Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. «Когда народ возбужден, ему глубоко фиолетово: 50 метров, не 50». Члены Общественной палаты Кировской области раскритиковали законопроект единоросса Валерия Басюка о запрете митинговать вблизи органов власти

«Когда народ возбужден, ему глубоко фиолетово: 50 метров, не 50». Члены Общественной палаты Кировской области раскритиковали законопроект единоросса Валерия Басюка о запрете митинговать вблизи органов власти

Жителей региона попросят высказаться об инициативе

Ирина Шабалина, фото автора
Обсуждение законопроекта о митингах в Общественной палате Кировской области
Фото Ирины Шабалиной
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Законопроект депутата заксобрания Кировской области Валерия Басюка («Единая Россия») об ужесточении правил проведения митингов, отправленный депутатами на проработку, вызвал неоднозначную реакцию и среди членов Общественной палаты. На ее заседании 9 апреля единоросс убеждал общественников в том, что «лучше перебдеть, чем недобдеть», поскольку участников протестного движения на Украине в 2014 году «взяли и постреляли».

 

О чем поправки в закон о митингах

Законодательная инициатива члена фракции «Единой России» в заксобрании Кировской области Валерия Басюка, которую депутаты отправили на проработку, предусматривает сокращение максимального количества протестующих в гайд-парке Кирова более чем вдвое (с 6,8 тысячи человек до 2,8 тысячи). Кроме того, единоросс предлагает запретить проводить массовые мероприятия вблизи зданий органов власти и обязать организаторов информировать чиновников о планируемых акциях численностью свыше 100 человек. Поправки Басюка не будут распространяться на пикеты.

Во время обсуждения законопроекта в Общественной палате депутат рассказал, что работа над поправками началась после заседания Пленума Верховного суда РФ в июне 2018 года. Тогда высшая судебная инстанция обратила внимание на устаревшие нормы в законодательстве о митингах в ряде субъектов. Дело в том, что регионы должны были сами устанавливать конкретное число участников публичной акции в гайд-парке, когда уведомлять об этом власти необязательно. В законе Кировской области этого прописано не было, и для устранения противоречий с федеральным законодательством в поправках установили лимит в 100 человек.

— Мы начали думать, как ситуацию исправить <...> а потом пришла другая мысль — посмотреть, что еще здесь [поменять]. Наш закон уже давно действует, жизнь на месте не стоит, все меняется. Примеров много всяких. Сделали официальные запросы в прокуратуру, МЧС, правоохранительные органы — от всех получены мнения в поддержку, что надо сесть и поработать. Заручившись такой поддержкой, я вышел с этим законопроектом. Какую реакцию он вызвал, такую и вызвал, но моя твердая убежденность — это надо делать и не откладывать в долгий ящик, делать как можно скорее, — сказал депутат.

— Вы знакомы с практикой по Тверской области [где Верховный суд РФ признал законным требование активистки отменить запрещающую пикеты часть регионального закона], учитывали ее? Я потому спросил, чтобы не было потом таких случаев, — спросил его член Общественной палаты Андрей Воробьёв.

Басюк ответил, что не учитывал случай Тверской области, так как узнал о нем позднее. Он объяснил, что законопроект не стали рассматривать в первом чтении «с учетом резонанса». По мнению депутата, сам факт обсуждения — это хорошо, потому что «многие законы проходят незаметно» для населения Кировской области, которое «во многих субъектах характеризуется как небуйное, грамотное, понимающее все нюансы».

 

«Давайте вообще все тогда запретим!»

— Единственное, что меня настораживает, — это перечень объектов, около которых запрещены публичные акции. Я не увидел веских доводов, которые идут в пользу расширения списка этих объектов. Любой запрет без веских доводов воспринимается обществом не очень положительно, — сказал уполномоченный по правам человека в Кировской области Александр Панов.

