Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Ярославская область
  2. «Не фильтруете? Ну давайте мы тогда вас будем блокировать». Лекция главы «Роскомсвободы» Артёма Козлюка об интернет-цензуре в России

«Не фильтруете? Ну давайте мы тогда вас будем блокировать». Лекция главы «Роскомсвободы» Артёма Козлюка об интернет-цензуре в России

Мария Старцева
Артём Козлюк
Фото Ильи Бесхлебного
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Глава проекта «Роскомсвобода» Артём Козлюк в конце июля выступил на первом ярославском баркемпе. «7x7» публикует расшифровку его лекции об истории интернет-регулирования в России: от первого закона о «черных списках» сайтов до «пакета Яровой» и закона о «суверенном рунете».

Первый этап интернет-регулирования

Первый закон, который начал регулировку интернета в России, был принят летом 2012 года, а в ноябре уже вступил в силу. Это пресловутый закон о «черных списках» сайтов. Своим появлением закон ввел первую категорию ограничения информации и формально легализовал интернет цензуру. После этого стали появляться новые категории запрещенной информации. Роскомнадзор, Роспотребнадзор, МВД и другие ведомства стали пытаться «оттяпать» свой кусочек интернет-цензуры. Появился реестр запрещенных сайтов, под блокировку ушли больше 20 тысяч интернет ресурсов — это все по прямым указаниям госведомств. Параллельно блокируются более 10 миллионов интернет-ресурсов, которые находятся на тех же IP-адресах, что и заблокированные. Это позволяет российскому законодательству блокировать не точечно, а запускать массовую «бомбардировку» интернета и блокировать из-за одного ресурса еще десятки тысяч сайтов.

Второй этап интернет-регулирования

Помимо блокировки сайтов существует и другая категория цензуры — это когда ты что-то публикуешь в Сети, например какой-то «мемасик» или «постик», а тебя наказывают. Например, административно, где в лучшем случае штрафуют от нескольких тысяч рублей до нескольких сотен тысяч, или заводят уголовное дело с реальными посадками — это в худшем. И таких дел становится все больше и больше, сейчас доросло до наказания уже нескольких сотен человек, на которых завели именно уголовные дела.

Как «пакет Яровой» расширил возможности слежки

Кроме цензуры у нас есть другой раздел интернет-регулирования — это слежка. Такая система появилась как система оперативно-розыскных мероприятий [СОРМ]. Все операторы связи должны были подключаться к устройствам, черным коробочкам ФСБ для сканирования трафика пользователей по их запросам. И как только интернет стал проникать в наше домохозяйство, когда у 80% населения появился доступ к интернету, тогда появилась еще одна разновидность интернет-регулирования — проникновение в интернет-трафик. А «пакет Яровой» расширил этот круг СОРМ до третьей стадии. Теперь операторы связи обязаны не только предоставлять доступ к трафику пользователей, но и должны хранить всю их информацию в течение полугода на своих серверах. Но и не только через операторов связи отслеживают, но и через сайты и сервисы, среди которых: «Яндекс», «ВКонтакте», Mail.Ru, «Одноклассники» и множество других региональных и федеральных форумов, мессенджеры, файлообменники, сайты знакомств. Такие сервисы хранят полгода информацию, а также обязаны предоставлять данные о всех ваших переписках, где не только сообщаются атрибуты (кто и с кем связался), но и возможность проникать в ваши сообщения. Если есть шифрованные сообщения, то их передают и хранят в зашифрованном виде. А доля шифрованного трафика на текущий момент в мире — это порядка половины. За отказ передавать данные в России был заблокирован, например, Telegram. Но при это большинство сейчас им все равно пользуется. Но тут Павел Дуров показал все свои мощности по правам, чтобы успешно сдержать мошенничество. Но лучше такие сервисы увозить из страны и размещать их за границей.

«Если вы хотите работать в России, то вы должны фильтровать трафик»

Еще один большой раздел интернет-регуляторики — это информационные посредники. Хостеры, контент-провайдеры, поисковики, операторы связи, онлайн-кинотеатры должны сотрудничать [с властью], либо на них будут наложены штрафы или заблокируют сам сервис. Также это еще один вариант давления на Запад в руках государства. Так как большинство используемых сервисов — это западные площадки, то власть предлагает следовать поставленным правилам: «Если вы хотите работать в России, то вы должны фильтровать трафик. Не фильтруете? Ну давайте мы тогда вас будем блокировать, либо штрафы накладывать».

От контроля над игроками до контроля над инфраструктурой

И после того, как государство установило условный контроль над контентом и игроками интернет-рынка, оно перешло к желанию контролировать инфраструктуру интернета. Отсюда и появился закон о «суверенном рунете». Законопроект разработали сенаторы Андрей Клишас, Людмила Бокова и депутат Андрей Луговой — это доблестная тройка, которая кроме этого закона предложила и законы о «фейк-ньюс» и неуважении к власти. Сейчас у нас наказывают пользователей за то, что кто-то с Путиным непристойную картинку опубликовал в Сети, поэтому они решили кроме этих законов «хайпануть» и на теме контроля над инфраструктурой интернета. Эта тема сложнее, чем фейки и неуважение, она намного глубже: это контроль над средствами коммуникации, трафиком. «Суверенный рунет» подразумевает контроль трафика над сетями операторов связи и над владельцами автономных сетей связи. Также создаются центры мониторинга по противодействую угроз контроля, которые будет контролировать Роскомнадзор. Будут проводиться учения по «суверенизации», потому что нашей сети предстоит противостоять «западному агрессору», который стремится ежедневно обрубить кабеля и устроить России изоляцию.

