Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Пензенская область
  2. «По документам я как будто пропадаю из СИЗО». Как военные следователи проверяли заявления пензенских фигурантов дела «Сети»* о пытках

«По документам я как будто пропадаю из СИЗО». Как военные следователи проверяли заявления пензенских фигурантов дела «Сети»* о пытках

Суд впервые заинтересовался материалами проверок

Екатерина Малышева
Илья Шакурский и Василий Куксов
Коллаж Кирилла Шейна
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Центральный окружной военный суд в Пензе начал изучать материалы проверок по пыткам, о которых заявляли подсудимые по делу «Сети»*.  Это подтвердил судья Юрий Клубков на заседании 14 ноября. Судейская коллегия исследовала материалы в отношении Ильи Шакурского и начала изучать проверку в отношении Василия Куксова. Подробности — в репортаже корреспондента «7х7».

О пытках во время голодовки

Трое подсудимых дела «Сети»* в Пензе — Арман Сагынбаев, Дмитрий Пчелинцев и Максим Иванкин — четвертый день держат голодовку. Они объявили ее 11 ноября и потребовали нового расследования их заявлений о пытках сотрудниками ФСБ.

Суд в Пензе впервые заинтересовался заявлениями фигурантов дела «Сети»* о методах расследования, хотя процесс идет полгода — с мая 2019 года. Ранее судьи говорили, что сообщения о пытках не имеют отношения к рассмотрению дела о террористическом сообществе. Они объясняли это тем, что «вопрос о действиях сотрудников ФСБ неуместен», и рекомендовали обжаловать отказы в Верховном Суде РФ.

На заседании 14 ноября судья Юрий Клубков зачитал справки из СИЗО о здоровье подсудимых по состоянию на вечер 13 ноября. Сведений о голодовке в документе не было. Когда подсудимые объявили голодовку, судьи пообещали запросить к следующему заседанию материалы проверок о пытках из военного следственного отдела Следственного комитета по Пензенскому гарнизону. Пока что судьи зачитали материалы проверок лишь по двум фигурантам дела «Сети»*: Ильи Шакурского и частично — Василия Куксова.  Материалы проверок по Арману Сагынбаеву и Дмитрию Пчелинцеву суд продолжит исследовать, когда с документами ознакомятся их адвокаты. Юрий Клубков спросил у адвокатов, что еще нужно запросить, чтобы восполнить неполноту проведенных проверок.

По мнению адвоката Ильи Шакурского Сергея Моргунова суд хочет показать, что пытки не подтвердились и это было исследовано в процессе. Адвокат Армана Сагынбаева Ольга Рахманова предположила, что таких образом суд хочет обеспечить «страховку» на случай рассмотрения случаев пыток в Европейском суде по правам человека и показать, что эта стадия судебного следствия прошла по закону. Адвокаты других фигурантов дела «Сети»* не стали комментировать внимание судей к проверкам о пытках и пообещали высказаться после.

«Как будто я пропадаю из СИЗО»

Когда судья Юрий Клубков зачитал документ о проверках по заявлениям о пытках Шакурского, тот рассказал свою версию произошедшего. Еще на заседании 7 ноября Шакурский назвал необъективной проверку, которую проводил заместитель руководителя военного следственного отдела СК России по Пензенскому гарнизону майор юстиции Меркушев. По словам Шакурского, следователь его не опрашивал и его сокамерников, которые сидели с ним в СИЗО в период пыток. Следователь не стал запрашивать и видеозаписи с камер наблюдения СИЗО. Кроме того, он не счел нужным провести медицинскую экспертизу.

На заседании 14 ноября Илья Шакурский рассказал, что его пытали 3 ноября 2017 года, а затем он пять суток сидел в карцере. К нему дважды приходили медики, отметок об этом тоже нигде нет. А в материалах проверки вообще нет никаких сведений, что происходило с молодым человеком с 3 по 8 ноября 2017 года.

— Почему-то период про карцер у следователя Меркушева [который проводил проверку] пропадает. Как будто я вообще из СИЗО пропадаю, — сказал Шакурский суду.

Он попросил суд запросить записи камер видеонаблюдения из СИЗО за эти дни и видеозапись его допроса у следователя Токарева от 16 февраля 2018 года, где Шакурский снова дает признательные показания. Про эту запись суд уже знает: диск из материалов дела, на котором должна была быть эта запись, оказался пустым.

Илья Шакурский добавил, что в материалах проверки речь идет только о камере №129, где Шакурский содержался с февраля 2018 года (когда стал отказываться от показаний). До этого времени — в том числе во время пыток в ноябре 2017 года — он сидел в камере №117. Нет в документах и сведений о другом помещении без номера, в котором, предположительно, пытали молодого человека. По словам адвоката Илья Шакурского Сергея Моргунова, при расследовании преступления место, где оно произошло, должно изучаться в первую очередь. Илья Шакурский сказал, что готов зарисовать и показать камеру пыток. По его словам, камера №117 находится в том же здании, что и карцер, а место, где его пытали, — в другом здании.

