Совет по правам человека (СПЧ) при президенте России заявил, что лингвистическая экспертиза не обнаружила признаков оправдания терроризма в колонке журналиста Светланы Прокопьевой, поэтому ее уголовное дело необходимо прекратить. С таким заявлением СПЧ обратился к прокурору Псковской области Сергею Белову, сообщило 2 октября РБК.
В заявлении СПЧ со ссылкой на заключение «Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам» говорится, что высказывания Прокопьевой в эфире радиостанции «Эхо Москвы» в Пскове не содержат признаков оправдания терроризма. По мнению СПЧ, журналист рассуждала об «общественной опасности подавления со стороны государства протестной активности граждан», которое отражается на настроениях молодых людей.
Авторы заявления написали, что такая точка зрения «хорошо известна в русской общественной жизни», и выразили мнение, что журналисты должны иметь право свободно высказываться на тему «психологических аспектов терроризма». Члены СПЧ попросили псковского прокурора Сергея Белова приобщить выводы экспертов к уголовному делу и рассмотреть возможность его закрытия.
Комментируя заявление СПЧ для «7х7», Светлана Прокопьева сказала:
- Общественная поддержка - это единственное, на что я сейчас рассчитываю. Прямая функция Совета по правам человека - защищать права человека и совершенно естественно, что они взялись за это дело. Я очень благодарна им за это внимание.
В феврале 2019 года в квартиру Светланы Прокопьевой в Пскове пришли с обыском следователи и изъяли всю электронную технику. Ее заподозрили в оправдании терроризма после публикации записи радиоэфира с ее участием, в котором она обсуждала причины теракта в приемной архангельского управления ФСБ (несовершеннолетний анархо-коммунист взорвал самодельную бомбу и погиб сам).
Адвокаты Прокопьевой обжаловали законность обыска в ее доме, псковские читатели собрались на митинг в ее поддержку, ее делом заинтересовались в ОБСЕ. В июне срок следствия по делу Прокопьевой продлили, его расследует уже четвертый следователь.
В июле Прокопьева сообщила о блокировке ее счетов, после того как она была внесена в список Росфинмониторинга как лицо, «в отношении которого имеются признаки причастности к экстремистской деятельности или терроризму». Она пыталась обжаловать это решение в Генпрокуратуре РФ и направила обращение к уполномоченному по правам человека в РФ.
30 августа Псковский горсуд отказался отменить предупреждение от Роскомнадзора редакциям радиостанции «Эхо Москвы» в Пскове и порталу «Псковская Лента Новостей». Это предупреждение РКН вынес за авторскую программу журналистки Светланы Прокофьевой на «Эхе» и ее расшифровку на сайте «Псковской Ленты Новостей». Адвокаты заявили, что готовят апелляцию в Псковский областной суд.
4 сентября Прокопьева сообщила, что следствие по ее делу продлили до ноября. 20 сентября Следственное управление Следственного комитета по Псковской области предъявило ей окончательное обвинение. 22 сентября в Москве уроженец Пскова, экс-сотрудник Первого канала Евгений Никитин вышел к администрации президента России на пикет с плакатом «Я/Мы Светлана Прокопьева». 23 сентября Профсоюз журналистов призвал коллег подписать письмо в ее защиту и выйти на пикеты в ее поддержку. 29 сентября псковские активисты вышли на одиночные пикеты в поддержку журналиста.
1 октября в день рождения Светланы Прокопьева «7х7», десятки СМИ и обычных граждан опубликовали колонку журналиста «Семь лет за две страницы текста».