Ярославский журналист Алексей Яковлев раньше не собирал помощь для нуждающихся публично. Но в день, когда в регион приехали сотни беженцев из ДНР, он решил использовать свои медийные активы — профили в соцсетях и канал в Telegram. Всего за день он получил почти 400 тыс. руб. пожертвований. Как Алексей распорядился этими деньгами и почему государственная система не способна заменить частную помощь — в материале «7х7».
«Горя полно вокруг»
Алексей Яковлев — журналист, шеф-редактор ИА Regnum в Ярославской области, автор Telegram-канала «Дядя Лёша», у которого 1,7 тыс. читателей. В 2014 году он помог трем семьям из города Славянска в Донецкой области, которых встретил в пункте для беженцев:
— Они убежали от украинских военных буквально в том, что на них было. Я возил их по магазинам, и мы покупали все самое необходимое.
Когда российские регионы, в том числе Ярославская область, в феврале 2022 года заявили, что готовы принимать беженцев, редакция REGNUM-Yaroslavl запостила в своем Telegram-канале анонимный опрос «Какую помощь этим людям готовы оказать лично вы?». Половина из 600 участников опроса выбрала ответ «Не хочу помогать, мне бы кто помог» и только 8% — «Готов помочь финансово».
«Ни сторонники спецоперации, ни ее противники не готовы принять ее последствия, если они влияют на их благополучие. Более того, эти [половина участников голосования] не способны к состраданию вне зависимости от того, как они относятся к происходящему на Украине», — написал Алексей в своем канале «Дядя Лёша».
Сам для себя он решил, что поможет беженцам, как только они приедут: «Я всегда стараюсь помогать по возможности — и не только беженцам. Горя полно вокруг».
Адресная помощь
Первые 480 беженцев из Донецкой области приехали в Ярославль 20 марта. Власти поселили их в восемь пунктов временного проживания, в том числе на базе отдыха «Сахареж». Алексей Яковлев поехал туда на следующий день.
Поговорив с беженцами, руководством и работниками базы, журналист поехал в соседний город в Костромской области — Нерехту. Там он купил четыре телефона: «Людям раздали симки, а телефонов у многих нет». Нескольким семьям Яковлев дал деньги: люди не могли поменять свои гривны.
Алексей считает, что в гуманитарной помощи для беженцев лежит в основном поношенная одежда. Ему кажется это оскорбительным: «Я не сторонник такого вида помощи, мне неприятна сцена людей, копающихся в кучках одежды, эти люди не бомжи, у них должна быть возможность получить новые и нужные вещи». Поэтому в своем Telegram-канале и на своей странице в соцсети «ВКонтакте» журналист опубликовал предложение собрать деньги на помощь людям.
Объявление о сборе Алексей Яковлев запостил утром 22 марта, а на следующий день подвел итог: ярославцы перечислили ему 372 тыс. руб.
«Не все доверяют системе, но доверяют мне»
Когда журналист поехал в «Сахареж» второй раз, он вез с собой телефоны, тонометры, глюкометр, средства гигиены, медикаменты и сладости для беженцев. К нему присоединились бывший депутат облдумы Павел Дыбин и директор центра инжиниринга и технологий «Полигон ЯГТУ» Андрей Лукашов, которые тоже взяли для беженцев продукты и вещи. Кроме этого Дыбин подарил одной из беженок палку-трость, свозил мужчину-беженца в магазин одежды большого размера, а Лукашов купил торт для именинника Геннадия Ермака.
— Одинокий 62-летний мужчина беззвучно плакал у меня на плече. Но ему станет легче. Он знает, что не остался один на один со своим горем, — рассказал Алексей.
Сумму, которую ему удалось собрать всего за день, он считает «существенной», но понимает: этого мало для поддержки сотен людей, у которых почти ничего нет. Раньше Яковлев не освещал сборы в соцсетях: у него много друзей и знакомых, к которым он может обратиться лично. Но обращение о помощи беженцам подхватили ярославские паблики и чаты. Сам Алексей не называет то, что он сделал, «сбором»: считает, что это «громко звучит».
— Я помогаю людям адресно, — рассказал он корреспонденту «7х7», — системе тяжело работать индивидуально. Частная помощь не заменяет государственную. Но где-то она гибче системы, оперативней. Плюс не все доверяют системе, но доверяют мне. С конкретного человека, если что, даже спросить можно, а с системы не спросишь. Я рассказываю о том, кому оказана помощь и чем. Я трачу все деньги, а не оставляю себе процент, как некоторые фонды.
«Человеки должны быть человечны»
Во время второго визита в «Сахареж» беженцы спрашивали Алексея Яковлева, где им найти работу. Поэтому в следующем посте в «Дяде Лёше» он предложил подписчикам откликнуться, если у них есть ответ на вопрос о вакансиях.
— Человеки должны быть человечны. Я рад, что способных сострадать так много, — обратился он к ярославцам.
По словам Яковлева, много людей в Ярославле готовы помогать не только деньгами. Сотрудницы салонов красоты поехали к беженцам делать им бесплатные стрижки, а менеджеры магазина техники, узнав, для кого журналист покупает телефоны, сделали скидку. Хозяйка цветочного магазина пообещала привезти беженцам небольшие букеты цветов. Подписчица Алексея, молодая мать, связалась с ярославской театральной студией «Ежики». Труппа решила устроить представление для детей в «Сахареже».
— Приходят предложения предоставить жилье и работу. Есть даже несколько предложений по полному обеспечению нескольких семей, — рассказал Яковлев «7х7».
Теперь он хочет вместо кнопочных телефонов купить беженцам недорогие смартфоны: звонить по ним «дешевле и безопаснее». Еще людям из Украины нужны сумки для документов, рюкзаки или спортивные сумки для вещей, чемоданы. Нужны тазы, чтобы стирать вещи и прогревать ноги. Алексей будет собирать эти вещи или покупать их. Еще Яковлев планирует купить чай, кофе, кусковой сахар: беженцы говорят, что кормят их хорошо, но им хочется пить чай и в своих номерах. Чай и сахар будут собирать в одном из ярославских ТСЖ.
Журналист считает, что лучше брать на себя конкретные задачи и выполнять их полностью — привезти не всего по чуть-чуть, а сразу партию. Например, 150 расчесок или зонтов, чтобы никому не было обидно. О своей роли в организации помощи он говорит сдержанно:
— Я выполняю лишь функцию коммуникатора. Есть предложения от ярославцев, есть запросы от мариупольцев, есть ответственные за трудоустройство чиновники. Я их соединяю. Я лишь упрощаю процесс помощи для тех, кто хочет ее оказать. Я один из многих. Просто так сложились обстоятельства.