Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Рязанская область
  2. «Здесь уже задавило ветерана на День Победы». Жители барака с обрушившимся потолком пригласили рязанских чиновников пожить в их условиях с детьми

«Здесь уже задавило ветерана на День Победы». Жители барака с обрушившимся потолком пригласили рязанских чиновников пожить в их условиях с детьми

Репортаж "7х7"

Екатерина Вулих, фото автора
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Сырость, плесень, ядовитые испарения из заполненного канализационными стоками подвала — так живут обитатели дома №18а в рязанском поселке Строитель. Он дважды был признан аварийным, а в 2009 году в День Победы обвалившийся потолок убил бабушку — ветерана Великой Отечественной. Корреспондент «7x7» побывала в опасном для жизни доме, узнала о способах выживания, перечитала десятки обращений к чиновникам и их отписки.

«Либо потолком убьет, либо в подвал рухнем»

— В городе нет ни одного чиновника, ни одного ведомства, в котором не знали бы об аварийном, опасном состоянии нашего дома. О том, что гнилые трубы, полы, заплесневелые стены, что аварийная электропроводка. Что прямо под полом скапливаются канализационные воды и жильцы первого этажа могут провалиться вниз, а на жильцов второго сверху может обвалиться крыша, — рассказала «7х7» Мария Копьева — мама троих детей, ожидающая четвертого. В сентябре 2019 года она осталась одна с детьми на руках: в автомобильной аварии погиб муж, после похорон поняла, что беременна.

 

Дом №18а по ул. Качевской настолько ветхий, что в советские годы его уже признавали аварийным, людей расселили. Затем местный предприниматель выкупил законсервированное здание, немного подремонтировал и продал комнаты общежития, оформив их как полноценные квартиры. Через четверть века комиссия снова признала жилье аварийным. Жильцы дома считают, что надо расселять весь поселок, поскольку он находится фактически в Южном промузле — в 1,5 км от него расположен Рязанский нефтезавод и территория бывшего «Химволокна» с десятками промышленных предприятий, закрытый в конце прошлого года турлатовский полигон бытовых отходов, аккумуляторный завод, битумное производство и множество других предприятий, которые не улучшают состояние воздуха и окружающей среды в целом.

 

Утром 16 февраля в коридоре второго этажа обрушился потолок, на пол хлынула вода, которая до этого из-за прорыва трубы только подтекала. Ошметки картона, пластика и осколки кирпичей, падая, едва не задели хозяйку ближайшей к этому месту квартиры, куда она возвращалась из душа.

— У нас постоянно где-то протекает, латать бесполезно, потому что прогнило буквально все, — сказала она, отжимая швабру после очередной протирки пола. — Раньше пытались в МЧС звонить, в аварийку, в префектуру, потом поняли, насколько всем на нас плевать. Председатель домового совета Руслан Данилов и сантехнику чинит, и плотничает. А мы тут живем так: только и ждем, что либо потолком нас убьет, либо в подвал провалимся.

Руслан Данилов

Данилов в это время спустился с чердака и вытащил кусок прогнившей трубы. По его словам, все коммуникации — только такого «качества» и за сезон на каждую трубу ему приходится ставить по 8–10 хомутов из-за постоянно образующихся дыр.

— Даже если на нас «свалится» миллионов 50, дом невозможно будет отремонтировать, его надо сносить. Видели стену в душевой? Ее можно снести одним ударом руки, и она вывалится на улицу, — прокомментировал он и снова скрылся на чердаке.

«Экскурсия» в душевую комнату оказалась опасной: во всем коридоре давно прогнил пол, ступать пришлось по шатким дощечкам. Первым делом женщины показали огромную дыру в полу душевой: через нее крысы приходят пить воду, когда их травят всем бараком. Помимо них тут живут клопы и тараканы, летают мошки — травить эту «живность» бесполезно.

 

«Дети в безопасности, но теперь на еду не хватает»

Комната Марии Копьевой — светлая и опрятная, в ней уместилась двухъярусная кровать, кровать для младшей дочери, диван, холодильник и пара стульев. Семья каждые два года откладывает понемногу денег, чтобы регулярно делать ремонт: из-за отсыревших стен обои и потолочная плитка отваливаются.

