На комитете по законодательству и местному самоуправлению 27 марта депутаты Заксобрания Кировской области рекомендовали принять поправки в закон о митингах в первом чтении. Автор поправок депутат Валерий Басюк уверен, что новые ограничения позволят чиновникам работать эффективнее и не дадут спровоцировать участников акций в гайд-парке на массовые беспорядки. С критикой законопроекта выступили только депутаты от ЛДПР и КПРФ: по их мнению, нововведения позволят подавлять людей, которые захотят высказать свое мнение. Подробнее ― в репортаже «7x7».
В сторону на 50 метров
Председатель комиссии по законодательству и местному самоуправлению областного Заксобрания Валерий Басюк предложил запретить проводить митинги, шествия, собрания и демонстрации на расстоянии 50 м от зданий органов власти, отделов полиции и прокуратуры и обязать организаторов информировать мэрию о проведении акций в единственном гайд-парке Кирова — сквере им. Степана Халтурина — за пять-десять дней до них.
«Информирование» ― новое понятие. Как объяснил корреспонденту «7x7» Басюк, это просто сообщение о том, что «тогда-то планируется провести то-то»:
― Уведомление формализовано, там много параметров, которые надо соблюдать. Главное ― на уведомление должна последовать реакция органа, в который оно поступило. Сообщение ― просто сообщение, орган власти на него не реагирует, но принимает к сведению. Оно оформляется обычным письмом.
Еще одно нововведение: если Заксобрание примет закон, мэрия сможет предлагать организаторам другое место и время для публичных мероприятий. Если организаторы с переносом не согласятся, их акция будет считаться незаконной, следует из законопроекта.
Третье нововведение касается максимального количества участников акций в гайд-парке. По действующему закону Кировской области на одного участника отводится 0,5 м². Депутат предложил увеличить «норму предельной заполняемости» гайд-парка до 1,5 м² на одного человека.
По словам Басюка, при работе над поправками проведена большая предварительная работа, информация была направлена в правительство, прокуратуру, МЧС, Минюст области. Законопроект получил поддержку прокуратуры области. Зачитав часть пояснительной записки, Басюк снова объяснил необходимость поправок требованиями безопасности и устранением пробелов в региональном законодательстве.
― Поправки не касаются требований к проведению и организации одиночных и групповых пикетов. Уведомления о проведении публичного мероприятия в специально отведенном месте не требуется, если предельная численность лиц, участвовавших в мероприятии, составляет сто человек. Прошу поддержать в первом чтении и продолжить над ним работу, ― обратился Басюк к депутатам.
«Готов под персональную ответственность»
До начала заседания комитета депутат от ЛДПР Ольга Сыкчина предложила исключить вопрос о поправках из повестки. По ее мнению, в нем много противоречий федеральному законодательству. Начальник правового управления Заксобрания Денис Самсонов возразил ей, что противоречий нет, и уточнил, что готов отвечать за это персонально.
После объяснений Басюка вопросы задавали только Сыкчина и коммунист Анатолий Чурин.
― А что, у нас планируется увеличение числа забастовок, митингов, демонстраций, шествий? Или в связи с чем планируется [внести поправки]? Что-то готовится, чтобы народ не выходил, молчал. Откуда такой закон появляется? На ровном месте ведь! ― сказал Чурин.
Басюк объяснил, что не на пустом месте ― в июне 2018 года было заседание Пленума Верховного суда, после которого нужно было обновить региональный закон.
― Дело в том, что в последнее время у судов, когда они рассматривали дела об административных правонарушениях, возникало очень много вопросов, связанных с [этой сферой законодательства]. Это первое, что стало предпосылкой для занятия этим вопросом. Второе ― в действующем законе Кировской области имелись явные пробелы, например, в установлении норм подачи уведомления о публичных мероприятиях в специально отведенных местах. Мы этот пробел сейчас устраняем. Ну и в целом ситуация, обстановка. Хорошо и здорово, надо приветствовать, что именно в нашем регионе на протяжении многих лет все публичные мероприятия проходят спокойно, без каких-либо эксцессов. Но мы же не можем не учитывать ситуации, которые вокруг происходят: когда кидают бутылки с зажигательной смесью в окна администрации, возникают провокации, когда все участники начинают какое-то движение, ― сказал инициатор поправок.
