Активисты регионального отделения «Гражданского патруля» проверили, в каком состоянии находятся охраняемые государством памятники истории и культуры — дома, сохраняющие облик, историю и культуру старинного города. Осмотрев около 200 строений, они увидели, что почти каждый памятник архитектуры находится в плачевном состоянии. Что именно обнаружили активисты — в обзоре «7x7».
Осмотр памятников
В сентябре в Тамбове было воссоздано региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). По словам его председателя, активиста «Гражданского патруля» Алексея Селиванова, главной задачей стали контроль и надзор за состоянием памятников. Поэтому они решили осмотреть почти все памятники Тамбова, которых насчитывается более двухсот.
Различные повреждения и признаки обветшания активисты увидели у большинства объектов культурного наследия: фасады и крыши находятся в плохом состоянии, кое-где на них выросли деревья, на зданиях нет информационных табличек.
Как выяснилось в ходе патрулирования, один дом на улице Советской, 58, состоящий в реестре памятников, уже не существует. На запрос «Гражданского патруля» местная администрация ответила, что его снесли в 1990-х годах. Охранные зоны памятника есть на генеральном плане города, но что с ним случилось, общественникам узнать пока не удалось.
— Мы направляли множество обращений в управление по охране памятников, в прокуратуру. Некоторые ответы были положительными, но большинство нас не удовлетворяет. Госорган по охране памятников нам написал, что регулярно проводит осмотр объектов культурного наследия, последний из которых был в этом году. Возникает вопрос, почему тогда мы находим столько «сюрпризов»? — сказал «7x7» Алексей Селиванов.
Усадьба семьи Чичериных
У фундаментов зданий памятника культуры федерального значения — комплекса усадьбы семьи Чичериных — росли деревья, кирпичная часть чердака осыпалась, на заднем дворе находится большая свалка мусора. В ответ на запрос общественников управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области сообщило, что сорные травы и деревья уже удалили, а ремонт здания каретного сарая будет весной 2019 года.
Госконюшня и торговые ряды
По словам Селиванова, некоторые из исторических сооружений опасны для жителей Тамбова, как, например, развалины старинной госконюшни — памятника регионального значения. Многие годы тамбовчане видят развалины торговых рядов на Центральном рынке.
Усадьба Турчаниновых
Комплекс усадьбы Марии Александровны Турчаниновой состоит из усадебного дома, дворового флигеля, домика привратника, каретного сарая и конюшни. По информации сотрудников Тамбовского краеведческого музея, Мария Турчанинова и жившая здесь же Лидия Вибор были двоюродными сестрами композитора Сергея Рахманинова. Он часто бывал у них в гостях. Здесь же бывала и лидер партии левых эсеров Мария Спиридонова, которая приезжала к своей знакомой, служившей экономкой у дворян Турчаниновых.
Как рассказали музейщики, в 1993 году, когда комплекс признали памятником, он еще не был в таком плохом состоянии. С тех пор обвалилась стена каретного сарая, в одном из домов начал рушиться фундамент, стена дала трещину, протекла крыша.
— Когда мы осматривали усадьбу, к нам с жалобами обратились местные жители, они показали, что одна из стен дома №41Б дала трещину, которая прошла по межквартирной стене до крыши. Видны расхождения углов дома. Крыша начала течь, что еще более ухудшило состояние дома, — рассказал Алексей Селиванов. Его тревожит и тот факт, что из-за разрушения дома возможно повреждение проходящей здесь газовой трубы. И тогда возможна катастрофа.
По словам жителей усадьбы, последний капремонт здесь был в начале 1950-х годов, о чем говорят цифры на фасаде одного из домов. В начале 1980-х здесь меняли крышу, после чего никаких работ уже не проводили. Согласно Гражданскому и Жилищному кодексам, теперь собственники квартир в этом доме должны ремонтировать его сами. Статус памятника усложняет эту задачу. Собственникам нужно за свой счет провести экспертизу здания и нанять строительную компанию, которая имеет специальную лицензию на ремонт памятников.
Жительница дома №41Б Полина Сытова рассказала «7x7», что в их квартире, где она прожила всю жизнь, не так давно начал протекать потолок на кухне, обвалилась штукатурка. Теперь течет и в жилой комнате.
— Стена-то у нас рушится, потолки текут, мы бы отселились, но, конечно, смотря что нам предложат, — сказала ее соседка Надежда Лямина.
