Несколько фигурантов дела о создании террористического сообщества "Сеть" заявляли о том, что к ним во время следствия применяли пытки, чтобы выбить показания. Защита и родственники подсудимых требовали от суда расследовать сообщения об истязаниях. Но проверки показали, что "недозволенных методов ведения следствия" к фигурантам не применяли. При этом обвиняемый Дмитрий Пчелинцев утверждает, что предполагаемые пытки оказали влияние на его здоровье: у него испортились зубы и зрение. «7x7» рассказывает, как появилась информация о пытках в деле "Сети"* и как на эти заявления реагировали силовики.
Заявления о пытках в деле «Сети»*
Подсудимые по делу о террористическом сообществе «Сеть»* заявили о том, что следователи ФСБ их якобы пытали начиная с февраля 2018 года. По их словам, так «эфэсбэшники» заставляли из «сознаться».
На судебных заседаниях заявления о пытках впервые прозвучали 15 и 16 января ― когда адвокат Олег Зайцев огласил протокол опроса Дмитрия Пчелинцева. Из него следовало, что 10 февраля 2018 года сотрудники ФСБ били Пчелинцева электрическим током, угрожали убить и расправиться с женой, если он не признает свою вину.
На судебном допросе в Пензе 22 мая 2019 года Дмитрий Пчелинцев рассказал подробнее, как его пытали. По его словам, это длилось с момента задержания (в октябре 2017 года) и до 3 сентября 2018 года, когда он подписал обвинительное заключение.
Подсудимый Илья Шакурский подробно рассказал суду о пытках 29 и 30 мая. В первый день он говорил о давлении на него и его мать, на втором ― рассказал, как его пытали. О пытках заявили Арман Сагынбаев и Василий Куксов, но подробно об этом они суду еще не рассказывали.
Как фигурантам дела отказывали в возбуждении дел против следователей
Начиная с февраля 2018 года жалобы и заявления о возбуждении уголовных дел против следователей, которые якобы пытали фигурантов дела, подавали сами подсудимые, их адвокаты и родственники. На суде 16 июля в Пензе гособвинитель Сергей Семеренко огласил отказы в возбуждении уголовных дел по пыткам подследственных по делу «Сети»*.
Все отказы пришли из военно-следственного отдела Следственного комитета (ВСО СК) по Пензенскому гарнизону. Постановления об отказах следователи вынесли 15 марта, 16 марта, 10 апреля, 26 апреля, 16 мая, 27 июня и 27 сентября 2018 года. Все «за отсутствием состава и событий преступления».
Пензенский гарнизонный суд, как следует из материалов дела, на заседаниях 11 сентября и 12 сентября 2018 года подтвердил законность и обоснованность постановлений военно-следственного отдела.
На заседании Приволжского окружного военного суда в Пензе после того, как Илья Шакурский рассказал о пытках, его адвокат Анатолий Вахтеров просил приобщить к материалам уголовного дела новые жалобы и отказы.
В декабре 2018 года военный гарнизонный суд Пензы повторно отклонил жалобы защиты Дмитрия Пчелинцева на отказ расследовать сообщения о пытках. Последний из отказов Пензенский гарнизонный военный суд вынес в январе 2019 года. Он отклонил жалобу защиты Ильи Шакурского на отказ в возбуждении дела по заявлению о пытках. Суд отказал Вахтерову, пояснив это тем, что «все отказы в материалах дела уже есть».
Как сказали корреспонденту «7х7» адвокаты подсудимых, жалобы и заявления отправляли в Генпрокуратуру, Следственный комитет и ФСИН России. Оттуда их «спускали» на региональный уровень, а там ссылались на то, что проверки прошли, отказы в возбуждении уголовных дел вынесены.
О пытках их сыновей рассказывали и матери подсудимых.
"Они боятся связываться с военным судом"
После того, как гособвинители 16 июля огласили в Пензе отказы по пыткам, суд объявил перерыв в заседаниях ― для лечения зубов Дмитрия Пчелинцева. Он несколько месяцев жаловался на боль и разрушение нескольких зубов. По его словам, это началось после возможных пыток в ФСБ.
Для лечения зубов Пчелинцева из исправительной колонии №3, где он содержится, отвезли в пензенскую исправительную колонию №5.Там можно было сделать и рентген, и удалить зубы. Как сообщили родственники Пчелинцева, 17 июля ему сделали снимки и удалили один зуб.
Когда 22 июля заседания по делу «Сети»* возобновились, суд спросил Пчелинцева, вывозили ли в его в лечебное учреждение.
― Вывезли одним днем.
― Остальные дни не лечили вас?
― Они [врачи ИК-5] сказали, что боятся меня класть, потому что они боятся связываться с военным судом. Это [их] цитата. Они сделали рентген, который можно сделать только там. И удалили один зуб. Все остальные зубы, я так понимаю, мне будут удалять по месту содержания. Просил дать мои медицинские документы, сказали – пусть адвокаты направят запрос.
Дмитрий Пчелинцев начал носить очки (у него травма глаза) и использует лекарство от астмы (это, по его словам, «не от стресса, а наследственное»).
Позиция Генпрокуратуры
Отказы в возбуждении уголовных дел против следователей ФСБ обжаловали и правозащитники. Один из последних отказов председателю движения «За права человека» Льву Пономареву пришел из Генпрокуратуры 16 июля 2019 года (копия есть в распоряжении редакции). В нем сообщалось, что ведомство не нашло «оснований для принятия мер прокурорского реагирования».
«Вопросы соблюдения закона в ходе предварительного следствия, допустимости, достоверности и достаточности представленных доказательств в настоящее время относятся к компетенции [Приволжского окружного военного] суда. Сторона защиты вправе самостоятельно довести до сведения суда свою позицию и аргументировать ее», ― сообщается в ответе Генпрокуратуры.
В ведомстве сослались на уже проведенные проверки о «недозволенных методах ведения следствия» ― слово «пытки» в официальной переписке госорганы не используют.
По результатам этих проверок, напомнили Льву Пономареву в Генпрокуратуре, в возбуждении уголовных дел было отказано. Повторные обжалования защиты в военном гарнизонном суде, как сообщили в ведомстве, тоже отклонили.
Генпрокуратура направила копии жалоб и обращения Льва Пономарева прокурору Пензенской области Наталье Канцеровой и поручила учесть приведенные в них доводы.
Дело о террористическом сообществе «Сеть»* ФСБ возбудила в октябре 2017 года, по нему проходили 11 фигурантов из Пензы и Петербурга.
Подсудимые не признали свою вину и заявили, что «сознались» под пытками. Спустя несколько месяцев после первых арестов родственники фигурантов дела создали «Родительскую Сеть». На суде в Пензе матери подсудимых заявили, что следователи сыновей пытали и подвергали психологическому давлению.
Свидетели обвинения из Пензы — Анатолий Уваров, Антон Шульгин и Максим Симаков — в июне отказались от своих показаний, двое из них заявили о давлении и угрозах ФСБ. Еще один свидетель обвинения — Фархат Абдрахманов — отказался от своих показаний 2 июля.
*"Сеть" — террористическая организация, запрещенная в России.