Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. «Сандармох, как и 80 лет назад, остается территорией произвола и беззакония». В Москве общественники выступили в защиту карельского памятника жертвам сталинского террора

«Сандармох, как и 80 лет назад, остается территорией произвола и беззакония». В Москве общественники выступили в защиту карельского памятника жертвам сталинского террора

Репортаж «7х7»

Елена Кривень, фото Сергея Юферова и Сергея Маркелова
Коллаж Кирилла Шучалина
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Представители движений и организаций, занимающихся сохранением карельского памятника жертвам сталинского террора Сандармох, 25 июля на пресс-конференции в Москве поделились переживаниями за его судьбу. Они считают, что Российское военно-историческое общество ведет исследования там незаконно и с нарушением правил, что может повлиять на сохранность урочища. Их тревога - в репортаже корреспондента "7х7".

«Любая государственная тайна рано или поздно будет открыта»

В Сандармохе в 1997 году члены «Мемориала» во главе с исследователем Юрием Дмитриевым в лесном массиве недалеко от поселка Пиндуши нашли массовые захоронения жертв расстрелов советских людей в 1937–1938 годах — около семи тыс. останков репрессированных. Спустя 20 лет после обнаружения захоронений несколько карельских ученых предположили, что это останки советских военнопленных.

Директор Научно-информационного центра «Мемориал» Ирина Флиге рассказала, что уникальность Сандармоха заключается в том, что историкам известны имена всех репрессированных, которые там захоронены. Помимо имен 6241 расстрелянного, имеются документы о том, кто и как приводил в исполнение приговоры. Флиге отметила, что сам мемориал - это заслуга близких и семей репрессированных, которые долгие годы добивались, чтобы их личная история стала частью истории страны:

— Моя книга «Сандармох - драматургия смыслов» - это книга о любви и памяти людей, чьих близких арестовали, убили, замучили. Память была основным двигателем поиска. На протяжении 60 лет они искали то место, куда могут прийти и положить цветы. Знали, что близких уже нет в живых, но хотели найти место. Их заслуга самая главная, потому что боль, которую они несли в себе десятилетиями, сформировала общественный поиск. Благодаря этому в начале 1990-х годов вдовам и сиротам присоединилось все общество, и общество стало искать эти места захоронений.

 

Созданный волонтерами и родственниками репрессированных мемориал Сандармох во многом состоит из самодельных памятников и табличек. Руководитель проекта «Сандормох. Карта Памяти» Дмитрий Притыкин рассказал об интерактивном проекте, зафиксировавшем все памятники и знаки, которые остались или были на территории урочища, на специальной карте:

— В 2016 мы пришли к мысли, что это надо как-то представить для обычных людей, не специалистов, чтобы они смогли увидеть, как эта народная память о Сандармохе создавалась. Мы создали сайт мемориального кладбища Сандармох. Стержень этого сайта - карта со всеми памятными знаками. Каждый из них подписан, связан с биографией определенного человека.

Ирина Флиге и Максим Лялин

«Через волонтеров мы даем слово самим репрессированным»

Инициатор общественного движения «Сандармох. Возвращение имен» Максим Лялин рассказал о волонтерской инициативе по установлению табличек на могилах репрессированных. Их изготавливают на средства родственников и граждан. В ближайший день памяти жертв Сандармоха 5 августа на мемориальном кладбище установят еще 14 таких табличек:

— Суть нашей работы я хотел бы выразить словами Варлама Шаламова: «Были ли мы? Отвечаю: “были” – со всей выразительностью протокола, ответственностью, отчетливостью документа». Важно показать, что все эти люди были. Устанавливаем таблички, где это возможно, с фотографиями репрессированных, собираем их краткие биографии. Через волонтеров и эти таблички мы даем слово самим репрессированным. Так они говорят последнее слово о своей судьбе.

В августе в Сандармох планируется экспедиция, во время которой волонтеры оценят состояние самодельных памятных знаков и начнут их реставрацию. Руководитель экспедиции Елена Кондрахина отметила, что активисты постараются максимально сохранить мемориал в его настоящем виде:

— Самодельные памятники создавались стихийно, силами родственников репрессированных. Сегодня кто-то уже ушел в иной мир, кто-то больше не в состоянии приезжать и ухаживать за кладбищем. Сандармох - не только исторический объект, это уникальное свидетельство памяти о советском государственном терроре 20 века, и мы стараемся ее сохранить.