Зато в документах есть упоминание сотрудника СИЗО про две розетки в камере №129 и что «электропровода с открытой изоляцией в ней отсутствуют». Адвокат Шакурского сказал, что этот довод не выдерживает никакой критики.

— Есть, например, «тапик» [ТА-57 — военно-полевой телефонный аппарат универсального типа с системой индукторного вызова тока], который легко работает и без розетки, — сказал адвокат суду.

Сам Шакурский говорил, что не видел, с помощью какого инструмента ему подавали ток, потому что у него тогда были завязаны глаза.

«С целью компрометирования сотрудников ФСБ»

По показаниям оперативников и следователей ФСБ, которые зачитали судьи, Илья Шакурский не жаловался на телесные повреждения, психологическое и физическое давление. Один из оперативников по фамилии Волков, который участвовал в задержании Шакурского 18 октября 2018 года, сказал, что «поводов опасаться за свою жизнь и здоровье у него не было».

Следователь пензенского УФСБ Валерий Токарев и оперативник Вячеслав Шепелев во время опроса сказали, что все показания Шакурский давал добровольно. Заявление о пытках, по их мнению, Шакурский написал по указанию своих адвокатов, чтобы избежать уголовного наказания и «с целью компрометирования сотрудников ФСБ».

Кровоподтек под глазом у Шакурского при поступлении в СИЗО сотрудники ФСБ объяснили его дракой с Пчелинцевым за неделю до задержания. Шакурский пояснил суду, что в тот день вообще не встречался с Пчелинцевым.

Илья Шакурский рассказал суду, что ему не удалось дать показания следователю Меркушеву в присутствии адвоката. В материалах проверки об этом упоминаний нет — написано, что Шакурский отказался давать показания.

— Он [следователь] матерился и оскорблял меня, а потом просто психанул и ушел, — вспомнил Шакурский.

Сокамерники Муратов и Никитин во время опроса говорили, что Шакрский не упоминал про пытки и давление, они не слышали об этом. По словам Шакурского, он рассказывал им об этом и весной 2018 года в изолятор уже приходили газеты, где писали о пытках по делу «Сети»*. Шакурский сказал, что эти сокамерники сидели с ним только с февраля 2018 года, и попросил суд опросить тех, кто сидел с ним во время периода пыток. Он назвал их имена — Эдуард Мелконян, парень по имени Евгений и позже Александр Савушкин.

Гособвинитель предложил суду приобщить к материалам дела «Сети»* только то, что подтверждает объяснения сотрудников ФСБ, СИЗО и судебные постановления об отказах возбуждения уголовного дела. Суд добавил к делу все документы проверки. Вопрос о назначении медицинской экспертизы, которая могла бы установить следы электротока, судья Юрий Клубков пообещал рассмотреть позже.

Проверка по Василию Куксову

Василий Куксов не заявлял о том, что к нему применяли пытки электротоком, но жаловался на избиение сотрудниками Пензенского УФСБ при задержании 19 октября 2017 года.

Подсудимые «Сети»* трактуют пытки в широком смысле — как любое психологическое и физическое давление с целью получения нужных показаний. Об этом же говорила и член ОНК Екатерина Косаревская, которая фиксировала следы пыток у фигурантов «Сети»* из Петербурга и выступила свидетелем в Пензе 24 сентября.

Проверку в отношении Василия Куксова суд пока изучил частично — адвокат Александр Федулов огласил некоторые материалы проверки, подсудимый дал по ним пояснения. Суд вернется к ним на заседании 15 ноября.


Дело «Сети»* ФСБ возбудила в октябре 2017 года, по нему задержали 11 молодых людей из Пензы и Санкт-Петербурга. Судебные процессы по делу «Сети»* идут параллельно в обоих городах: суды отказались объединить два дела в одно.

Подсудимые не признали свою вину и заявили, что «сознались» под пытками. Ни одно уголовное дело по заявлениям о пытках фигурантов дела не возбуждено.

На заседании 7 ноября Илья Шакурский попросил суд приостановить процесс до нового расследования пыток. Трое подсудимых — Арман Сагынбаев, Дмитрий Пчелинцев и Максим Иванкин — 11 ноября объявили в суде голодовку. Они считают ее единственным выходом и намерены голодать до тех пор, пока не начнется новая проверка по пыткам.

*«Сеть» — террористическая организация, запрещенная в России.

* В материале упомянута организация Сеть, деятельность которой запрещена в РФ
Материалы по теме
Мнение
21 сентября
Инна Чекмарева
Инна Чекмарева
Теленгиты и тубалары, чтобы получать социальную пенсию, должны переехать в другой район
Мнение
12 июля
Владимир Сливяк
Владимир Сливяк
Так и должен выглядеть «депутат здорового человека»
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Дело «Сети»*Пензенская областьСобытияСуд