«Культура отмены» в России после начала военных действий в Украине затронула театры. В стране чиновники и режиссеры стали отменять спектакли о революции, диктаторах и войне. За антивоенную позицию актеры и актрисы лишились ролей, режиссеры — работы, а театральные критики — площадок для публикации. Какие постановки в России стали запретными и что ждет театр во время военной цензуры — в обзоре «7х7».
Спектакли
«Белая болезнь», Новосибирский государственный театр «Красный факел»
О чем спектакль: Он основан на фантастической пьесе чешского писателя Карела Чапека. По сюжету диктатор планирует напасть на соседнюю страну. В это время в мире бушует эпидемия. Доктор из страны-агрессора изобрел лекарство от «белой болезни» и готов отдать его заболевшему диктатору, если тот откажется начать войну. Но власти все-таки вторгаются к соседям. В финале доктору удается переубедить диктатора вывести войска. Но врача убивает народ, который хочет воевать до победного.
Почему запретный: Новосибирский театр планировал поставить спектакль еще в 2020 году. Его премьера должна была состояться в конце сентября 2022 года. Но за полторы недели до премьеры его отменили. Режиссер спектакля Глеб Черепанов пояснил, что «иногда какой-то материал вдруг становится не совсем уместен в конкретный период», поэтому пьесу перенесли на время.
«Страсти по Тилю», Новый экспериментальный театр в Вологде
О чем спектакль: «Страсти по Тилю» театр поставил по пьесе Григория Горина, которая основана на романе «Легенда об Уленшпигеле» о революции в Нидерландах. Главный герой в спектакле «дерзит королю, грабит лицемерных святош, поднимает восстание, спасает свою страну». В афише героя описывают как человека, «который может говорить правду, когда все вокруг молчат». Впервые спектакль поставили в СССР в 1974 году.
Почему запретный: Премьера спектакля в вологодском государственном театре была назначена на 30 сентября. Но постановку руководство отменило в августе. По версии издания V1.RU, спектакль могли снять, потому что «в пьесе главной мыслью является призыв к революции». На это отреагировала даже журналистка Ксения Собчак. Она написала, что «цензура новых реалий дошла до региональных театров».
После отмены спектакля уволился главный режиссер театра Владимир Бондаренко. По его словам, перенос постановки на неопределенный срок стал одной из причин ухода.
Руководители и режиссеры
Дмитрий Крымов
Что произошло: Пять постановок Крымова убрали из афиш Театра имени Пушкина, «Мастерской Петра Фоменко», «Школы современной пьесы» и «Школы драматического искусства». Источник в театре имени Пушкина в Москве сообщил журналу «Театр», что спектакль сняли по официальному приказу московского департамента культуры.
В афише федеральных театров МХТ имени Чехова и Театра наций постановки стоят до сих пор.
Почему запретный: 25 февраля Крымов приехал в США для постановки «Вишневого сада». Он решил остаться в Америке «по воле случая», хотя, по его словам, мечтает вернуться на родину. Он высказался о ситуации в российском культурном пространстве: «Это стук топора по вишневому саду. Вишневые деревья вырубают прямо на глазах. Это конец».
Александр Молочников
Что произошло: В начале сентября Театр на Бронной в Москве отменил все спектакли Александра Молочникова. Руководство прислало задействованным артистам SMS об отмене и прекратило продажу билетов. Молочникова никто не предупредил об этом. Премьеры в Большом театре в сезоне 2022–2023 отсутствуют.
Почему запретный: Молочников 24 февраля в соцсетях высказался против военных действий в Украине. Он извинился перед подписчиками из украинских городов, куда раньше приезжал и «изумлялся гостеприимству». Позже он удалил пост.
Группа по расследованию антироссийской деятельности в сфере культуры направила письмо министру культуры Ольге Любимовой и руководителю Большого театра Владимиру Урину. В обращении они попросили повлиять на режиссера.
