Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. «Нет запретных тем и показухи». Волонтеры баркемпов — о том, зачем нужны интеллектуальные пикники и почему не стоит их пропускать в 2020 году

«Нет запретных тем и показухи». Волонтеры баркемпов — о том, зачем нужны интеллектуальные пикники и почему не стоит их пропускать в 2020 году

Сергей Маркелов, Мария Старцева, Даниил Кузнецов, Дмитрий Степановский
Фото Кирилла Шейна
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Уже несколько лет подряд команда интернет-журнала «7х7» проводит баркемпы — двухдневные интеллектуальные пикники с лекциями, дискуссиями и мастер-классами. Летом 2019 года в Сыктывкаре он состоялся в восьмой раз, в Кирове — в четвертый, а в Петрозаводске, Йошкар-Оле и Ярославле — впервые. Мы попросили волонтеров и организаторов баркемпов из разных городов рассказать, почему они согласились помочь сделать эти мероприятия.


Джей Альберг, координатор волонтеров баркемпа в Петрозаводске:

 

Джей Альберг

— Я сам не понял, это пролетело слишком быстро. Было ярко, солнечно, зелено, умно, много, интеллектуально. И очень много работы. 

Организаторы предложили мне три варианта: помогать, если что-то потребуется, подписаться под какую-то работу или стать соорганизатором. Я выбрал третий вариант. По сути, я отвечал за штаб волонтеров — ну и сам бегал по всему полю с шуруповертом. 

Что изменилось после баркемпа? У меня появилась классная толстовка. В моем сознании изменилось понимание того, каким может быть культурное времяпрепровождение. Обычно это какие-то мероприятия в четырех стенах, ты смотришь на людей, говорящих со сцены. А тут поле, стога сена и много людей, которые почему-то приехали на поляну в какую-то деревню, чтобы послушать лекторов. Люди не знали, на что они идут, когда впервые услышали про баркемп, и, когда они приехали и увидели, что это, у многих поменялось понимание того, как можно проводить время интеллектуально. 

Фото Али Грачевой

Мне кажется, что в следующем году будет больше зрителей. Многие не поехали, потому что не знали, что их ждет. Теперь у нас есть фото и видео, и фоточки залитого солнцем луга со снопами сена людей точно приманят. Главное, чтобы опять с погодой повезло. 

На баркемпе я успел прослушать только две лекции, а самым важным для меня была реакция людей по окончании. Они расходились со счастливыми лицами, все время оборачивались, как будто снова хотели туда вернуться. Ради них я подпишусь под следующий баркемп. 
 

Наталья Ермолина, соорганизатор баркемпа в Петрозаводске, руководитель арт-пространства Agriculture_club:

Наталья Ермолина

— Это был выездной пикник нашего клуба. Все, что мы делали на баркемпе, мы всегда делаем в Agriculture_club, но тут мы делали это на природе и без клещей. Было, с одной стороны, трудно, но, с другой стороны, легко: у нас команда универсальных бойцов, которые из говна и палок могут сделать любой фестиваль. Я уже поняла, что мы и «Вудсток» можем провести. Зоны ответственности были поделены, я была уверена, что каждый сделает все как надо и я могу спокойно, по-пенсионерски спать (спать мне не дали, конечно).

Что баркемп изменил в людях? Мы показали людям, как можно объединяться по интеллектуальному признаку, тусить и противостоять зомбированию, пропаганде и одурманиванию населения. Мы показали еще одну форму сосуществования умных людей. В моей жизни это еще раз показало, что я на правильном пути и делаю все верно. 

Для города это был даже вызов. Все люди вроде должны быть на набережной [баркемп совпал с Днем города], а нифига. Есть абсолютно протестный электорат, который всегда говорил: «Да ну, надо свалить куда-то на день города», — и мы предоставили людям возможность свалить и придали направление этой протестной интеллектуальной публике. Первый раз так совпало, второй раз мы спланировали специально, и это будет часть нашей пиар-компании. Мы немножко городу испортим жизнь, противопоставляя себя им. Есть поп-группы, которые за большие деньги, а есть интеллектуальная элита, которая без денег приезжает и делится с людьми своими мыслями и инсайтами.

