Адвокаты и родственники некоторых фигурантов дела «Сети»* прокомментировали «7x7» расследование «Медузы» о возможной причастности к убийству Артема Дорофеева и исчезновению Екатерины Левченко. Они не верят в версию, изложенную в статье.
Адвокат Дмитрия Пчелинцева Оксана Маркеева одна из первых прокомментировала расследование «Медузы»:
— Если ребята признались под пытками в том, чего они не делали, неужели бы они не признались в том, что сделали? Все абсолютно бездоказательно, но это крайне негативно скажется на деле как в Пензе, так и в Питере.
Адвокат Максима Иванкина Константин Карташов считает расследование «вбросом»:
— Подробно комментировать этот бред нет никакого желания. Можно назвать это модным словом хайп, а можно танцем на костях, называйте как хотите. Я бы даже посмеялся над этой статьей, будь я уверен, что она не навредит. К счастью, большинство людей адекватны и правильно отреагируют на этот вброс. Но будут и те, кто в это поверит. А значит, хоть немного, но цель будет достигнута.
Какую именно цель, по его мнению, преследовала «Медуза», публикуя свое расследование, Карташов не упомянул.
Адвокат Михаила Кулькова Игорь Кабанов считает, что дела об убийстве Артема Дорофеева и исчезновении Екатерины Левченко должны быть тщательно расследованы:
— Статью читал бегло. Перечитаю. Коротко: что касается Кулькова, следственные органы в свое время задали интересующие вопросы Кулькову и получили на них исчерпывающие ответы. Получили образцы ДНК для сравнительного исследования. Оснований у следственных органов подозревать Кулькова в причастности к исчезновению Артема [Дорофеева] и Кати [Левченко] нет. Дело по факту гибели Артема и по исчезновению Кати должно быть должным образом расследовано, чтобы снять все вопросы, в частности, и к моему подзащитному.
Родители Максима Иванкина, супруга Василия Куксова и адвокат Андрея Чернова отказались прокомментировать «7х7» расследование «Медузы», где фигурируют их родственники или подзащитный.
Жена Максима Иванкина, двоюродная сестра Дмитрия Пчелинцева Анна Шалункина считает, что статья построена на словах третьих лиц:
— Все, кто участвовал в данном «расследовании», могут смело проситься в штат ФСБ, там такие всегда нужны. Всем очевидно, для чего сделан этот вброс, под благородным предлогом спасения Васи Куксова. Только о каком спасении речь, непонятно. И как вовремя. «Я не видел, но я все знаю», «ФСБ не заинтересовалась нелегальным оружием». Да ладно? Это же был реальный шанс для ФСБ еще год назад обрубить на корню всю общественную поддержку. Мне рассказал дядя Вася, ему — тетя Клава, а ей — одна бабка. Вот и все, на чем построено так называемое «расследование». В то время как обвинения очень серьезные, а расследование никакое. Все, за что я сейчас переживаю после публикации этого бреда, так это за свою безопасность, потому как «колобки, ведущие следствие» для меня явно нездоровы.
Мама Дмитрия Пчелинцева Светлана Пчелинцева подозревает, что расследование «Медузы» было «кому-то нужно», возможно, чтобы отвести подозрения.
Мама Михаила Кулькова Елена Самонина рассказала «7x7», что была знакома с Артемом Дорофеевым и что следователи допрашивали ее сына и Максима Иванкина после того, как под Рязанью было обнаружено, предположительно, тело их общего знакомого. Когда она спросила у следователя, связывает ли он ее сына и Иванкина с гибелью Дорофеева, тот ответил, что, скорее всего, речь идет об убийстве, но ребята к нему непричастны и проходят по делу как свидетели. Она интересовалась, почему рост обнаруженного тела был меньше, чем у Артема при жизни. Следователь ответил, что деформация произошла из-за долгого нахождения тела в болоте. Это якобы дает основания сомневаться в том, что обнаружено тело именно Дорофеева. Елена Самонина не верит в правдивость версии, изложенной в расследовании «Медузы».
— Эта статья, даже сама мысль абсурдна. Даже если не брать в расчет, что совершенно невозможно убить друга, потому что кто-то так решил, так еще и мотив бредовый. Макс [Иванкин] уже был в бегах по наркотикам. Что еще они [Катя и Артем] якобы могли рассказать [следователям], если по версии авторов расследования они просто помогали с закладками? Поэтому вот это вот «расследование» со слов какого-то не известного, подозрительного, но такого «осведомленного» типа, который так «вовремя» появился и всех «разоблачил», спасая почему-то Васю [Куксова]... И вот так беспардонно врываться в чужие жизни и ковыряться в незаживающих ранах — подло и бесчеловечно. Это просто гнусная провокация. Иначе я это не воспринимаю. А расследовать убийство нужно обязательно, и Катю искать нужно. Мне до сих пор не верится, что нашли Артема, смотрю на их фото, и так хочется, чтоб экспертиза ошиблась [в расследовании «Медузы» говорится, что тело Дорофеева было обнаружено в ноябре 2017 года, идентифицировать личность убитого удалось только в феврале 2019 года].
Уголовное дело о создании террористического сообщества «Сеть»* и участии в нем («пензенское дело») Федеральная служба безопасности возбудила осенью 2017 года. В мае 2019 года Приволжский окружной военный суд приступил к рассмотрению дела в отношении семи молодых людей левых и анархистских убеждений — Ильи Шакурского, Дмитрия Пчелинцева, Армана Сагынбаева, Василия Куксова, Андрея Чернова, Михаила Кулькова и Максима Иванкина. Подсудимые не признали свою вину и заявили, что «сознались» под пытками. Ни одно уголовное дело по заявлениям о пытках фигурантов дела не возбуждено.
Приволжский окружной военный суд 10 февраля в Пензе признал фигурантов дела «Сети»* виновными в создании и участии в террористическом сообществе, незаконном обороте огнестрельного оружия и боеприпасов, незаконном обороте взрывных устройств и покушении на незаконный оборот наркотиков группой лиц по предварительному сговору в крупном размере и приговорил к срокам от 6 до 18 лет лишения свободы. После приговора в России началась кампания за пересмотр приговоров.
Интернет-издание «Медуза» выпустило расследование о возможной причастности некоторых фигурантов дела «Сети»* к убийству. Текст вышел 21 февраля — через 11 дней после вынесения приговора. Речь идет о смерти Артема Дорофеева и исчезновении Екатерины Левченко, которые якобы знали, что несколько фигурантов дела распространяют наркотики.
*«Сеть» — запрещенная в России организация, признана террористической.