Дмитрий Волкострелов
Что произошло: В марте департамент культуры Москвы уволил художественного руководителя Центра имени Всеволода Мейерхольда.
Почему запретный: 24 февраля Волкострелов написал в Instаgram-аккаунте театра антивоенный пост и позже признался в этом департаменту культуры Москвы. Волкострелов планировал остаться в театре для продолжения работы. Но в ведомстве его попросили написать заявление об увольнении по собственному желанию, чтобы «хорошо расстаться» и «оставить возможность когда-нибудь продолжить отношения». Он отказался от заявления «по собственному» и потребовал, чтобы его уволило руководство.
Елена Ковальская
Что произошло: директор Центра имени Мейерхольда Елена Ковальская уволилась в знак протеста с военными действиями в Украине. Она написала, что не может работать на «убийцу и получать у него зарплату». Ковальская планировала довести до конца проекты театра, но уже «на общественных началах».
Актеры и актрисы
Юлия Ауг
Что произошло: 19 апреля электротеатре «Станиславский» в Москве прошел спектакль «Сад». На следующий день его отменили «по техническим причинам». В постановке должна была играть актриса Юлия Ауг.
Депутат Госдумы Александр Хинштейн в своем Telegram-канале написал, что актриса «известна своей антироссийской позицией», является противницей военных действий в Украине и выступала против присоединения Крыма. Он сообщил об этом руководителю Департамента культуры Москвы и тот «пообещал разобраться».
Против спектакля выступили актрисы Лариса Бравицкая, Яна Поплавская и Мария Шукшина. Последняя поблагодарила подписчиков за «отправку писем и телеграмм чиновникам в Минкульт, театр, Госдуму, прокуратуру, следственный комитет».
Почему запретная: В марте Ауг дала интервью «Новой газете», в котором рассказала о страхе и негативном отношении к военным действиям в Украине. В Эстонии она поставила спектакль, основанный на переписках с работниками и друзьями из украинских театров.
Варвара Шмыкова
Что произошло: В сентябре из репертуара драмтеатра на Малой Бронной в Москве убрали постановку Александра Молочникова «Платонов болит». В театре «Современник» перенесли спектакль «Живой». В них играла актриса Варвара Шмыкова. После отмен она написала, что и у нее «больше нет театра».
Почему запретная: 24 февраля Шмыкова выложила в Instagram черный квадрат и подписала «Нет [Роскомнадзор]!».
В 2021 году она публично высказалась против задержания Алексея Навального. После этого с сайта Центра имени Всеволода Мейерхольда удалили страницу актрисы, но на тот момент играть в спектаклях актриса продолжила.
Чулпан Хаматова
Что произошло: в марте руководство театра «Современник» попросило Чулпан Хаматову уволиться по собственному желанию. По мнению актрисы, на этом настояло Министерство культуры Москвы. Она играла в театре 24 года, а с 2016 года была заместителем художественного руководителя театра.
Почему запретная: В феврале Хаматова подписала антивоенные письма от российских деятелей культуры и НКО к Владимиру Путину. Они призвали остановить военные действия в Украине. Перед увольнением актриса уехала из России в Латвию и дала интервью журналистке Екатерине Гордеевой.
Анатолий Белый
Что произошло: В июле актер МХТ имени Чехова сообщил, что ушел из театра. Он доиграл все спектакли в сезоне и уехал из России.
Почему запретный: В июле Белый написал о падении ракеты в Виннице — на его родине. Он написал в соцсетях, что с начала военных действий в Украине у него «внутри огромный камень, он давит, и сердце болит каждый день». Белый покинул страну из-за «тотальной несвободы».
Театральные критики
Марина Давыдова
Что произошло: 24 февраля главред журнала «Театр» создала антивоенную петицию. После этого учредители Союза театральных деятелей закрыли издание. Давыдовой начали угрожать в соцсетях, ее почту пытались взломать, на двери ее квартиры написали букву Z, неизвестные наблюдали за девушкой через скрытые камеры у входа в дом, а телефон прослушивали. В марте Давыдова уехала из России. В сентябре полиция составила на нее протокол за дискредитацию армии из-за петиции.