Фото Игоря Подгорного

Я уже под пытками подписала все признания: да, я готова делать это в следующем году, потому что мне понравился этот формат, мне понравилось, потому что я не вижу природу, не вижу ни леса, ни поля, ни озера, а на баркемпе я совместила свою любимую работу с отдыхом. Баркемп важен, потому что показывает, как важны городские сообщества, которые объединяются по любому принципу, и это отличный пример того, как можно объединять город на основе низовой инициативы. 

Agriculture_club будет уже пять лет в этом году, и мы показываем, как можно выжить без денег, без всякой поддержки: нас поддерживают только люди. Я вижу, что люди готовы быть солидарными и лучше эту солидарность направить в мирное русло, а у нас как раз мирное русло — мы никогда не занимались и не занимаемся политикой. 

 

Екатерина Зезегова, волонтер баркемпа в Сыктывкаре:

Екатерина Зезегова

— Я уже, конечно, забыла, но вроде у меня уже семь баркемпов. Из всех я не была только на первом. Иногда приезды давались очень тяжело: то защита диплома, то практики, то простуда с температурой, но я находила способы и все равно ехала. После первого своего баркемпа я приехала под таким впечатлением, я делилась со всеми своими друзьями, и на следующий мы поехали уже большой-большой компанией.

Тогда мне было 16 лет, и возрастная категория тогда была повыше, чем сейчас. Я была, возможно, почти самой юной, не считая детей. Познакомилась с Дарьей Чернышевой, Пашей Андреевым и Игорем Сажиным. Тогда и вдохновилась, хотелось помогать ребятам в его создании. Я, к сожалению, не человек-креатив, больше помогаю на самой площадке и решаю организационные вопросы до мероприятия. 

Фото Кирилла Шейна

После переезда в Санкт-Петербург я уже не так активно участвую в организационных вопросах, но уже два года подбиваю свой отпуск под баркемп, а в 2018-м я подгоняла свое увольнение. Очень надеюсь, что буду там в следующем году, как только узнаю даты мероприятия.

Баркемп нужен, я без него лета себе не представляю. Он нужен обществу. Все больше и больше людей с каждым годом узнают о нем и приезжают, будут приезжать из года в год, если он их зацепит.
 

Ксения Харина, волонтер, Киров:

Ксения Харина

— Я стала помогать в организации баркемпа, потому что в университете часто волонтерила на различных форумах. Правда, в университете у меня с этим был «передоз», год после окончания стал «завязкой» с мероприятиями. А потом началась «ломка». Я поймала это ощущение и решила что-то поменять. Судьба — не судьба, но увидела объявление Даши Ананьевой о поиске волонтеров на баркемп в Кирове.

Баркемп в Кирове

Баркемп в Кирове. Фото Кирилла Шейна

Решила вспомнить о карьере, где ты помогаешь безвозмездно. Так начала работать над пиаром баркемпа на местном радио «МарияFM», а в дни проведения была модератором нескольких лекций и старалась понемногу помочь везде. 

Официальная версия, что баркемп — это интеллектуальный пикник. Но когда люди впервые об этом узнают, то они почему-то думают, что это какой-то алкогольный лагерь. Скорее, из-за того, что присутствует слог «бар». А когда объясняешь, то начинаешь сравнивать это с позитивной версией вавилонского столпотворения. Потому что это площадка, на которой собираются люди разных возрастов, сфер деятельности, мест. И каждый может затронуть интересную тему.

Конечно, после баркемпа не нужно ждать, что проблемы решатся быстро. Баркемп — это, скорее, про медленное изменение сознания общества, региона. Здесь мы учимся говорить о том, что нас волнует. 

На баркемп обычно приезжают люди, которые неравнодушны к тому, что вокруг них происходит. И после всех этих лекций и разговоров люди начинают негласно объединяться в какие-то группы по интересам. И когда возникает какая-либо проблема, то они уже знают, к кому с ней обращаться, кто может помочь.

