Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Пензенская область
  2. «Я плохо помню, но все подтверждаю». Суд в Пензе повторно допросил основного свидетеля обвинения дела «Сети»* Егора Зорина

«Я плохо помню, но все подтверждаю». Суд в Пензе повторно допросил основного свидетеля обвинения дела «Сети»* Егора Зорина

Екатерина Малышева, фото Евгения Малышева
Егор Зорин
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Один из фигурантов по делу «Сети»*, Егор Зорин, который написал явку с повинной и рассказал следствию про остальных подсудимых, повторно дал показания в Пензе 29 ноября. Зорина просили объяснить разницу между двумя подписанными им вариантами явки с повинной. Причину расхождений он не назвал, но сказал, что оба заявления писал сам. Подробности — в репортаже корреспондента «7х7».

Кто такой Егор Зорин

Егор Зорин — пензенский студент, которого сотрудники Управления ФСБ по Пензенской области задержали 17 октября 2017 года. Он стал первым из 11 задержанных «пензенского дела». Помимо организации террористического сообщества, его подозревали в хранении наркотиков.

По версии родственников обвиняемых, именно Егор Зорин дал сотрудникам ФСБ показания, которые стали основанием для возбуждения уголовного дела и арестов подозреваемых по делу «Сети»*.

После задержания Зорин провел в изоляторе около двух месяцев, затем его перевели под подписку о невыезде. С сентября 2018 года уголовное преследование Егора Зорина по делу о создании террористического сообщества было прекращено. По статье 228 УК РФ о наркотиках 22 ноября 2018 года Железнодорожный райсуд Пензы приговорил его к трем годам условно.

Дело о террористическом сообществе «Сеть»* рассматривается одновременно в Петербурге и в Пензе. По «питерскому» делу Зорина допрашивали 15 мая, по «пензенскому» — 27 мая и 28 мая.

Во время допросов Зорин рассказал, что узнал о террористическом сообществе «Сеть»* на съезде его ячеек в феврале 2017 года в Петербурге. Туда его якобы пригласил одногруппник — Илья Шакурский, с которым они вместе учились в Пензенском государственном университете. После «съезда» Зорин, с его слов, не участвовал в деятельности «Сети»*.

Цель сообщества, уверял Зорин, не дать правоохранителям подавить народные волнения и защитить мирное население в случае конфликта с государством.

Зорин снова в суде

Центральный окружной военный суд в Пензе заканчивает изучать дополнительные доказательства судебного следствия по делу «Сети»*. Со дня на день стороны процесса перейдут к прениям.

Гособвинитель Сергей Семеренко 29 ноября — неожиданно для других участников процесса — повторно вызвал в суд главного свидетеля обвинения Егора Зорина. Семеренко пояснил, что хотел бы уточнить у Зорина некоторые обстоятельства дела.

Адвокат Пчелинцева Оксана Маркеева выступила против повторного допроса свидетеля и предположила, что «суд тиражирует показания Зорина».

— Мы уточняем, а не тиражируем, — пояснил ей судья Юрий Клубков.

Во время допроса Зорин не добавил ничего принципиально нового к своим показаниям, которые есть в материалах дела «Сети»* и в его явке с повинной.

Часть его слов на заседании 29 ноября противоречила тому, что он говорил ранее.

— Мог что-то перепутать. Я плохо помню [свои показания], но все подтверждаю, — говорил Зорин в случае таких противоречий.

После допроса все семеро подсудимых в один голос заявили суду, что не согласны с показаниями Зорина.

— Свидетель лжет, — добавил от себя Дмитрий Пчелинцев.

«Патроны были плохого качества»

Прокурор спросил Зорина о том, как именно он показал следователям тайники с оружием в заброшенном детском лагере «Карасик» (в 30 километрах от Пензы). Сотрудники ФСБ вывозили туда Зорина 18 октября 2017 года  — на следующий день после его задержания. По версии обвинения, «Карасик» был одним из мест, где участники «Сети»* проводили тренировки. Зорин показал следователям места тайников, которые якобы создали члены сообщества.

— Место преступления как бы. Если можно так сказать, — пояснил суду Зорин.

Адвокат Максима Иванкина Константин Карташов обратил внимание суда, что в протоколах за тот день не указан статус Зорина — непонятно, в качестве кого его вывозили в «Карасик» (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля). Защитник Михаила Кулькова Игорь Кабанов добавил, что в документах нет отметки о том, что следователь разъяснял Зорину его права. 

