Премьера документального фильма «Мы объявляем вам Весну», который два года снимали ярославские активисты на свои и собранные в интернете деньги, прошла в киноклубе «Нефть» 1 апреля при свечах — накануне показа в клубе отключилось электричество. Предварительная причина — замыкание в щитке, но авторы фильма считают, что это слишком подозрительное совпадение — накануне «старые друзья» предупреждали их, что показ фильма о политике и общественной жизни Ярославля власти не одобряют. Показ фильма все-таки состоялся, хотя его пытались прервать частные охранники и сотрудники МЧС. Корреспонденты «7x7» присутствовали на премьере и снимали все происходящее в киноклубе.
О чем фильм
Режиссер фильма Мария Сандлер и его продюсер Андрей Алексеев в интервью «7x7» подчеркивали, что сняли документальную картину не о политиках и политике, а о свободе 1990-х годов, культурном подъеме того времени и отголосках этой эпохи в событиях 2011–2018 годов. Для фильма дали интервью 16 героев — участники ярославского Народного фронта 1989 года, культурные деятели начала 1990-х, гражданские активисты 2010-х. Из политических деятелей в фильме участвовал только бывший сенатор и первый губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын, но в самом фильме герои упоминают политические кампании бывшего мэра Евгения Урлашова и убитого депутата ярославской думы Бориса Немцова.
Деньги на фильм авторы собирали с помощью краундфандинга, а его создание заняло два года.
Показ при свечах и МЧС
Пришедшие на показ в 18:00 зрители увидели, что электричества в помещении киноклуба нет. При этом в коридоре и во всем доме культуры «Нефтяник» освещение было. Директор киноклуба и продюсер документального фильма Андрей Алексеев рассказал собравшимся, что, как ему объяснили, произошло короткое замыкание в щитке в киноаппаратной. И даже показали фотографию пострадавшего щитка. Комнату киномеханика опечатали, чтобы провести расследование по замыканию.
Андрей Алексеев не поверил в случайность такого совпадения, 1 апреля — это не только премьера фильма, но и пятилетний юбилей киноклуба «Нефть». По словам кинопрокатчика, через третьих лиц — «старых друзей из молодежной политики» — ему поступали «сигналы» из департамента региональной безопасности и департамента культуры при правительстве области. Якобы областные власти были недовольны тем, что документальный фильм о политике показывают на муниципальной площадке.
Алексеев отменять показ не стал — билеты на первые сеансы были раскуплены, о премьере написали многие региональные и федеральные СМИ. Проектор и ноутбук для показа фильма подключили к бензиновому генератору, который поставили на первом этаже у черного входа в кинозал (он находится на два этажа выше, чем площадка с генератором).
Перед началом фильма Алексеев извинился и сказал, что «из-за технических накладок в зале пахнет нефтью». Зрители пошутили: «Хорошо, что не серой». Случившееся с электротехникой Алексеев назвал «точечным попаданием шаровой молнии»:
— Это, видимо, такая дурная шутка специальных служб, которые обеспечивают безопасность общества, как им кажется, — сказал Алексеев.
— Я не знаю, почему боятся этот фильм, по-моему, он хороший, живой, про хороших людей, — заметила перед показом режиссер Мария Сандлер.
Во время самого показа зрители несколько раз смеялись и прерывали его аплодисментами.
Когда фильм подходил к концу, в зал пришел мужчина в форме частного охранного предприятия «Ацтек» (эта компания охраняет дом культуры). Он вместе с корреспондентом «7x7» и Алексеевым пошел убедиться, что проектор подключен не от розетки — иначе охранник угрожал вызвать МЧС. Генератор и запах бензина от него проверяющему не понравились. Он несколько раз повторил: «Вы что, хотите как в „Зимней вишне“?» и рассказал, что параллельно в муниципальном учреждении идут занятия детей. Он дал 15 минут на завершение кинопоказа.
Сотрудники МЧС в киноклуб все же пришли — когда фильма завершился, и шло его обсуждение при свечах и в свете фонариков. Несколько пожарных в шлемах под аплодисменты зрителей прошагали через зал в сторону черного хода. На Алексеева они составили акт об использовании бензогенератора внутри помещения.
Сотрудники МЧС рассказали Алексееву о рисках использования генератора, уточнив, что лучше было выставить его на улицу:
— Пока у вас представление идет, вся вонь идет в зрительный зал, сейчас они почувствуют это, ломанутся, сделаем панику, и у вас могут появиться человеческие жертвы. Или кто-то покалечится.
