Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Что журналисты и правозащитники говорят о расследовании «Медузы» о возможной причастности фигурантов дела «Сети»* к убийству 

Что журналисты и правозащитники говорят о расследовании «Медузы» о возможной причастности фигурантов дела «Сети»* к убийству 

Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Интернет-издание «Медуза» 21 февраля опубликовало расследование о возможной причастности некоторых фигурантов дела «Сети»* к убийству. Редакция сообщила, что решение о публикации было одним из самых сложных в ее истории, и назвала статью «тяжелым ударом» для тех, кто поддерживает фигурантов. Как отреагировали на расследование журналисты, правозащитники, политики и люди, поддерживающие фигурантов дела «Сети»*, — в обзоре «7х7». 

Обозреватель «МБХ Медиа», правозащитник Зоя Светова в Facebook назвала расследование «Медузы» «беспомощным в профессиональном отношении материалом».

 

В комментариях к этому посту ведущая программ на «Эхе Москвы» Ксения Ларина предположила, что публикация расследования в столь короткие сроки, возможно, была продиктована «безоглядным желанием быть первым, дать сенсацию, взорвать инфохайп».

Один из авторов расследования, корреспондент «Медузы» Максим Солопов в своем Telegram-канале сообщил, что статья была самой сложной  в его карьере. Он написал, что склонен верить Алексею Полтавцу, который рассказал о причастности к убийству и скрылся от следствия еще в 2017 году, когда некоторых фигурантов дела «Сети»* заподозрили в распространении наркотиков.

«Когда я услышал, все что он рассказал, я понял, что ему пришлось пережить ад. Ему страшно. Я склонен верить ему. Почему? Это признание не под пытками. Когда он все рассказал, я предложил ему решить: либо я забуду об этом разговоре, как мне приходится забывать о многих, и тогда ему останется ждать пока все всплывет или не всплывет, либо мы опубликуем его версию и, я уверен, совершивший такой поступок, найдет понимание. А что ФСБ? ФСБ пытает людей про страйкбол, пока мама пропавшей девочки три года отмечает ее дни рождения с фотографией. Пока хватит. Не знаю, как все это выдержала вместе со мной Кристина Сафонова», — написал Солопов. 

Шеф-редактор издания Znak.com Дмитрий Колезев в своем Telegram-канале написал, что расследование о возможной причастности фигурантов дела «Сети»* к убийству — это «кейс на тему журналистской этики». 

«Собственно, вопрос звучит так: нужно ли публиковать такую информацию, если фигурантов и так приговорили к огромным срокам, причем с использованием пыток и оговоров?», — написал Колезев. 

Журналист считает, что публикация «Медузы», скорее всего, ухудшит положение осужденных и ослабит общественную кампанию в их поддержку. И добавил, что информация о наркотиках была известна и ранее, а версию об убийстве он считает спорной. «С трудом верится, что ФСБ не использовала бы убийство как дополнительный драйвер для раскрутки дела», заключил Дмитрий Колезев. 

Политический обозреватель «Новой газеты» Сергей Пархоменко в своем Telegram-канале назвал публикацию «Медузы» «профессиональным провалом». Он считает расследование «первичным сырьем» и что нужно было перепроверить информацию, взять экспертные комментарии и изложить позицию с другой стороны. Публикацию расследования в его нынешнем виде Пархоменко назвал непрофессиональным, недобросовестным и безответственным шагом «вне всякой связи с политикой, юриспруденцией, общественными движениями и гражданской солидарности». Он не увидел оснований для рассуждений о том, что статья якобы кем-то проплачена или заказана. 

Главный редактор издания The Insider Роман Доброхотов назвал публикацию расследования «большой ошибкой» со стороны «Медузы», а сам текст «сырым», но призвал не демонизировать издание из-за этой статьи. 

Журналист, колумнист «Новой газеты» Анастасия Миронова, наоборот, обратила внимание на слова в расследовании «Медузы» о том, что источники издания, знакомые с некоторыми фигурантами дела «Сети»*, еще в апреле 2019 года пытались рассказать свою версию журналистам, но это, видимо, ни к чему не привело. Миронова считает, что «Медуза» должна была опубликовать информацию на эту тему в любом случае, вне зависимости от того, что параллельно шла кампания в поддержку фигурантов дела.

Член Общественной Палаты РФ, юрист, блогер Илья Ремесело поддержал «Медузу». Он уверен, что издание не стало бы публиковать расследование без проверки информации. По мнению юриста, в статье изложены факты и детали. «Если уж даже они опубликовали — говорить не о чем», — резюмировал Ремесло. 

Директор фонда «Русь сидящая» Ольга Романова в Facebook по поводу расследования написала: «То, что сделала «Медуза» — что и как — отвратительно». По ее мнению, в публикации нет фактов и комментариев юристов. 

