Защитники подсудимых по делу «Сети»* Ильи Шакурского и Михаила Кулькова на суде в Пензе заявили о недопустимости ряда доказательств следователей ФСБ и попросили суд исключить их из материалов уголовного дела, сообщил 6 ноября корреспондент «7х7».
«Прослушка» разговоров Шакурского
Адвокат Шакурского Сергей Моргунов попросил суд признать недопустимыми и исключить из списка несколько доказательств, среди которых диск с аудиозаписями телефонных и других переговоров Шакурского вместе с их расшифровкой. Речь идет о разговорах Ильи Шакурского с неонацистом Владом Добровольским, который, по версии защиты, был провокатором.
По словам адвоката, у следователей должно было быть судебное решение на «прослушку» телефонных переговоров, но в материалах дела его нет. В постановлении следователей ФСБ о приобщении к делу материалов «прослушки» говорится «о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей». В постановлении не указано когда, где и какое оперативно-розыскное мероприятие проводилось, какие получены результаты, для каких целей, когда и кем оно санкционировалось, было ли судебное решение о его проведении и основания рассекречивания сведений.
«В нем [постановлении] изложены необъективные выводы [сотрудников ФСБ], которые не подтверждаются материалами уголовного дела. Это не объективные данные, а умозаключения». Нарушения являются неустранимыми и не позволяют проверить в суде сформированные на их основе доказательства, говорится в ходатайстве адвоката.
Опознания по фото — с нарушениями
Адвокат Моргунов попросил суд исключить из числа доказательств протоколы отождествления личностей подсудимых (в том числе Ильи Шакурского). Их в разное время опознавали по фото Дмитрий Пчелинцев, его жена Ангелина Пчелинцева, свидетели Руслан Емельянов, Максим Симаков, его жена Екатерина Симакова и Анатолий Уваров и Фархат Абдрахманов. Многие из них заявили в суде, что во время допросов следователи ФСБ давили на них или искажали их показания.
Опознания по фото, сказал адвокат Моргунов суду, следователи проводили с нарушениями: у тех, кто опознавал, предварительно не выяснялось, по каким именно приметам они могут опознать подсудимых. При этом им предъявляли черно-белые фотографии с внешне не схожими людьми разных возрастов, некоторые из них были в головных уборах.
Адвокат Михаила Кулькова Игорь Кабанов 6 ноября попросил суд признать недопустимым доказательством протокол от 1 марта 2018 года, на котором Шакурский опознает Кулькова по фото. В нем указано, что Шакурский опознал Кулькова как «члена группы «5.11» [одной из так называемых «ячеек „Сети“*»] с позывным «Илья», которого он встречал в сопровождении «Рыжего» [Максима Иванкина].
По словам защитника, на тот момент следователи не допрашивали Шакурского о Кулькове и о приметах, по которым тот мог бы его опознать. Сам Шакурский во время допросов до этого времени о Кулькове тоже не упоминал. Он сказал, что видел Кулькова, только когда давал показания на судебном заседании 29 мая 2019 года.
Суд вынесет решение после того, как с письменными заявлениями адвокатов подробно ознакомится гособвинитель Сергей Семеренко. Следующее заседание состоится 7 ноября, на нем защита продолжит представлять свои доказательства.
Дело «Сети»* ФСБ возбудила в октябре 2017 года, по нему задержали 11 молодых людей из Пензы и Санкт-Петербурга. Судебные процессы по делу «Сети»* идут параллельно в обоих городах: суды отказались объединить два дела в одно.
Подсудимые не признали свою вину и заявили, что «сознались» под пытками. Ни одно уголовное дело по заявлениям о пытках фигурантов дела не возбуждено.
Обвинение в Пензе закончило представлять доказательства в конце июля, с начала сентября защита представляет суду свои доказательства. Результаты независимой экспертизы аудиозаписей из материалов дела разошлись с результатами экспертизы ФСБ. В конце октября Центральный окружной военный суд объявил, что судебное следствие окончено и пора переходить к исследованию дополнительных доказательств и готовиться к прениям.
Адвокаты сказали, что представили еще не все доказательства и намерены продолжить заявлять о них суду. На заседании 6 ноября они представили рецензии независимых экспертов — психолога и лингвиста, — которые раскритиковали несколько экспертиз ФСБ.
*«Сеть» — террористическая организация, запрещенная в России.