— Вот смотрите. Жизнь идет, движется, вроде все хорошо, даже несанкционированные мероприятия проходят хорошо, дисциплинированно. Но давайте не будем ждать, пока рак на горе свистнет. Можно сейчас массу пословиц, поговорок привести в пример из жизни: когда ружье на стенке, даже незаряженное, стреляет, когда на старуху бывает проруха… Давайте дождемся, когда кого-нибудь шлепнут, извините за выражение? — ответил ему депутат.

— Если говорить об этом, то давайте вообще все тогда запретим! Не дай бог что-то где-то произойдет и на расстоянии 55 метров, — заметил Панов.

— Не надо кидаться в крайности, надо смотреть по ситуации. Мне уже задавали вопрос [были ли в Кировской области случаи, когда на массовых акциях возникала угроза чьей-либо жизни]. Нет, не было, и хорошо! Мы должны все учитывать, предусматривать, какие риски могут нас ожидать. Кто-то кому-то помешал пройти, слово за слово, началась потасовка, кому-то голову проломили. Или публичное мероприятие — сколько случаев провокации мы знаем? И начнется волнение масс, людей передавят. Когда вы говорите, что нет предпосылок — так и хорошо, но они есть в окружающем пространстве, на территории всей Российской Федерации. И когда здание администрации забрасывают бутылками с зажигательной смесью, когда в здании управления Федеральной службы безопасности входит человек и там взрывается… Мы можем сказать: где пикеты, а где это, где демонстрации, а где это. Но это звенья одной цепи. И все может произойти, — объяснил Басюк.

 

Нужно ли ограничивать право людей на собрание

— На мой взгляд, этот проект закона ну никак не выходит ни за одни рамки [не вступает в противоречие с Конституцией]. Еще есть выражение «лучше перебдеть, чем недобдеть». Кому как не вам знать — когда идет проверка, сразу выясняется кто, что и как должен был сделать и что он в этой ситуации не сделал и почему. Не надо ждать объективных предпосылок, — считает Басюк.

— Надо работать с населением, чтобы у нас не было протестных акций и митингов, — добавила председатель комиссии по общественному контролю, экспертизе, этике и регламенту общественной палаты, президент Адвокатской палаты Кировской области Марина Копырина.

— А если какое-то мероприятие, а их там уже двести человек собралось. Вот что это за люди, мы же не знаем? — сказала член Общественной палаты Надежда Федяева.

— Может быть, я оптимист и не поэтому не разделяю задачи на дополнительные ограничения. [Существующих] ограничений достаточно уже, это мое личное мнение. Я предлагаю провести общественные слушания по местам проведения [публичных акций] и по количеству человек [на митинге, когда можно не подавать уведомление]. Потому что мне кажется, что 100 человек — это метод манипуляции, точно нужно больше. Потому что если мне кто-то не нравится, а он соберет 50 человек, я приведу еще 50, и он попадет под нарушение законодательства. От таких вещей тоже надо уходить, — предложил член палаты Сергей Улитин.

— Это пока непроработанный вариант законопроекта, — считает Андрей Воробьёв.

— Волнения все идут из-за одного штампа: запреты, запреты, запреты. Резонанс от этого именно и идет, а погрузиться [в тему], подумать, проанализировать ситуацию — это делают те, кто внутри процесса, или хоть как-то к нему [причастен]. У остальных есть более насущные вопросы: как ребенка в школу собрать, как заплатить за коммунальные условия и все остальное, — считает Валерий Басюк.

 

«В школе когда гранату бросали, на 50 метров же отходили»

— С пятьюдесятью метрами [от зданий органов власти до митингующих] у меня есть сомнения. Надо посмотреть, [сделать больше или меньше]. Откуда эта цифра взялась? — спросила его Марина Копырина.

— Ну мы же в школе когда гранату бросали, на 50 метров же отходили, — в шутку заметил Сергей Улитин.

— Это тоже надо посмотреть. Давайте посмотрим, бутылка с зажигательной смесью — на сколько она летит? Хватит 50 метров, не хватит. С разбега он это будет делать, с прискоком, как они там умеют кидать, — подхватил Басюк.