«И очень похоже на слив. Как будто бы кто-то держал редакцию за причинное место и что-то припоминал. Такое ощущение, что не просто так перенесли приговор "Новому величию" на март. Готовят общественное мнение. Через "Медузу"? Увы, не удивлена», — высказалась она. 

Глава юридического департамента фонда «Русь сидящая», бывший следователь и прокурор Алексей Федяров в своем посте в Facebook обратил внимание: "В тексте «Медузы» упоминается, что сотрудник ФСБ в деле подчеркнул фразу из общего чата пензенцев Алексея Полтавца о том, что он якобы должен был «решить вопрос с гражданскими [Артемом Дорофеевым и Кате Левченко]". Федяров не верит, что силовик мог просто забыть об этом и никак не использовать в деле. Он полагает, что версия об убийстве следствием проверена и признана несостоятельной. 

«Что будет? Следственный комитет возобновит расследование по делу об убийстве. Проверят версию Полтавца еще раз. Отметут. Через полгода (аккурат когда приговоры «Сети»* и «НВ» устоят), все утихнет. Но осадок останется. Ради него и материал, видимо. Осадочный», — написал Алексей Федяров. 

Юрист фонда «Общественный вердикт» Ирина Бирюкова написала о расследовании: «Похоже, что Meduza все». 

Лидер Объединенных демократов Андрей Пивоваров тоже отметил, что действия силовиков, исходя из информации, изложенной в расследовании, выглядят странно. 

«В публикации «Медузы» удивляет: а) силовики, имея обвинение в убийстве, не предъявили его;  б) не добивались теми же пытками признательных показаний от арестованных; в) появляется вся эта фактура в момент, когда общественное мнение явно склоняет чашу весов к пересмотру приговора», — написал Пивоваров в своем Telegram-канале

Авторы Telegram-канала «Левый блок» считают, что издание своим расследованием лишило поддержки тех фигурантов дела, которые еще ждут судебного разбирательства. Они предполагают, что статья основана лишь на чужих словах и домыслах. 

«Данная статья переключила фокус зрения общества с искусственно созданного дела, с недозволенных методов ведения следствия и необоснованно суровых приговоров на иные обстоятельства жизни фигурантов дела, установить которые довольно сложно и в данный момент почти невозможно, основываясь только лишь на словах. Пока этот материал «Медузы» будет служить оправданием сурового приговора. И ничем иным». 

С отдельным заявлением по поводу расследования выступил проект «ОВД-Инфо». Авторы заявили, что считают естественной эмоциональную реакцию на статью, так как «искренне поддерживая тех или иных людей, хочется представлять их исключительно в образе героев и жертв». Однако команда проекта призвала противостоять политическим репрессиям и требовать беспристрастного судебного разбирательства, а не героизировать жертв. По мнению авторов обращения необходимо установить истину и в деле «Сети», и в новом сюжете, о котором рассказала «Медуза».

«Полученные изданием Meduza сведения необходимо доказать или опровергнуть. Но мы уверены, что вне зависимости от результата — общество не ошиблось, выступив против пыток и фабрикации „пензенского дела“, а сейчас общественное внимание к этому делу становится еще более необходимым», заключили члены команды «ОВД-Инфо».

 

 


Уголовное дело о создании террористического сообщества «Сеть»* и участии в нем («пензенское дело») Федеральная служба безопасности возбудила осенью 2017 года. В мае 2019 года Приволжский окружной военный суд приступил к рассмотрению дела в отношении семи молодых людей левых и анархистских убеждений — Ильи Шакурского, Дмитрия Пчелинцева, Армана Сагынбаева, Василия Куксова, Андрея Чернова, Михаила Кулькова и Максима Иванкина. Подсудимые не признали свою вину и заявили, что «сознались» под пытками. Ни одно уголовное дело по заявлениям о пытках фигурантов дела не возбуждено.

Приволжский окружной военный суд 10 февраля в Пензе признал фигурантов дела «Сети»* виновными в создании и участии в террористическом сообществе, незаконном обороте огнестрельного оружия и боеприпасов, незаконном обороте взрывных устройств и покушении на незаконный оборот наркотиков группой лиц по предварительному сговору в крупном размере и приговорил к срокам от 6 до 18 лет лишения свободы. После приговора в России началась кампания за пересмотр приговоров.

Интернет-издание«Медуза» выпустило расследование о возможной причастности некоторых фигурантов дела «Сети»* к убийству. Текст вышел 21 февраля — через 11 дней после вынесения приговора. Речь идет о смерти Артема Дорофеева и исчезновении Екатерины Левченко, которые якобы знали, что несколько фигурантов дела распространяют наркотики. 

*«Сеть» — запрещенная в России организация, признана террористической.

 

* В материале упомянута организация Сеть, деятельность которой запрещена в РФ
Материалы по теме
Мнение
2 июля
Андрей Нечаев
Андрей Нечаев
В Москве очередное повышение платы за парковку
Мнение
11 августа
Михаил Долиев
Михаил Долиев
Ответ Льву Шлосбергу
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Дело «Сети»*