Почему запретная: Давыдова признается, что «до конца не осознавала все последствия», когда выложила петицию. Но, по ее словам, театр «невозможно исключить из политики и существовать в нем как в волшебном мире прекрасного». Редакция журнала продолжила вести сайт издания и хронику «уничтожения российского театра».
В 2014 году журнал уже был под угрозой закрытия. После присоединения Крыма вышел номер в цветах украинского флага. Давыдову «вызвали на ковер» в Минкультуры, а журнал лишили финансирования. «Театру» помог деньгами фонд Прохорова.
Почему страдает российский театр и что его ждет — отвечает театральный критик Антон Хитров
— Предпосылки к отмене спектаклей и «запретам на профессию» формировались во время всего путинского правления, особенно с 2015 года с «Тангейзера» (в 2015 году на директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича и режиссера оперы «Тангейзер» Тимофея Кулябина прокуратура завела дело об административном правонарушении. Их обвинили в оскорблении религиозной символики и оскорблении чувств верующих в постановке об Иисусе Христе. Суд оправдал директора и режиссера — прим. «7x7»). Еще «Театр.doc» вынудили уехать (в 2020 году владелец пространства досрочно расторг договор аренды с независимым театром. Причиной могло быть кукольное представление о шамане Габышеве, который шел «изгонять Путина» — прим. «7x7»). Сейчас это все усугубилось.
С одной стороны, кто-то в первые дни войны заявил, что не может работать в театре и получать бюджетную зарплату. Например, Елена Ковальская из центра Мейерхольда в Москве. Кого-то уволили, как Дмитрия Волкострелова из того же театра [за антивоенный пост]. Есть открытые политэмигранты: Чулпан Хаматова, Анатолий Белый. Кто-то ушел, не объясняя причин публично. Еще не всегда понятно: ушел сам или на него надавили.
С другой — в регионах на театры в добровольно-принудительном порядке вешают Z на фасадах. Но необязательно коллектив театра с этим солидарен. Для многих это настоящая трагедия. Но куда идти актеру? Особенно в регионах, где в городе три театра. Значительная часть сообщества никак не реагирует на войну: ни в речах, ни в спектаклях. Делаем вид, что все хорошо.
Понятно, что ничего антивоенного в театре появиться не может: ни спектакли на ЛГБТ-тематику, ни антирелигиозного характера, ни с критикой власти.
Чтобы такое в театре стало возможно, нужен отчаянный режиссер, очень принципиальный директор и отчаянные актеры. Есть ли такой театр в России, если не говорить про большие бюджетные площадки? Я думаю, что нет.
Безусловно, эзопова языка в театрах станет больше, но я против него. Как только мы маскируем нашу позицию метафорами, мы легитимизируем цензуру и соглашаемся играть по этим правилам, смиряемся с ситуацией. Это растлевает публику и позволяет молчать, говорить намеками.
Меня сейчас интересует только прямой разговор, который еще возможен на территории независимого театра, квартирников, кухонь, андеграунда. Моя коллега Марина Давыдова здорово сказала, что поскольку художник работает с ценностями и смыслами, то право на высказывание он имеет только в том случае, если публично определился по главным вопросам. Главный вопрос в России сегодня — это война. Я не говорю, что все должны срочно делать антивоенные проекты и не делать ничего про цветочки. Но к цветочками надо переходить, когда ты уже высказался.
Все содержательное и важное будет происходить в театрах, которые по духу являются стрит-артом. Такой нищий, злой и очень мотивированный. Когда ты выключен из официальной культурной жизни, тебе не нужно подстраиваться под запросы институций и можно делать что-то классное. Я думаю, что какое-то очень интересное искусство должно появиться в этой ситуации, если она надолго.