времени — с батальными сценами. Еще одна частичка истории исчезает из облика города, но Артур не опускает руки – он мечтает назвать одну из безымянных улиц в своем районе в честь купцов Карзинкиных.
– С началом СВО городской активизм отошел на второй план, – считает Артур, – но полтора года спустя жизнь понемногу входит в привычное русло. Люди гибнут с обеих сторон, но наша жизнь здесь продолжается. Иноагент и известный ярославский предприниматель Андрей Алексеев продолжает показывать независимое кино. И у меня тоже появляются новые проекты.
Сначала Артур хотел поменять название уже существующей улицы – назвать фамилией Карзинкиных улицу Стачек, на которой находится фабрика. Но от основательницы TEXTIL Юлии Кривцовой Артур узнал, что параллельно улице Стачек и тоже вдоль фабрики проходит безымянная улица – на ней всего несколько жилых домов. Артур нашел комиссию, которая занимается наименованиями улиц, и надеется убедить ее в важной роли Карзинкиных. Артур сам живет на переименованной улице, которой в 90-е годы вернули историческое название "Большая Федоровская". Но после 1990-х годов улицы в Ярославле еще не переименовывали.
– Для меня это в первую очередь патриотизм. Большая часть современной инфраструктуры района строилась благодаря Карзинкиным. Они дали рабочие места десяти тысячам людей, открыли ясли, библиотеку, общежитие. Несмотря на то, что Карзинкины – московские купцы с ярославскими корнями, они – наши локальные герои. Моя прабабушка и другие родственники работали на этой фабрике. Я хочу увековечить их.
Фильм про купца Вахромеева Артур надеется выпустить до конца 2023 года. И двигаться дальше. Куда – покажет время.
– Я вижу себя в городской политике, но не хочу мимикрировать, поддерживать не близкие мне идеи и законопроекты. Мое время еще не пришло.