По словам Зорина, о тайниках с оружием он узнал на одной из тренировок. От кого именно, он вспомнить не смог. Зорин потом с подсказки согласился, что ему о нем сообщил Шакурский. Оружие нужно было, как пояснил свидетель, для «условного оттачивания навыков стрельбы». Адвокаты спрашивали, научился ли Зорин обращаться с оружием на этих тренировках.

— Я стрелял несколько раз, но патроны были плохого качества, — пояснил Зорин. — Не могу сказать, что отточил навыки. Тренировались, чтобы в момент, если произойдет революция или народные волнения, уметь атаковать и защищать.

Свидетель сказал, что несколько раз они стреляли из "Сайги" Ильи Шакурского и что Василий Куксов стрелял из пистолета Макарова. Чей это был пистолет, сколько выстрелов и когда делал Куксов, откуда были патроны и что стало с пистолетом дальше, свидетель пояснить не смог. 

Адвокат Куксова Александр Федулов обратил внимание суда на другое противоречие. После задержания в октябре 2017 года Зорин не говорил следователю, что Куксов был в машине с другими фигурантами, когда те заполняли опросники для «Съезда» ячеек «Сети»* в Петербурге. На первом допросе в суде в мае 2019 года Зорин заявил, что Куксов там был. На суде 29 ноября Зорин сказал, что Куксова в машине не было.

Две явки с повинной Егора Зорина

Защита попросила Зорина пояснить, как в деле «Сети»* появились два его разных заявления о явке с повинной. Первая содержится в материалах дела, вторая — это копия явки из материалов проверки об избиении Андрея Чернова.

На первой явке есть отметка о том, что Зорину разъяснены его права. В том числе — право не свидетельствовать против себя и ответственность за публичное обвинение в преступлении. На второй явке такой пометки нет.

Гособвинитель и суд протестовали против вопросов защиты: по их мнению, Зорин не имеет отношения к этой нестыковке.

— На первой — его почерк, на второй — тоже. Пусть Зорин решит, где он писал, где не он. И суд уже сделает вывод о том, может ли она [явка с повинной] быть доказательством по делу или нет, — заявили несколько адвокатов.

Зорин долго сравнивал за трибуной два варианта своей явки с повинной. Он заявил, что права ему разъяснялись, но не смог объяснить, почему на одной явке приписка об этом есть, а на другой — пустое место. Зорин сказал, что почерк на этой приписке принадлежит ему, но не помнит, чтобы вносил в явку изменения, и не видел, чтобы кто-либо вносил их в его присутствии.

— Могли вы две явки писать, в двух экземплярах, раз было два дела [о наркотиках и терроризме]? — подсказывала Зорину его адвокат Юлия Маслова.

— Вспомните. Вы же не каждый день явки с повинной пишете, слава богу, — просил Зорина адвокат Куксова Александр Федулов.

— Да, слава богу, — согласился Зорин.

В итоге Зорин сказал, что мог писать явку в двух экземплярах. Суд пришел к выводу, что явки полностью идентичные, несмотря на разницу в приписках о правах, и обе приобщил к материалам дела.

Следующее заседание в Пензе состоится 2 декабря. Судейская коллегия постоянно напоминает сторонам, что пора заканчивать с исследованием доказательств и готовиться к прениям.


Дело о террористическом сообществе «Сеть»* ФСБ возбудила осенью 2017 года, по нему задержали 11 молодых людей из Пензы и Санкт-Петербурга.

Судебные процессы по делу «Сети»* идут параллельно в обоих городах: суды отказались объединить два дела в одно.

Подсудимые не признали свою вину и заявили, что «сознались» под пытками. Ни одно уголовное дело по заявлениям о пытках фигурантов дела не возбуждено. На заседании 7 ноября Илья Шакурский попросил суд приостановить процесс до нового расследования пыток. Трое подсудимых — Арман Сагынбаев, Дмитрий Пчелинцев и Максим Иванкин — голодали 11 дней с требованием новой проверки по пыткам. На заседании 25 ноября суд отклонил просьбу адвокатов о назначении медицинской экспертизы, которая могла бы выявить следы пыток электротоком у подсудимых или опровергнуть их слова.

*«Сеть» — террористическая организация, запрещенная в России.

* В материале упомянута организация Сеть, деятельность которой запрещена в РФ
Материалы по теме
Мнение
17 мая
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Генпрокуратура запуталась в «Сотах»?
Мнение
25 октября
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Ситуация в Коркине показывает уровень доверия граждан правоохранительной системе и государству
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Дело «Сети»*Пензенская областьПрава человекаПыткиСобытияСуд