Заволжский суд Ярославля приступил к рассмотрению уголовных дел бывшего начальника цеха центра трудовой адаптации осужденных ИК-8 Ярославля Дмитрия Никитенко и бывшего замначальника отдела безопасности ИК-8 Сардора Зиябова, сообщил из зала суда корреспондент "7х7". Первое заседание по этому делу состоялось 16 января.
"Всех избивают для устрашения других"
По версии обвинения, Сардор Зиябов в ноябре 2016 года в ИК-1 во время «обысковых мероприятий» бил ногами двух заключенных. После избиения во время обыска и прогона заключенных по коридору штрафного изолятора он избил смоченной и скрученной простыней и полотенцем еще одного заключенного, которого сотрудники колонии уложили на стол и держали. Это видео обнаружил и передал "Новой газете" правозащитный фонд "Общественный вердикт". Газета опубликовала его после видео с пытками еще одного заключенного ИК-1 Евгения Макарова.
Всего Зиябова обвинили не менее чем в трех актах насилия по отношению к заключенным. В августе 2018 года Следственный комитет возбудил уголовное дело. Зиябов не признал свою вину и до суда находился под стражей в СИЗО. Он считает, что в его аресте виноват фонд "Общественный вердикт" и лично адвокат Ирина Бирюкова.
Второй подсудимый Дмитрий Никитенко был прикомандирован из ИК-8 в ИК-1 и участвовал в «обысковых мероприятиях». Он не менее пяти раз ударил заключенных штрафного изолятора по голове и спине, когда их прогоняли по коридору. Перед этим он надел белые хозяйственные перчатки. Нескольких заключенных он ударил ногой.
На видео видно, что Сардор Зиябов подгоняет заключенных криками «Суслики бегут!», а сотрудники ФСИН избивают их.
- Ни в одном правиле внутреннего распорядка не является законным требование сотрудника бежать, во время обысковых мероприятий заключенных выводят покамерно, - комментирует ситуацию адвокат «Общественного вердикта» Ирина Бирюкова, - однако на видео никакие обысковые мероприятия не производятся, это просто порка. Она фактически стала обыденной практикой последнего времени. Наказание не предназначается никому конкретно, всех просто профилактически избивают для устрашения других. Обычно бьют по ногам, часто ломают ребра, остаются гематомы на лице и теле.
"Наша система ФСИН - одна из самых эффективных в мире"
- Она [Бирюкова] просто отрабатывает свои деньги, - сказал журналистам адвокат Зиябова Андрей Перевозчиков. - Вы имеете дело с попыткой дискредитации структуры ФСИН. К сожалению, сейчас производится колоссальная манипуляция общественным мнением. Внушается, что есть проблема пыток и она является центральной в органах, ФСИН - это просто пыточная камера и так далее. Проблемы такого рода есть в любой системе, но они не являются центральными. Они важны примерно для 10% осужденных, которые имеют по 50, 60 и даже по 140 взысканий во время отбывания наказаний. Они хотят, чтобы у них были телефоны, алкоголь, наркотики, тогда их права не будут нарушаться, а если у них всего этого нет, их права ужасно нарушены. Налогоплательщики должны понимать, за что они платят налоги, и я могу с уверенностью сказать, что при определенных недостатках наша система ФСИН является одной из самых эффективных в мире, как и армия.
«Они согласованно применяли насилие для „воспитательного воздействия“»
Перевозчикову возразила старший прокурор отдела прокуратуры Ярославской области, государственный обвинитель Елена Смирнова:
- Когда он [Перевозчиков] говорит про какие-то "подставы" [структур ФСИН], он забывает, что еще вчера сам там же работал. Он же меньше года назад на пенсию вышел. Подсудимые как должностные лица следовали вопреки интересам службы. Они согласованно применяли насилие для так называемого "воспитательного воздействия". Этим они дискредитировали себя и подорвали доверие нас [граждан].
Елена Смирнова считает, что подсудимые превысили должностные полномочия с применением насилия. Тяжких повреждений для заключенных вследствие этого не наступило, но они испытали физическую боль. Отягчающее обстоятельство для подсудимых – совершение преступления группой, за что предполагается тюремное заключение сроком от 3 до 10 лет.
Сардор Зиябов во время судебного заседания не признал свою вину. Он заявил, что его действия не выходят за рамки 86 статьи Уголовно-исполнительного кодекса, и сказал, что не может идентифицировать людей на видеозаписи. Дмитрий Никитенко воздержался от признания вины.
Второе заседание по этому делу, на котором будут рассмотрены показания свидетелей, состоится в Заволжском районном суде 27 января в 10:30.
Россия - тюрьма людей. Поэтому ФСИН не возможно дискредитировать. То, что создано для пыток, будет пытками и заниматься. Цель структуры одна - защитить преступный режим в РФ!
Это происходило и происходит столетиями в России. Вот только режим за последние 20 лет как-то резко по степени преступности рванул вверх.