— Нас признали малоимущими, но пока жилья не дали, потому что нужно оформить некоторые документы. Пока предложили переехать в кризисный центр «Семья», но я отказалась: при чем тут центр, если нас обещали расселить к 2020 году? — задается вопросом собеседница. — До нас никому дела нет, чиновники прибегают только после трагедии. Когда ветеран под обвалившейся крышей погибла, все прибежали. Потом забыли.

Соседка Ольга Хоперсткова с мужем забрали четверых детей и съехали на съемную квартиру, за которую семья платит 15 тыс. руб. в месяц.

— Теперь у нас почти не остается денег на продукты и одежду, но я спокойна за детей — их не покусают ночью крысы, они не провалятся под пол. Мне предложили взамен аналогичную общагу площадью в 12 «квадратов». На вопрос, а как же дети, в мэрии ответили: «Им потом жилье выделим». Как это? — удивляется она. — Зато теперь чиновники «в шоколаде»: они пишут в отписках, что я сама отказалась от предложенного жилья. Это открытое издевательство, за которое чиновники получают неплохие зарплаты.

Хозяйка комнатки на первом этаже предупредила, что проходить дальше порога не стоит: натяжной потолок провис прямо над ее кроватью, и она не знает, что там, наверху. Она ложится спать со словами: «Дай бог не погибнуть», просыпается с мыслью: «Слава богу жива!»

Под полом у пенсионерки с первого этажа Людмилы Ковалевой разливается канализационное озеро. В 2019 году она отдала наемному сантехнику 20 с лишним тыс. руб., да и за такую плату нашла с трудом: никто не соглашался вычерпывать вонючую жижу, стоя по пояс в канализационных стоках. Она боится провалиться и захлебнуться водой из туалета.

Истории жильцов «дома-убийцы» похожи одна на другую, разница лишь в том, что одним уже предложили какие-то варианты переселения, другим нет.

 

«Мы — не маргиналы!»

Люди доведены до крайности — женщины срывались на крик, закрывали руками лица и рыдали. Они признались, что начали затыкать уши и закрывать глаза, если по ТВ натыкаются на новости об очередном из нескончаемых рязанских праздников. Дополняя друг друга, в душевой комнате они обратились к чиновникам:

— Приезжайте к нам, пустим пожить вместе с вашими детьми, даже арендную плату не возьмем. Вы же должны понимать, как живут люди, которыми вы руководите и за которых как бы несете ответственность!

Они сообщили о намерении собраться с детьми прямо у городской администрации, чтобы передать лично чиновникам это приглашение, после чего пойти пешком к Путину — по пути рассказывая каждому, что в «передовом цифровом регионе» и Новогодней столице России — 2020 чиновники намеренно подвергают опасности детей.

 

— Про нас постоянно пишут в соцсетях, что в Строителе остались одни пьяные маргиналы, — говорят женщины. — Теперь маргиналами называют тех, кто не может взять ипотеку? Да, здесь живут многодетные семьи, инвалиды, старики-пенсионеры, и они еле выживают, об ипотеке даже не думают. Таких много по всей стране, и все — маргиналы?

Они не понимают, какая еще трагедия должна случиться для того, чтобы их расселили из дома. Надеются, что до конца 2020 года — момента, когда им должны будут предоставить альтернативное жилье, — дом не погребет все 30 человек под гнилой крышей и такими же стенами.

От жильцов аварийного барака 17 февраля стало известно, что накануне вечером и в первой половине понедельника в гостях побывали тележурналисты почти всех рязанских телекомпаний и депутат округа Светлана Ворнакова. Ни один чиновник на место аварии не приехал.

Мэрия пообещала расселить людей к концу 2020 года. 


Жильцы двухэтажного барака с 2000-х годов начали отстаивать право на переселение в нормальное жилье. Они обращались в мэрию, к трем сменившим друг друга губернаторам, в городскую, областную и Генеральную прокуратуру, в жилищную инспекцию и к президенту Владимиру Путину. Об условиях жизни в бараке написали все рязанские СМИ, в начале февраля обещали приехать тележурналисты с Первого канала, но так и не приехали.

Материалы по теме
Мнение
18 июля
Анастасия Буракова
Анастасия Буракова
Как помочь журналистке Тасе Шеремет, страдающей от муковисцидоза
Мнение
21 мая
Павел Колосницын
Павел Колосницын
«Многие верующие ведут себя так, словно не догматикам надлежит доказывать общепринятые постулаты, а наоборот»
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ЖКХОбществоРязанская областьРязаньСобытия