С ней согласилась и собственница квартиры в усадьбе Любовь Семёнова. Сейчас она живет у дочери и не представляет, что ей могут предложить за ее 12 м2 жилья:
— Мы писали в Москву, чтобы с нас сняли статус памятника. Хочу, чтобы нас расселили, но застройщик — «ТамбовБизнесСтрой» — пока расселяет соседние дома, там уже некоторые отселились, а другие, узнав, что им предложили, переселяться отказались.
У жителей усадьбы есть ответ председателя городского комитета градостроительства Александра Зимнухова, что их расселят за счет средств компании-застройщика «ТамбовБизнесСтрой», получившей квартал, где находится усадьба Турчаниновых, «под развитие». В ответе на запрос «7x7» администрация Тамбова уточнила, что расселение жителей дома №41 должно произойти до 31 декабря 2020 года. Затем застройщик должен приспособить здание-памятник «под современное использование».
Осенью 2018 года владелец муниципального жилья казенное учреждение «Долговой центр» провел собрание собственников квартир и предложил им оплатить вскладчину экспертизу комплекса зданий, чтобы признать его аварийным или непригодным для жилья. О цене экспертизы представители центра не сказали, но жильцы узнали, что это будет стоить 180 тыс. руб., то есть по 60 тыс. на каждый жилой дом. Платить люди отказались.
Жители дома несколько раз жаловались на состояние зданий в администрацию города, которая владеет подвалами дома и почти третью квартир. Подвалы муниципалитет сдавал в аренду под обувные и фотомастерские. Но, как сказал Алексей Селиванов, ремонтировать свою собственность город не спешит:
— Они говорят, что эти дома не внесены в программу капремонта по причине того, что «находятся не под одной крышей». На наши замечания о том, что это не является основанием для невнесения в данную программу, разводят плечами. Мы обратились в госорган охраны памятников и прокуратуру. Ответ пока можно назвать условно положительным. Там ответили, что выдано охранное обязательство, в соответствии с которым до конца 2019 года должна быть подготовлена проектная документация на реставрацию, срок реализации — до конца 2022 года. Однако, по словам жителей, они этого обязательства не получали.
В программе капремонта здания усадьбы Турчаниновых не участвуют. В областном фонде капремонта объяснили это тем, что жилищный комитет администрации Тамбова признал дома многоквартирными блокированной застройки. А такие строения под программу капремонта не подпадают.
— Но даже если бы они участвовали в программе, то за 30 лет при существующих тарифах смогли бы накопить на ремонт около миллиона рублей, а этого явно недостаточно. Для ремонта домов-памятников нужна специальная федеральная программа, — сказали в фонде капремонта.
По мнению градозащитников, самым логичным решением было бы расселение людей и приспособление усадьбы под нужды, например, культурного центра, центра музыки или тамбовского филиала музея-усадьбы Сергея Рахманинова, который находится в Ивановке.
— Однако практически все окружение дома уже снесено или будет снесено. Подожжено и снесено соседнее интересное здание в стиле модерн, которое при наличии охранной зоны должно было быть обязательно сохранено и стать так называемой фоновой или средовой застройкой памятника, — сказал «7x7» тамбовский градозащитник и экскурсовод Олег Карнаухов.
В сентябре в Тамбов из Австралии приезжали потомки Турчаниновых-Рахманиновых. Они хотели посмотреть места, связанные с историей их предков. Но здесь их никто не ждал.
— В Рязани их встретила общественность, краеведы, а в Тамбове попросту бросили, — рассказал директор усадьбы-музея Сергея Рахманинова в Ивановке Александр Ермаков. — В итоге они на такси пытались из Тамбова приехать в Ивановку. По дороге заблудились в Ржаксинском районе. Спасибо местному пастуху, который рассказал, как проехать в Ивановку, в Уваровский район.
Дом Асеева
В нескольких шагах от усадьбы Турчаниновых находится бывшая усадьба врача и председателя тамбовского страхового общества Александра Пэтена. В начале XX века ее купил местный предприниматель Асеев, построил здесь три двухэтажных дома, оборудовав их водопроводом, канализацией, ваннами, электричеством. Квартиры он сдавал богатым чиновникам. Несмотря на все усилия градозащитников, этот комплекс памятником не признали. Теперь эти дома расселяет «ТамбовБизнесСтрой».
Дом Потапова
По мнению градозащитников, они не раз говорили о том, что в домах-памятниках капремонт надо проводить в первую очередь, чтобы сохранить их от разрушения, однако чиновники областного фонда капремонта отвечали, что жильцы этих домов еще не накопили достаточно средств.