«Суверенный интернет» — это дверь к новым законодательным инициативам

Большая часть норм «суверенного рунета вступает в силу с 1 ноября 2019 года. Этот закон еще может после себя открыть калиточку целому сонму новых законодательных инициатив, которые будут уже в новой степени контролировать коммуникации трафика. Например, после установки операторами связи оборудования DPI [технологии глубокой фильтрации трафика] выйдет закон, который сможет наказывать пользователей за попытку обхода государственной цензуры. Таким же методом смогут легко определять, что тот или иной человек использует VPN и прокси. Сначала будут выписывать некие предупреждения, что с адреса была попытка доступа к запрещенному материалу. На первый раз — предупреждение, второй раз — штраф, третий — административный арест, чтобы вы подумали, стоит ли вам западные материалы читать в российском сегменте интернета. Это можно воспринимать с улыбкой, но на самом деле то, что мы сейчас видим, еще несколько лет назад казалось нам нереальным. Тем более зарекаться нельзя, так как мы видим мировые прецеденты подобных законов.

Что же нас ожидает?

Я не думаю, что 1 ноября мы проснемся в «новом дивном мире», что у нас сразу же отрубят кабеля. Просто нужно понимать, что сама государственная машина как система довольна инертна. Это мы можем видеть на примере других законов по регулированию интернета. Они вступили в силу уже давно, но либо пока вообще не применялись, либо крайне неактивны. Например, вы знаете, что в России есть закон по тотальной деанонимизации пользователей мессенджеров? Он вступил в силу, если не ошибаюсь, 1 января 2018 года. И уже полтора года мы тут все должны через мессенджеры быть тотально деанонимизированы. Но этого пока не происходит. Если говорить по «суверенизацию интернета», то скорее некоторые отдельные элементы наступят достаточно скоро. Этот закон в том числе позволяет Роскомнадзору давать распоряжения по маршрутизации трафика. То есть они имеют право позвонить оператору связи и сказать: «С этого момента ты направляешь свой сигнал не куда-то, а сюда». Поэтому я прогнозирую, что мы увидим действие закона в части получения шатдаунов в случае каких-то акций, волнений, манифестаций и подобного. С помощью этого закона они смогут делать это быстрее и легитимно. Но считать, что у нас будет полностью изолированный рунет, я бы не стал.

Как решать эту проблему? Первое — формировать гражданскую активность

Не только обращайте свое внимание на какие-то свои проблемы, но и смотрите, что вообще в целом происходит. Сейчас есть потребность приходить на общественные обсуждения. Есть даже специально организованная площадка в интернете, где организованы обсуждения. Там вы можете приходить, обсуждать, критиковать и голосовать. Да, можно воспринимать это скептически, но на самом деле это работает. На этой площадке, которую создало само государство, удается при помощи привлеченных экспертов останавливать принятие жестких актов. Самый одиозный, например, это то, что Никита Михалков хотел через Минкульт провести закон о налоге на интернет. Если бы мы с сотоварищами активно не призвали туда народ, то с вас бы сейчас стряхивали деньги за использование интернета в России. Но это работает, конечно, далеко не всегда. Но фундамент-то строить надо! Если не делать ничего, то и гражданское общество не сдвинется никуда.

Повышение защищенности в Сети

Нужно повышать свою защищенность в Сети, используя защищенные средства, мессенджеры, почту, и вообще повышать свою медиаграмотность. Важно бережно относиться к своей переписке, тем более если она конфиденциальная. Благо таких инструментов много. Это инструменты шифрования, сервисы. Есть защищенные мессенджеры, есть защищенные почтовые сервисы, службы, есть множество инструментов, удобных в обращении. Не пренебрегайте этим. Часть решения проблем находится в ваших руках.

Не нужно бояться закона, потому что это все про деньги

Да, закон о суверенизации серьезно бьет по экономике России, по бизнесу и пользователям, потому что потребует затрат из бюджета на уровне 130–140 миллиардов рублей в год. Это независимые эксперты в составе рабочей группы «Связь и IT» при правительстве РФ назвали такую цифру, и ежегодно она будет возрастать. Поэтому вы не бойтесь, Россию спасет коррупция. Они все распилят, просто переложат из государственного бюджета в свой собственный карман, а вы не беспокойтесь, и никаких шатдаунов не будет. Но я что хочу сказать? На самом деле все распилят, и шатдауны будут! Одно другому не мешает в данном случае. Поэтому я не совсем поддерживаю тезис, что все это под распил. Все-таки много тут заложено и под негативный аспект.

Материалы по теме
Мнение
1 июня
Татьяна Смирнова
Татьяна Смирнова
Детям Карелии — самое худшее: школьников Панозера ждет интернат?
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ИнтернетНеуважение к властиРоскомнадзор