Депутат Пензенской гордумы от КПРФ Александр Рогожкин отсидел 20 суток за пост о несогласованной акции «За Россию без дворцов и олигархов», которая прошла 23 февраля. Находясь под арестом, он общался с обитателями спецприемника и фиксировал их жалобы. После выхода на свободу Рогожкин подготовил депутатский запрос на имя регионального уполномоченного по правам человека Елены Роговой, в котором попросил обратить внимание на «отвратительные» условия содержания задержанных.
По словам Александра Рогожкина, в основу депутатского запроса легли жалобы примерно 15 человек.
— Я общался с ними во время прогулок и записывал жалобы в блокнот, который мне передали товарищи, — рассказал Рогожкин «7х7». — Весь спецприемник знал, что я депутат, поэтому подходили и жаловались.
Рогожкин сообщил, что на стенах в камерах отваливается краска, мойки ржавые и постоянные перебои с водой (она, как правило, отключается утром и вечером). Случалось, что воды не было весь день. В камерах сидят по пять-семь человек. Людей выводят мыться раз в неделю на несколько минут. Вода подогревается в электрическом бойлере, которого, по словам депутата, не хватает на всех.
— В душевой висит бумага со ссылкой на внутренний документ МВД, что граждане имеют право на прохождение санобработки, — сказал Рогожкин. — Но все, кто заезжал к нам в камеру, рассказывали, что санобработку они не проходили, сотрудники спецприемника воспользоваться этим правом не предлагали. При этом надо понимать, что в спецприемник поступают не только оппозиционеры, но и люди без определенного места жительства.
В день заезда в спецприемник в камере, где сидел депутат, работала одна электрическая лампочка из двух, из-за чего половина помещения находилась во тьме.
Ни в одном из супов депутат не обнаружил мяса — «только вкрапления капусты». Картофеля в супе практически не было. По его словам, состав котлет «вызывал жаркие дискуссии среди сокамерников, потому что вкуса мяса в них не ощущалось».
Рогожкина также возмутило поведение сотрудников спецприемника, которое он назвал «хамским». По его словам, к заключенным они обращаются на «ты». Случалось, что людей заставляли выходить на прогулку сразу после того, как принесли обед, из-за чего задержанным приходилось есть остывшую еду.
— Спецприемники в теории должны исправлять людей. Но те условия, которые там созданы, способствуют только деградации. Мне кажется, они созданы для обесчеловечивания тех, кто оступился и туда попал, — прокомментировал условия Рогожкин.
Он подготовил обращение к региональному уполномоченному по правам человека Елене Роговой, которую попросил провести проверку и привлечь к ней депутатов Пензенской гордумы.
— Если уполномоченная действительно заинтересована в защите прав человека, то она привлечет нас к этой работе, — заключил депутат.
Депутата Пензенской городской думы Александра Рогожкина задержали 25 февраля на выходе из спецприемника, где он навещал своего помощника Александра Ермакова, арестованного за призыв к участию в акции 23 февраля.
26 февраля Ленинский районный суд Пензы арестовал Рогожкина на 20 суток за повторное нарушение установленного порядка проведения акций по части 8 статьи 20.2 КоАП. Рогожкин пояснял, что причиной ареста стала «публикация изображения в соцсети». Речь шла о репосте с призывом принять участие в акции КПРФ 23 февраля «За Россию без дворцов и олигархов». В поддержку Рогожкина в Пензе, Сызрани, Белгороде, Ижевске, Саратове, Севастополе, Тюмени и Самаре проходили пикеты. 17 марта встречать депутата на выходе из спецприемника пришло около 40 человек.