Жители взорвавшегося дома на улице Батова 30 октября вышли с пикетом на Советскую площадь в Ярославле, чтобы заставить чиновников выполнить обещания по расселению людей. Гостиницы «Которосль» и «Азимут», в которых они жили два месяца, попросили их освободить номера с 31 октября. Люди говорят, что им негде жить, а чиновники мэрии считают, что протест кто-то организовал специально.
Всего в доме на улице Батова жили 120 семей, в том числе многодетные. На площадь пришли с плакатами 15 ярославцев из 12 квартир. Они сказали, что варианты для съема жилья чиновники начали им предлагать только три дня назад и они еще не утверждены. В качестве временной компенсации администрация Ярославля предлагает ежемесячные выплаты: 8 тыс. руб. на съем однокомнатной квартиры и 11 тыс. руб. - двухкомнатной. Остальные средства люди должны найти сами.
— Мы недовольны компенсациями. За двушку в 54 «квадрата» нам предложили 2,25 миллиона рублей. Нам нужно самим найти и купить квартиру, чтобы дом был не старше 2000-х годов. Это сделать нереально, мы не хотим уезжать из Дзержинского района, у нас там садики, школы, а такая квартира, как у нас, будет стоить 2,6–2,7 миллиона, — рассказала Елизавета.
Жители нескольких квартир отказались предоставить свои личные данные для оформления документов на выплаты. Валерия Тихомирова, начальник ЖКО территориальной администрации Дзержинского района, в переписке с ними утверждает, что без передачи этих данных нельзя будет обратиться в федеральный бюджет за выплатами на приобретение жилья. Но бывшие жильцы дома на улице Батова боятся, что их поставят в очередь на расселение, которая продлится до 2025 года, и обяжут самостоятельно снимать квартиры на этот период.
— Третий месяц мы бомжи, власти ничего не хотят делать, только хотят, чтобы мы съехали из гостиницы, а ехать нам некуда. У нас даже нет на руках заключения об аварийности дома. Нас пугают, что поставят в очередь на заселение и это растянется на годы. Все время называют разные причины, по которым нужны наши данные. Сплошной обман, и мы уже ничему не верим. Я инвалид второй группы, я не могу носить тяжести, муж — ветеран труда, а нас заставляют съезжать в съемную квартиру, в ужасные условия. Мы никому не нужны, а завтра нас выгоняют из гостиницы. Нас обвиняют, что мы сейчас хорошо устроились, питаемся по три раза в день бесплатно. Но мы как-то дожили до 70 лет и ни у кого денег не просили. Случилась беда, а люди злорадствуют - вот что обидно. А ведь любой человек может оказаться в такой ситуации, — рассказала пенсионерка Ирина.
К пикетчикам вышли сотрудники мэрии Ярославля — заместитель мэра по социальной политике Елена Новик и заместитель мэра по взаимодействию с общественностью, международным связям и обеспечению деятельности мэрии Вячеслав Гаврилов. Сначала они поинтересовались, почему жители не дают свои персональные данные и отказываются от вариантов расселения, предлагаемых администрацией, а потом начали спрашивать, почему люди выходят на пикеты и кто призвал их сделать это.
— Мне под седьмой десяток, как будто у меня головы нет и меня надо куда-то звать. Если нас завтра выгонят из гостиницы, что нам делать? Сил нет никаких от этого издевательства, — ответила Ирина.
— Никто из вас не хотел жить в гостинице, вы просили найти для вас квартиры, и мы это сделали, почему вы сейчас поменяли свое мнение? — спросила Елена Новик другую пикетчицу.
— Нам некуда съезжать. Нам нужно свое жилье, — попыталась объяснить та.
Некоторые пикетчики начали плакать, говоря, что завтра окажутся на улице. Представители мэрии заверили их, что смогут расселить людей.
— Гильдия риелторов взялась помочь в общении с собственниками квартир, чтобы профессионально оценить квартиры и взять переговоры на себя, — сказал Вячеслав Гаврилов. Речь идет о квартирах для съема: жители боятся, что им не захотят сдавать жилье, так как многие из них — с детьми и животными.
— В мэрии могли бы взять кредит и потратить его на квартиры, а когда пришли бы федеральные деньги, они расплатились бы с кредитом, — предложила Ирина, — но я думаю, что они в долгах и денег им никто не даст. Мы уже не выдерживаем, звонят с шести утра, а у нас одни пенсионеры. Скорая вчера стояла под окнами гостиницы, повсюду валерьянка, корвалол.
А есть ведь люди и с маленькими детьми. Одна женщина в гостинице живет с младенцем. Его отказываются прописывать, дом-то был аварийным. Ребенок только родился, а он уже бомж.
Пикет продолжался около часа. Представители мэрии поговорили с каждым и пообещали людям подобрать подходящие квартиры, но где пострадавшие будут жить в ближайшее время, чиновники не уточнили.
- Только под окнами «белого дома» начинают приниматься решения. Выходили сюда дальнобойщики, обманутые дольщики. Власти наплевать на людей. Выход на площадь — это сегодня единственный механизм, который заставляет власти слышать, - сказал руководитель фракции КПРФ в Ярославской областной думе Александр Воробьёв, который пришел поддержать пикетчиков.
Обновление 18:00 30 октября: Вячеслав Гаврилов заверил, что жилье найдут для всех:
- Люди не будут платить комиссию за услуги риелторов, её мы будем включать в компенсацию. Такое решение принято, и с ним мы выйдем на ближайший муниципалитет. Те жители, которые уже заплатили за помощь в поиске квартир, смогут также получить компенсацию.
В мэрии подписали постановление, где указан срок расселения дома ― не позднее 2021 года.
Во втором корпусе 10-этажного дома на улице Батова, 5 21 августа произошел взрыв бытового газа. Погибли три человека — две женщины и восьмилетний мальчик. Дом 7 октября был признан аварийным, и губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов сказал, что правительство обратится в федеральный резервный фонд за финансовой помощью, так как денег на расселение в областном бюджете нет. 210 человек из 120 квартир были эвакуированы и расселены в пунктах временного размещения в гостиницах «Которосль» и «Азимут».