Градозащитники на встрече в администрации Тамбова в 2017 году предлагали бесхозные дома-памятники сдавать в аренду или продавать за рубль с условием их восстановления, как это делают в других регионах. Для этого надо разработать необходимую нормативно-правовую базу. В качестве эксперимента муниципалитет продал практически разрушенный памятник — дом городского главы Потапова на улице Лермонтовской. При начальной цене в 4300 руб. дом купили за 150 тыс. Новый собственник, коллекционер Дмитрий Гнатюк восстанавливает рассыпающееся строение.
— Дом пустовал много лет и на момент продажи в октябре прошлого года находился в руинированном состоянии. К сожалению, он продолжает разрушаться. За последний год произошло три обрушения: обвалилась кирпичная кладка на фасаде, разрушилась часть деревянной стены. Недавно полностью обвалилась кирпичная кладка пристроенной лестницы. Все дело в том, что, по заключению специалистов, оказалось, что остаточная прочность лучших образцов дерева составляет всего 14%, кирпича — 12%, а прочность раствора кладки установить и вовсе не удалось — она оказалась ниже уровня чувствительности лабораторных приборов, — рассказал он.
Гнатюк сказал, что рассчитывает все же восстановить здание и устроить там музей. Больше муниципалитет дома-памятники не продавал.
Дом на улице Интернациональной
В начале ноября обрушился потолок в муниципальной квартире дома по улице Интернациональной, 89. Этот дом — выявленный объект культурного наследия. По этому факту региональное управление Следственного управления начало проверку.
«Несмотря на ужасающее, ветхое состояние, дом не признан до сих пор аварийным и в нем продолжают проживать люди. В квартире, где произошло обрушение, живет семья с пятилетним ребенком, который во время происшествия находился в детском саду», — написано на сайте управления. После этого сообщения администрация Тамбова создала комиссию по обследованию дома, но в итоге, согласно постановлению администрации Тамбова от 21 ноября, только квартиру с обрушившимся потолком признали непригодной для проживания.
Дома по улице Горького
По документам тамбовских краеведов, во второй половине XVIII века начали застраивать улицу, которую в советские годы переименовали в честь Максима Горького. Сначала улица называлась Монастырской, так как начиналась она от Казанского мужского монастыря. Позже ее назвали Араповской — от названия села Арапово, к которому она вела. В XIX веке на этой улице любили селиться зажиточные и известные люди. На Араповской в доме дворянки Евсюковой (снесен) прожил последние годы и умер Алексей Жемчужников — один из создателей образа Козьмы Пруткова.
По соседству располагался дом Полубояриновых (снесен), где останавливался Сергей Рахманинов, когда приезжал в Тамбов. На перекрестке улицы Горького с Советской до недавних пор стоял дом Протасьевых, где, как полагают краеведы, происходили события, ставшие поводом для написания поэмы Лермонтова «Тамбовская казначейша». По словам общественников, оставшиеся дома, по которым еще можно судить об историческом облике города, часто горят, их либо разрушают, либо они рушатся сами по себе.
По мнению председателя тамбовского отделения ВООПИК Алексея Селиванова, привести тамбовские дома-памятники в порядок можно и нужно:
— Огромное количество памятников задействованы в коммерческих целях — это дома по улицам Советской и Коммунальной. Почему госорган по охране памятников проявляет скромность в надзоре за их состоянием? Необходимо участие фонда капремонта в восстановлении домов. Надо вернуть утраченный Тамбовом статус исторического поселения.
Региональное управление по государственной охране объектов культурного наследия разработало программу по надзору за состоянием памятников культуры. Общественное обсуждение документа завершится 18 декабря.
Общественная организация «Гражданский патруль» была создана в 2012 году в Новосибирске. Основная цель организации — общественный контроль за государственными органами всех уровней, развитие институтов гражданского общества и юридическая помощь населению. В том же году отделение патруля появилось и в Тамбове. Активисты ищут незаконные свалки, обследуют состояние реки Студенец, оценивают состояние городских дорог и памятников архитектуры.
Тамбовское региональное отделение Общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) было образовано 5 января 1966 года. После развала СССР деятельность отделения прекратилась. Его воссоздали в сентябре 2018 года. Учредительное собрание отделения провел председатель Центрального Совета ВООПИК Артём Демидов. Инициаторами воссоздания отделения стали тамбовские активисты и градозащитники.
Спасибо.