Думаю, я продолжу помогать на баркемпах, смогу взяться за что-то более глобальное. 
 

Вадим Гурьянов, волонтер баркемпа в Ярославле, лидер движения «Неравнодушная молодежь»:

Вадим Гурьянов

— Это был первый баркемп в Ярославле. И первое подобное мероприятие для гражданских активистов, которое объединило в себе людей разных мировоззрений и взглядов. Он запомнился мне людьми — слушателями, спикерами и, конечно, волонтерами. Самое главное отличие баркемпа от коммерческих форумов или прогосударственных молодежных съездов в том, что на нем нет запретной тематики и показухи — все делается людьми для людей. Если у государственных мероприятий зачастую есть цель что-то сделать для галочки и отчета, то у активистов — организовать действительно полезную и интересную для общества лекцию или дискуссию.

 

Андрей Алексеев, соорганизатор баркемпа в Ярославле, кинопрокатчик:

Андрей Алексеев (справа)

— По местным меркам это было крутое событие. Мы смогли организоваться, смогли найти ресурсы, деньги, хотя это было непросто, и без этого бы ничего не получилось. Велика была заслуга организатора Александра Степанова, его вклад ключевой. То, какой была вечерняя неформальная программа, которая выходит за рамки дискуссий и лекций (а они — основное содержание), — это было абсолютно здорово сделано. Наверное, это стоит продолжать.

 

Инна Павлова, волонтер баркемпа в Йошкар-Оле, председатель организации инвалидов и родителей детей-инвалидов «Отражение Мира»:

Инна Павлова

— В Советском Союзе мне было проще разговаривать с людьми. Хотя, например, я не могла сказать, что меня крестили в храме. Сейчас можешь что угодно делать. Но мне кажется, что люди стали злее. Сейчас люди отгородились, мы больше пребываем в виртуальном мире. 

Баркемп — это возможность оказаться в этом реальном мире, где мы можем поговорить о каких-то вещах, не о тех, с которыми мы напрямую связаны... Хотя на самом деле нас касается все, даже если мы делаем вид, что мы, например, вне политики. Это все равно часть нашей жизни, это влияет. 

Баркемп в Ярославле

 

Сейчас у нас, с одной стороны, вроде свобода слова, а с другой — ты понимаешь, что должен постоянно контролировать себя. 

Баркемп у нас получился, это было классно. Изначально знали, что будут проблемы с местом, потому что у нас такое вот отношение к организаторам (организатор баркемпа в Йошкар-Оле — межрегиональная общественная правозащитная организация «Человек и Закон»). Я знаю этих людей, и мне непонятно, почему к ним так относятся. Да, они напрягают многих, говоря о том, что у людей есть права, и требуют, чтобы эти права не нарушались.

На баркемп приехали люди, многие из которых друг с другом не знакомы, и они открыто говорили о разном, делились мнениями. Разные поколения были, и всем было интересно. Я не видела никакого негатива на баркемпе. Если бы не подвела погода, людей было бы больше.

Многие обижаются, когда я говорю, что Йошкар-Ола — это болото. Но, когда я встречаюсь с людьми из других регионов, я даже не знаю, что рассказать кроме того, что у нас набережная красивая. Баркемп — значимое событие для нашего города. И в следующем году будет еще интереснее.  

 


Баркемп в Кирове 

Баркемп в Петрозаводске 

Баркемп в Сыктывкаре 

Баркемп в Йошкар-Оле

Баркемп в Ярославле

Баркемп в вашем городе

Материалы по теме
Мнение
7 июня
Дмитрий Воробьевский
Дмитрий Воробьевский
Фальсификаторы перестарались с «явкой»
Мнение
12 июля
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Жестокость — это пытка настоящего для убийства будущего
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
БаркемпБаркемп ВяткаБаркемп КарелияБаркемп КомиБаркемп Марий ЭлБаркемп ЯрославльСобытия