В Новокузнецке несколько организаций кормят горячей пищей обездоленных горожан. «7х7» поговорил с участниками и устроителями таких акций и узнал, много ли мяса в бесплатной каше, как государство уравняло интеллигентов и маргиналов, чем православная благотворительность отличается от кришнаитской, и почему трезвый голодному товарищ.
Бракованное эхо
О том, что в Новокузнецке каждую среду бесплатно кормят горячим, корреспондент «7x7» случайно узнал из ленты Facebook. Организации «Ладья», которая проводит эти акции, в соцсетях нет. Видеоролик снял и опубликовал местный блогер. Под видео комментарий: обеды проходят еженедельно в переулке Киселевском, и номер телефона одного из волонтеров. Место сбора недалеко от центра города, в двадцати минутах ходьбы от вокзала. Но — частный сектор. Жители расположенных через дорогу многоэтажек не смогли подсказать дорогу — они даже название переулка услышали впервые.
Новокузнецк именуют южной столицей Кузбасса, но в переулке Киселевском предстает совсем нестоличный пейзаж. Советских времен типовые домики, редкие прохожие. И группа — человек двадцать, — ждущая начала трапезы. Чувствуется, что все давно знакомы.
Через 15 минут после начала сбора приезжают три волонтера. Обед проходит под открытым небом. Достают раскладной столик — пункт раздачи. Две больших емкости — с чаем и гречневой кашей. Пришедшие угощаются стоя, держа пластиковые тарелки в руках. Пока едят кашу, стаканчики с чаем ставят в сугроб. Некоторые пришли с пластмассовыми контейнерами. Можно либо съесть свою порцию на месте, либо унести — что-то одно. Впрочем, несколько нуждающихся уносят в контейнерах по две порции.
— Что Таня сегодня не пришла? — спрашивают одного из них волонтеры.
— Да вот, заболела…
Возраст нуждающихся в основном пенсионный и предпенсионный. Одеты бедно, явно с чужого плеча, но не совсем уж в рванье. Пьяных нет. Правда, иные выглядели так, будто много лет злоупотребляли, но ранние морщины и потухший взгляд могут быть следствием нищеты или болезней. День выдался не экстремально холодным, но все же морозным. «7x7» не отвлекал присутствующих расспросами, чтобы те успели поесть, пока не остыло. После обеда диалоги получались странными. Какой-то эффект бракованного эха, выворачивающего смысл наизнанку.
— Я могу не называть ваше имя…
— Называть имя? Надо называть имя?! — пугался очередной собеседник.
«7x7» искал другие слова, чтобы объяснить готовность сохранить анонимность, но все равно понимали с точностью до наоборот. Поговорить удалось только с мужчиной, представившимся Валерием. Он разрешил себя сфотографировать. Был одет опрятнее других. Сознание ясное — понятно, что не пропойца. При встрече в других обстоятельствах, вряд ли можно догадаться, что мужчина нуждается.
Геноцид альтернативными методами
Валерию 67 лет. Он живет недалеко — на проспекте Металлургов. И по образованию инженер-металлург. Работал по специальности на самых известных предприятиях Новокузнецка — Кузнецком металлургическом комбинате (КМК) и Западно-Сибирском металлургическом комбинате (ЗапСиб). Получил травму, вынужден был уйти в другую отрасль, но тоже на инженерную должность. Позже трудился не по специальности, даже охранником. Последние несколько лет из-за болезней — у Валерия инвалидность второй группы — работать он не может. Большую часть пенсии съедают квартплата и лекарства. Иногда помогают деньгами дальние родственники, но все уходит на аптеку.
— Целый букет болезней. С такими не живут, но я пока теплюсь благодаря добрым людям. Если брать все необходимые мне лекарства — настоящие, а не дешевые подделки — в месяц бы уходило от 15 до 25 тыс. рублей, — уточняет он.
А пенсия 13 тыс. рублей с копейками. Из-за травмы мужчина не выработал «горячий стаж» на металлургических предприятиях. Кроме того, стаж, занесенный в трудовую книжку, почти в два раза меньше фактического.
— Дело в том, что в организациях, где я работал после КМК и ЗапСиба, руководят оборотни в погонах и уголовники. Мало того, что в трудовую стаж не записывали, так еще воровали все и нас обворовывали. По документам моя зарплата была 15 тыс., а я получал семь. Остальное забирал хозяин и с уголовниками делил. А когда пришла пора получать пенсию, выяснилось, что все документы уничтожены — в архивах их нет. Мне говорят: «Ищите документальное подтверждение, где хотите. Вы с какими-то жуликами связались». Я же оказался еще и виноват. Нуждаюсь в юридической защите, но юристы столько просят … У меня нет таких денег. Кто руководит нашей страной? Силовики. И они охамели совершенно: пожилых людей ни во что не ставят, — возмущается пенсионер.
По средам в переулок Киселевский, где кормят волонтеры «Ладьи», Валерий, по его словам, приходил уже раз сто. А вообще на бесплатные обеды ходит пять лет.