Чурин заметил, что в 1991 году не помогли никакие ограничения ― «захотели власть свергнуть и свергли». Ольга Сыкчина считает, что под закон о митингах подпадают только мирные акции, поэтому «говорить о бутылках вообще неуместно». Она попросила Басюка еще раз объяснить ей, почему поправки вносятся сейчас и зачем они нужны, если весь порядок уже определен Конституцией и федеральным законодательством.
― [Это нужно, чтобы] обеспечить нормальную работу власти. Необходимость в том, чтобы просчитать все риски, которые могут быть, и предотвратить ситуации, которые могут возникнуть. Если на той же площадке [гайд-парке в сквере Халтурина] у нас при действующей норме может собраться порядка шести тысяч человек ― если там кто-то что-то спровоцирует, начнется движение? А сегодня мы посмотрели практику по России, там от одного до двух метров. Ольга Валерьевна, мы не должны ждать, когда рак на горе свистнет, когда не дай бог погибнут люди и когда что-нибудь такое произойдет, и мы будем искать крайних, ― заявил автор законопроекта.
«Написали, как удобно»
Начальник правового управления Денис Самсонов сообщил, что ни прокуратура, ни КСП, ни Минюст, ни правовое управление Заксобрания не представили отрицательных заключений на законопроект:
― От всех этих служб были собраны предложения, некоторые противоречили друг другу, и мы их оставили за бортом. Но в целом все заявляли, что им на местном уровне без этих поправок сложно решать эти вопросы [с публичными акциями]. Мы хотели закрыть пробелы и учесть новые подходы в этом вопросе, изложенные в постановлении пленума. К тому же это первое чтение, мы будем рады увидеть и проанализировать все ваши предложения. Поэтому пока все ваши претензии на голом месте возникают, ― сказал он.
Сыкчина возразила:
― Все друг друга поддержали, молодцы, красавцы. Просто согласно Конституции у нас все законы должны исходить из прав и свобод гражданина, а не органов, как им удобно.
― Получается, весь этот круг органов против народа, против людей? ― обратился к ней Басюк.
― Так вы посмотрите, какой ажиотаж, какое отношение у людей вызвала эта инициатива! ― ответила Сыкчина. Активисты проводили общую встречу 25 марта, чтобы обсудить поправки в законопроект. Они сошлись во мнении, что это делается для ужесточения проведения публичных мероприятий.
― Где, какое отношение, у каких людей? Вы имеете в виду комментарии, которые вышли в прессе? Мы знаем, кто за ними стоит, — парировал Басюк.
Шесть из восьми присутствующих членов комитета проголосовали за, не задав ни одного вопроса. До 8 апреля у депутатов есть возможность внести свои замечания и предложения к законопроекту. Ольга Сыкчина сказала «7x7», что вся оппозиция будет голосовать против принятия такого закона. Она считает, что нововведения будут использоваться для подавления неудобных мнений. «7x7» подробно рассказывал, как отреагировали на законопроект правозащитники и активисты.
«Другие регионы уже идут по этому пути»
В разговоре с «7x7» начальник правового управления Денис Самсонов уточнил, что до этих поправок каждый муниципалитет вынужден был по-своему решать проблемы с публичными мероприятиями, потому что в законе четко не были прописаны все нормы:
― Мы их сейчас просто освобождаем от этой неблагодарной работы, мы просто устанавливаем общий порядок реагирования, унифицируем ситуацию. Другие регионы тоже уже идут примерно по этому пути.
Валерий Басюк уточнил:
― Все эти дополнительные ограничители не будут распространяться на пикеты ― как одиночные, так и коллективные. Гражданин может подойти к любому зданию, встать, или собрались они 5–7 человек, но тут уже требуется уведомление.
Вопрос об изменениях в региональный закон о митингах (первое чтение) уже вошел в предварительную повестку пленарного заседания Заксобрания. Оно состоится 28 марта.