Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Рязанская область
  2. «Нам говорят: вы жили здесь незаконно». Жители военного городка под Рязанью попросили губернатора защитить их право на жилье

«Нам говорят: вы жили здесь незаконно». Жители военного городка под Рязанью попросили губернатора защитить их право на жилье

Обзор «7x7»

Екатерина Вулих
Коллаж Кирилла Шейна
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Группа жителей рязанского военного городка №2 попросила губернатора предотвратить их выселение на улицу. За что выселяют людей, которые работают на российскую «оборонку» по нескольку десятков лет, как их «отправляют по кругу» из ведомства в ведомство — в обзоре «7x7».

«Лишенные жилья, чести и человеческого достоинства»

Свою просьбу жители военного городка изложили в видеообращении к губернатору Николаю Любимову и опубликовали его в соцсети 21 ноября.

«Уважаемый губернатор Рязанской области Николай Викторович Любимов! Мы, инициативная группа жителей военного городка в поселке Желтухинский Скопинского района, обращаемся к вам с просьбой защитить наши конституционные права на жилье, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение и труд. Мы живем и работаем здесь кто-то 10, кто-то 20 и 40 лет, живем по 50 и 60 лет здесь — с самого рождения», — такими словами начала обращение к Любимову жительница военного городка Татьяна Вавилина.

Вместе с другими членами инициативной группы она объяснила, что многие — местные жители уже в третьем и в четвертом поколениях, их бабушки и дедушки приехали сюда еще до 1941 года, чтобы изготавливать боевые снаряды для защиты Родины. Это про них говорится «ковали победу», это они никогда не подводили свою страну, работая круглосуточно. Теперь, «в результате бюрократических войн» люди могут остаться без жилья: Минобороны не передал городок на баланс Скопинского района, поскольку районная администрация отказывается принимать имущество министерства якобы из-за отсутствия средств. Жилые дома городка воинской части №55443 до сих пор не стоят на учете в Едином Госреестре кадастра и картографии, их нет ни на кадастровой, ни на обычной карте. Когда-то у людей была и прописка, и ордера на квартиры, но в какое-то время (предположительно, после 2010 года) ордера «случайно пропали». Теперь работникам и пенсионерам расположенного на территории военного городка оборонного предприятия говорят, что они заселились и десятилетиями живут в квартирах незаконно, их обязывают покинуть жилые помещения через суд.

«Без адреса, прописки мы не сможем найти работу, получать пенсии, пособия, медицинскую помощь и образовательные услуги, — продолжила Вавилина. — Нас собираются вычеркнуть из состава жителей Рязанской области, но нам некуда идти. Велика наша земля, но неужели мы лишние на ней? Неужели мы и наши родители не заслужили право на достойную жизнь? Почему мы оказываемся в положении рабов, лишенных жилья, чести, человеческого достоинства? Мы останемся без крова, как после войны, нас целый бездомный полк!»

Нас собираются вычеркнуть из состава жителей Рязанской области, но нам некуда идти. Велика наша земля, но неужели мы лишние на ней?

Прожившим всю жизнь в военном городке людям действительно некуда идти и не на что даже снять жилье в райцентре, потому что зарплата большинства жителей не превышает 15 тыс. руб., из которых они оплачивают услуги ЖКХ — за типовые «хрущевки» от 6 до 10 тыс. руб., — а кормятся с личных огородов. Они попросили предотвратить их выселение на улицу — именно такая участь уже постигла 11 человек, еще 175 исковых заявлений от Министерства обороны на выселение лежат в суде Скопинского района. Всего в городке живет около 1 тыс. вольнонаемных работников и пенсионеров оборонного предприятия. 

С 2011 года в военном городке №2 сложилась абсурдная ситуация: по приказу министра обороны Анатолия Сердюкова в/ч стала открытой, но, по факту, территория до сих пор закрыта. Действует контрольно-пропускной режим, охранник при въезде может осмотреть багажник автомобиля, гости проезжают только по спецпропускам — их нужно заказывать заранее. По утверждению заместителя военного прокурора Рязанского гарнизона Максима Сахарова, в этом нет никаких нарушений или противоречий: на территории находится военное предприятие, которое не отделено от жилой зоны, поэтому вход на территорию городка для посторонних закрыт.

Члены инициативной группы рассказали Любимову, как их гоняют из местной администрации в Москву, из Министерства обороны — обратно в Скопин, и это происходит годами. Они же напомнили руководителю региона: «Но у нас есть вы — избранный народом губернатор», поэтому жители военного городка именно ему доверяют решить проблему.