— Было очень стыдно поначалу, но потом привык. Тем более, встретил на таких акциях много людей с высшим образованием, у некоторых даже ученая степень есть. Тоже стесняются. Люди очень достойные, скромные, без вредных привычек.
Валерий рассказывает, что в Новокузнецке не менее пяти организаций, бесплатно кормящих горожан, оказавшихся за гранью нищеты.
— В основном религиозные организации. По воскресеньям кормят кришнаиты — во дворе дома на проспекте Курако, 1. Но какой они веры, не имеет большого значения. Главное, делают доброе дело. Привозят уже все расфасованное. Можно с собой унести, можно на месте поесть. Но у них, конечно, мясного ничего нет. Мусульмане пытались кормить, но потом куда-то исчезли. К сожалению, если православные кормят у себя в церквях, то ставят очень жесткие требования: акафисты читать или что-то еще. Здесь, в переулке Киселевском, кормят по средам без всяких условий. Еще кафе «Щи да каша» на проспекте Металлургов устраивает бесплатные обеды.
На вопрос, было ли в каше от «Ладьи» мясо, Валерий признался, что ему попался «один маленький кусочек». Натуральное оно было или тушеное, мужчина разобрать не смог, поскольку «настоящего мяса давным-давно не ел». Детей у Валерия нет. Признается, что рад этому.
— И слава богу, а то бы еще и дети мучились. Та жизнь, которую я прожил… Надо мной издевались, над моими родителями. Деда расстреляли в 1938 году. Как уничтожали людей миллионами при Ленине и Сталине, так и продолжают. Ничего здесь, по сути, не меняется. Продолжается геноцид, только теперь народ истребляют альтернативными методами: кого-то машиной сшибут, кому-то лекарство не дадут, кого-то без еды оставят, кого-то добьют стрессами.
«Необязательно сдавать металл, можно жить иначе»
Теперь о еще одной причине, делающей непопулярной тему благотворительных обедов. Акции зачастую проводят неканонические религиозные объединения или самодеятельные организации, помогающие наркозависимым. У многих таких организаций дурная слава: принуждение к непосильному труду, насильственное удержание в своих рядах, сомнительные методы «исцеления».
Новокузнецкая «Ладья» — общественная организация, не имеющая статуса юридического лица, помогающая наркозависимым и гражданам, освободившимся из мест лишения свободы. Дурной славы в городе «Ладья» не имеет. Ее волонтер Александр Гороховский, чей телефон был указан под видеороликом, жил в Алтайском крае, а в Кузбасс приехал два года назад по совету алтайского филиала организации, чтобы избавится от зависимости. С тех пор трезвенник.
— В свое время я очень нуждался в горячей пище. В том, что мы сейчас даем другим. Если кто-то устал от скитаний — может обратиться к нам, мы поможем, — утверждает он.
Руководитель новокузнецкой «Ладьи» Тагир Гайнуллин в прошлом тоже алкозависимый. По его словам, «Ладья» — что-то наподобие раннехристианской общины. Гайнуллин заверил, что все устроено на добровольных началах: каждый сам решает, нужно ли ему остаться, и на какое время. Некоторые не выдерживают и возвращаются к прежнему, но спустя время снова обращаются в «Ладью».
— У нас каждый может получить поддержку, временное проживание, пропитание, медицинскую помощь, одежду и так далее. Единственное требование — желание измениться. А живем мы по христианской морали: запрещено выпивать, курить, материться, воровать, сплетничать, драться, — объясняет Гайнуллин.
Рассказывает, что в Новокузнецке «Ладья» еженедельно кормит обездоленных уже два года. Продукты покупают волонтеры этой организации. На каждую акцию требуется 1 — 1,5 тысячи рублей. Выбрали переулок Киселевский, потому что рядом пункт скупки металла: возле него собираются люди, дошедшие до дна. Поесть приходят как жители близлежащих домов, так и живущие в отдаленных районах. Насколько известно волонтерам, у большинства имеется жилье, но есть и совсем обездоленные, ночующие в заброшенных домах. Как и тем, кто обратился в «Ладью», пришедшим на бесплатный обед могут помочь с одеждой, восстановлением документов, предоставить возможность позвонить родственникам.
— Мы их кормим, но при этом рассказываем, что есть другие ценности, другая — трезвая — жизнь. Что не обязательно сдавать металл, можно жить иначе, — говорит Александр Гороховский.
По словам Тагира Гайнуллина, к тридцати годам обычно формируется определенный жизненный уклад, и человек задается вопросом: «А зачем мне заботиться о других, незнакомых?».
— В моем случае я помогаю и себе тоже. Если, забыв, что и мне когда-то помогли, перестану заботиться о других, то вероятность того, что я останусь трезвым, адекватным человеком уменьшится многократно, — рассуждает он.
Тагир Гайнуллин слышал про другие новокузнецкие организации, кормящие нуждающихся, но не стремится координировать с ними действия «Ладьи» или объединить усилия. Говорит, что открыт для сотрудничества, но сам напрашиваться не будет.
Спасибо ребята что Вы есть! Этим людям очень нужна ваша поддержка и вы ее оказываете! Молодцы! Добра Вам и здоровья на долгие годы!