 

«Надо держать Сандармох в информационной повестке»

В августе прошлого года Российское военное историческое общество организовало собственную экспедицию в Сандармох. Поисковики планировали обнаружить в урочище останки советских солдат - пленников финских лагерей. Представители общества «Мемориал» и депутат законодательного собрания Республики Карелии, председатель партии «Яблоко» Эмилия Слабунова заявили о том, что поисковые работы на территории памятника незаконны. Депутат рассказала, что в течение года пыталась добиться от прокуратуры Республики Карелии и Генпрокуратуры правовой оценки действий РВИО, но никаких проверок по факту незаконных раскопок на территории охраняемого памятника так и не было проведено:

— Мемориальное кладбище Сандармох было поставлено на государственную охрану постановлением правительства Республики Карелия 8 августа 2000 года. События, которые происходили с 25 августа прошлого года [раскопки в урочище Сандармох, организованные Российским военно-историческим обществом], показывают, что государственная охрана этого памятника надлежащим образом отсутствует.

 
 
 
%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%BA%D0%B8%20%D0%A0%D0%92%D0%98%D0%9EРаскопки РВИО

По словам депутата, в марте управление по охране культурного наследия Карелии обратилось в Минкульт с просьбой внести изменения в госреестр и документально закрепить изменение статуса Сандармоха с памятника на достопримечательное место. Это позволило бы проводить на территории мемориала и раскопки. Но Минкульт отказал, и статус Сандармоха сохранился.

— Какой из этого можно сделать вывод? Сандармох, как и 80 лет назад, остается территорией произвола и беззакония. Юрий Дмитриев, собиравший память о жертвах террора, сам стал жертвой политических репрессий. Чтобы защитить Сандармох и Дмитриева, нам необходимо добиться правовой оценки действий РВИО, бездействия прокуратуры Карелии и Генпрокуратуры, привлечь к ответственности тех, кто допустил это беззаконие, держать этот вопрос в информационной повестке и добиться создания общественного совета при мемориале Сандармох, чтобы при содействии СМИ обеспечить ежедневный контроль за памятником, - заявила Слабунова.

 

«Кого военно-историческое общество ищет в Сандармохе?»

В июне в Москве прошла пресс-конференция РВИО, где организаторы экспедиции рассказали о ее итогах. Поисковики обнаружили останки нескольких тел и пули, которые использовались как советской, так и финской армией. Криминалистическая экспертиза не смогла ни подтвердить, ни опровергнуть тот факт, что в Сандармохе могли быть захоронены не только жертвы сталинского террора, но и солдаты Красной армии.

Корреспондент телеканала «Россия 24» попросил Ирину Флиге прокомментировать итоги исследования артефактов, найденных поисковиками РВИО. Историк заявила, что работы, проведенные Военно-историческим обществом, не соответствуют критериям научного исследования. Также она объяснила, почему «Мемориал» выступает против проведения раскопок на территории мемориала:

— Комплексные исследования не всегда требуют проникновения в подземную часть. Мы выступаем за нетравматичные методы по той причине, что у нас недостаточно подготовленных археологов, которые работают с местами массовых захоронений. Любое внедрение в землю - это потеря информации. Как делается исследование? Когда вскрывается захоронение, эта территория полностью зачищается, делаются описания всего, расположения тел, исследование слоев.

Анатолий Разумов добавил, что в 1990-е годы в Сандармохе проводились подземные исследования при участии прокуратуры и управления ФСБ по Республике Карелии. Было установлено, что останки принадлежат расстрелянным в годы Большого террора. Документы о проведении эксгумации и экспертизах были уничтожены сотрудниками прокуратуры в начале 2000-х годов в связи с истечением сроков давности. Но сам факт, что в Сандармохе лежат репрессированные, установлен прокуратурой, и чтобы его повторно подтвердить, не нужно проводить еще одну эксгумацию. Эмилия Слабунова отметила, что, в соответствии с данными Росреестра, памятник Сандармох установлен в 2011 году. Поэтому тезис РВИО о том, что эти границы никто не утверждал и они требуют проверки с помощью раскопок, не соответствует действительности.

Дмитрий Притыкин и Анатолий Разумов

Ирина Флиге подчеркнула, что, перед тем как проводить раскопки, исследователь должен представить обществу свою гипотезу и документы, на основании которых он пришел к этому месту:

— То, что сделало РВИО - это полное неумение работать с вещевым фондом. В ходе этих полевых работ были просто выкопаны останки, сложены в мешок и отданы на криминалистическую экспертизу. Эксперты сделали, что могли, описали останки, размеры пулевых ранений и все. Никаких выводов они сделать не могли и не сделали. Когда мы пришли в Сандармох, мы знали, что мы ищем. У нас были документы и поименный список тех, кто должен быть там захоронен. Кого ищет РВИО, назовите хоть одно имя?

 

 

Материалы по теме
Мнение
20 сентября
Виталий Аверин
Виталий Аверин
Урок 90-х
Мнение
13 ноября
Инна Чекмарева
Инна Чекмарева
Депутатам-иноагентам — бой!
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Дело ДмитриеваИсторияПрава человекаРепрессииСандармох