После того, как о фильме высказались все желающие, Алексеев со стула в холле киноклуба объявил зрителям, что ближайшие сеансы отменяются, но его команда сделает все возможное, чтобы найти другую площадку.
Никто из зрителей не жаловался на запах бензина, зал все покинули без спешки.
Полиция, блогер-понятой, поиски алкоголя
Когда зрители ушли, режиссер Мария Сандлер, продюсер Алексеев и команда киноклуба беседовали с героями киноленты. Спустя полчаса их встречу прервали сотрудники полиции. Кто-то сообщил им, что в киноклубе распивают алкоголь. Не обнаружив спиртного, они вызвали участкового Марину Бруднер, а сами ушли.
В отсутствие поддержки полицейских на помощь Бруднер пришли двое мужчин — один был охранником, другой отказался назвать свое имя, но руководил действиями Бруднер. Вместе с ней они ходили спрашивать у охранника на вахте о спиртном в киноклубе, тот не ответил им ничего внятного. Корреспонденту «7x7» неизвестный мужчина представился сначала «блогером», а затем «понятым». На баре киноклуба он показал Бруднер пустые бутылки и с уверенностью заявил, что тут кто-то употреблял алкоголь. Андрей Алексеев сказал участковому, что пустые бутылки на баре киноклуба — это «мусор».
— И это в детском учреждении! — добавил мужчина. Согласно уставу дом культуры «Нефтяник» является муниципальным автономным учреждением культуры.
В какой-то момент «блогер-понятой» решил изъять бумаги со стола у бара. Ему помешал молодой человек, который помогал в организации показа. Завязалась потасовка, в которой мужчина отобрал у молодого человека телефон. Через несколько минут он вернул гаджет, а сам ушел. Представитель охранного предприятия пытался помешать корреспонденту «7x7» снимать происходящее в киноклубе, перегородив собой проход.
— Полиция выполняла задание. Полиции нужно было прессануть всех оставшихся в конце вечера людей. Ребята давали им объяснения. В плане срыва [мероприятия] — это беспрецедентно для Ярославля, такого тут не было никогда. Мы считаем, что тем самым они хотят закончить историю киноклуба «Нефть» в этом городе. Это абсолютно отображает ситуацию, происходящую нынче в обществе. Все идет к этому. Мы — образцово-показательная жертва, но мы не намерены опускать руки, об этом был наш фильм, — прокомментировал «7x7» Алексеев.
После того, как киноклуб покинули и участковый, и «блогер-понятой», ушли из него и создатели фильма. Во всем здании выключили свет.
На 2 апреля у Алексеева назначена встреча с директором дома культуры. Они будут осматривать место происшествия. Алексеев намерен прийти на нее с адвокатом.
Отзывы героев фильма
Бывший губернатор и сенатор Анатолий Лисицын
— Лозунги девяностых и нынешние — те же самые. Идеология того, что хочет народ, остается. Терпение и надежда — два качества русского народа. Надежда, к сожалению, часто обманывала, а терпение давало новую надежду. Начинается весна — будем верит в новую надежду. Власть забыла народ, все сворачивается и скукоживается — мы стали другими, нежели те, что были в девяностых. Тогда у нас была надежда, что мы возьмем все лучшее, что наработал западный мир. К сожалению, этого не получилось.
Литератор Владимир Жельвис
— Это очень хорошо, что пока нам плохо. Это пробуждает и заставляет напрячься. Мы живем в грустное время, я не отказываюсь ни от одного слова, которое прозвучало от меня в фильме. Я смотрю в будущее без оптимизма, мое будущее достаточно коротко, но я призываю молодых встряхнуться. Если не мы, то — никто.
Книгоиздатель Михаил Нянковский
— Тогдашняя наша наивность лучше сегодняшней серьезности. У нас раньше был потенциал не потому что нам это разрешали, а потому что нам этого хотелось. Нам, ярославскому народному фронту, не говорили, что нужно делать, просто было желание что-то поменять в жизни. Надо, чтобы это увидели молодые люди, пусть они посмеются над нашей наивностью, но вдохновятся нашим примером. И в потемках можно делать хорошие дела.
Журналист Антон Голицын
— Зачем произошли все описанные события? Возможно, чтобы снять про них хороший фильм, жизнь — прообраз для творческой рефлексии.
Радиоведущий Владимир Игнатов
— Нельзя учить молодежь жить, не надо давать им выводы, пусть они сделают их сами.