И ветеран труда, и узник концлагеря

О многих жителях военного городка можно писать героические истории, которыми обычно изобилуют все СМИ ко Дню Победы. К примеру, Татьяна Уткина попала на оборонное предприятие в 1943 году. Ее мама умерла еще до войны, отец и братья погибли на фронте. Девочка попала в Ряжский интернат, в 14 лет встала к станку — изготавливать снаряды. По словам ее внучки Татьяны Кирюшечкиной, бабушка мало рассказывала о тех годах, разве что иногда упоминала: «Руки к снарядам примерзали, а мы все работали и работали». Бабушка стала ветераном труда, но собственное жилье, получается, так и не заработала.

— Вся ее жизнь — нищета и работа, работа и нищета. Еле выживали. Потом мама работала на «оборонку», потом мы с мужем — во вневедомственной охране. После рождения первой дочери командир части дал нам двухкомнатную квартиру. Все было по тем правилам: собиралась комиссия, присутствовали представители профсоюза, нам одобрили выдачу квартиры. Теперь выгоняют в поле, — рассказала она корреспонденту «7x7».

Все было по тем правилам: собиралась комиссия, присутствовали представители профсоюза, нам одобрили выдачу квартиры. Теперь выгоняют в поле.

Ее семья с двумя несовершеннолетними детьми должна покинуть жилье в мае — как раз к 75-летию со Дня Победы. Скопинский суд уже вынес решение о выселении, но ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» из гуманности позволил семье пережить зимний период в тепле и под крышей. С наступлением летнего тепла семья переедет с палаткой в поле, которое начинается сразу же за воротами воинской части. Больше идти некуда.

— Главное в том, что я же работаю на эту воинскую часть, на это оборонное предприятие, а нас выкинули! — до сих пор удивляется она. — Кем нас считают, если считают возможным и законным так унизить? Кто следующий? У нас еще есть заслуженный учитель — узница концлагеря, ее тоже — вон, за ворота?

Пока все 11 выселенных по суду семей продолжают жить в своих квартирах. Им некуда съезжать, даже если их придут силой выселять судебные приставы.

Одна из организаторов инициативной группы Татьяна Сильченко ждет суда, который состоится 3 декабря. Родители ее мужа приехали на работу в воинскую часть в середине прошлого века, свекрови тогда едва исполнилось 18 лет. По ее словам, все семьи так или иначе связаны с воинской частью или «оборонкой»: либо работали непосредственно на предприятии, либо в сфере обслуживания, образования.

— Теперь нам говорят: вы все это время здесь жили незаконно. Как так? Оплачивали услуги ЖКХ, выходили на пенсию, учились, лечились — все было законно, только жили незаконно. Так бывает? — удивляется Сильченко. — Мы уже слышали разные версии от чиновников, вплоть до того, что наши квартиры нужны сиротам: им не могут выдать положенное по закону жилье. Ерунда, конечно, кто разрешит выдавать жилье в закрытом военном городке?

Не проблема

Рязанцы узнали о проблемах жителей военного городка в декабре 2017 года: на ГТРК «Ока» вышел сюжет о бедственном положении людей. С тех пор тема периодически «всплывала» в разных СМИ, но ни одно ведомство не выразило готовность помочь людям. Примерно с 2013 до 2017 года они писали прошения губернатору Олегу Ковалеву, затем начали писать и проситься на прием к Николаю Любимову, но все было тщетно: на прием их никто не пустил, письма перенаправлялись в администрацию Скопинского района. Губернатор 18 ноября побывал в районе на выездном заседании, но прежде попросил на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» описать проблемы жителей. Из военного городка прозвучало несколько просьб о помощи, но Любимов не стал в этом разбираться. Он описал основные проблемы — бездорожье и отсутствие освещения — и пообещал поработать над их решением. Выселение жителей военного городка из квартир не вошло в список районных проблем.

По информации депутата Госдумы фракции ЛДПР Александра Шерина, Минобороны готово передать имущественный комплекс военного городка в собственность областного или районного муниципального образования. Осталось найти желающего принять на баланс хозяйство с не поставленными на учет в ЕГРН 25 домами, большинство из которых никогда не видели ремонта.

Жители военного городка готовятся записать обращение к президенту Владимиру Путину.


Подробнее о жизни в военном городке №2 — в материале «„Оборонка“, дома-призраки и вера в Путина. Почему жители военного городка под Рязанью могут лишиться квартир».

Материалы по теме
Мнение
7 октября
Владимир Сливяк
Владимир Сливяк
Половина избирателей просто не пришла на референдум по АЭС в Казахстане
Мнение
12 июня
 The independent Barents Observer
The independent Barents Observer
В Карелии власти запугали горожан, хотевших собраться из-за отключения холодной воды
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
АрмияВластьЖКХОбществоРязанская областьРязаньСобытия