— Валерий Владимирович, я на Кавказе служил в самое такое время — 2003–2007 годы — и я точно могу сказать, что когда народ возбужден, ему глубоко фиолетово: 50 метров, не 50. И тут вопросы обеспечения общественного порядка в первую очередь ложатся на спецсилы [спецслужбы], — сказал уполномоченный по правам человека Александр Панов, в прошлом сотрудник прокуратуры и Следственного комитета.

— Давайте Майдан вспомним. Они мирно собрались, палатки расставили, жили там, никому не мешали, по большому счету. А их взяли и постреляли. И такая же провокация может при любой ситуации произойти, мирное превратилось в немирное. Мы говорим [в этих поправках в закон] только о мирных гражданах, но предполагаем, что среди них могут быть и немирные, — заключил Басюк.

 

Движение законопроекта

На заседании комитета по законодательству и местному самоуправлению 26 марта с критикой поправок Басюка выступили только депутаты от КПРФ и ЛДПР. На пленарном заседании 28 марта депутаты перенесли рассмотрение этого вопроса на «более поздний срок». Омбудсмен в Кировской области Александр Панов направил обращение в региональный парламент, предложив не принимать законопроект депутата Басюка, ужесточающий правила проведения публичных акций. С 11 по 25 апреля на сайте Общественной палаты будут проводить опрос жителей области, чтобы узнать мнение по поводу предложений Валерия Басюка в закон о митингах Кировской области.

Портал «ОВД-Инфо» и правозащитный центр «Мемориал» обратились с жалобами в Генпрокуратуру на региональные законы шести регионов России, в которых ограничивается право на проведение публичных акций, в том числе и пикетов. Жалобу подали после победы в Верховном суде РФ тверской пенсионерки Татьяны Джинчвеладзе, оспаривавшей аналогичные положения регионального закона в Тверской области.

Материалы по теме
Мнение
23 августа
Виктория Ивлева
Виктория Ивлева
Мы дальше от свободы, чем были 33 года назад
Мнение
30 мая
Александр Кынев
Александр Кынев
Отставка губернатора ХМАО Натальи Комаровой скорее ожиданная, чем нет
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Ирина
11 апр 2019 11:05

А не пробовали обсуждать законопроекты об устранении причин для организации митингов. Может все таки будет полезным открыть учебники по истории и взять на вооружение первые революционные предпосылки в царской России? Ведь вылечить малый кариез намного дешевле и безболезненное, чем удалять зуб , когда рак свистнул и вариантов не осталось? ! Уважаемые, Вы не могли бы рассмотреть требования митингующих, причины выхода людей на улицы, и удовлетворить требования людей, в рамках закона и поправок, тогда и митингов не будет. И боятся взрыва гранаты не придется. Посмотрите на закон физики, если сверху падает предмет он все равно касается земли и будет удар, но если этот предмет не бросать??? Так же и в ужесточении порядка проведения митингов и пикетов: сколько бы вы не ужесточали и запрещали, уголь будет тлеть и может вызвать пожар, не дай бог. Ведь запретный плод более сладок. Поэтому, единственный верный путь к безопасности и порядку это лишь наведения этого порядка , устранение причин, которые могут привести к плохому. И начинать надо в первую очередь с регионов, для начала пересмотреть те же коммунальные, навести порядок и достойный контроль ЖКХ, далее разобраться с заработной платой учителей и мед.работников, третье начать экономически развивать регионы, поднимать производства лёгкой и тяжёлой промышленности. Сложно? Да. Но, надо!!!! Причем не на бумаге в отчёте, а на деле. Тогда и будет народ не о митингах думать, а как лучше провести урок, вылечить больного, внедрить иновационный медод на производство, построить дом, посадить дерево! Ответы на поверхности, а Вы их тональным кремом пытаетесь замазать.

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
КировКировская областьПротест