Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Тамбовская область
  2. «Уходит время, когда торгово-развлекательные центры служили символами развития»

«Уходит время, когда торгово-развлекательные центры служили символами развития»

Тамбовские градозащитники спасают от сноса здание XVIII века

Екатерина Иванова, фото автора
Марина Климкова
Фото Марины Климковой
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В октябре 2017 года градозащитники начали борьбу с властями за один из старейших каменных домов в центре Тамбова — здание военного комиссариатства постройки конца XVIII века на Советской улице. Общественники проводили одиночные пикеты и даже штурмовали экскаватор, который прислали, чтобы разрушить дом. Снос здания приостановили, но его дальнейшая судьба по-прежнему неизвестна. Корреспондент «7x7» спросила искусствоведа, автора книг по истории градостроительства, архитектуры и культуры Тамбовской области Марину Климкову, почему у власти и общественников разные взгляды на историю и возможен ли компромисс между ними.

 

«Возникает непонимание»

— Недавно тамбовские градозащитники получили очередной отказ из областного управления по государственной охране объектов культурного наследия на просьбу о включении этого дома в перечень охраняемых объектов. Многие горожане тоже не понимают, в чем ценность этого здания и из-за чего, собственно, градозащитники бьются и устраивают одиночные пикеты.

— Все люди не могут разбираться в истории градостроительства и архитектуры, поэтому, естественно, у кого-то возникает непонимание. Мы не всегда можем понять, почему, например, врач назначает больному то или иное лечение, почему инженер проектирует самолет или какой-то станок именно так, а не иначе. Для этого нужны специальные знания, точно так же, как необходимы познания в области архитектуры, чтобы определить, какие постройки имеют историко-культурную ценность, какие нет. В 2014 году мы проводили экскурсию по Тамбову для Екатерины Шорбан, кандидата искусствоведения, доцента Московского архитектурного института, архитектора, государственного эксперта, члена методического совета при министерстве культуры по сохранению наследия.

Именно она обратила наше внимание на этот жилой дом, захотела его осмотреть, определила, что его начали строить в 1790-х годах, советовала сохранять. Позднее, в 2016 году, три государственных эксперта министерства культуры в акте экспертизы определили это здание как «исторически ценный градоформирующий объект», то есть как имеющее ценность с точки зрения истории градостроительства. У меня нет оснований не доверять мнению четырех государственных экспертов. Для того, чтобы опровергнуть их точку зрения, необходимо иметь веские основания, о которых областное управление не говорит, а значит, не имеет. Приводить в качестве доказательства то, что на гравюре Василия Усачева 1799 года дома не видно, потому что его закрывает собор, мягко говоря, несерьезно. В областном и федеральных архивах хранятся планы этого городского квартала 1803–1889 годов с изображением данного здания.
 



«Тамбов не был медвежьим углом»

— Что такое исторически ценный градоформирующий объект и зачем его сохранять?

— Здание, о котором идет речь, ­— одно из немногих, свидетельствующих об исторической планировке и застройке центра Тамбова, о начальном этапе каменного строительства в городе. Зачем такой объект сохранять? Чтобы знать и показать, что в конце XVIII — первой половине XIX века Тамбов не был медвежьим углом, что наши предки не были какими-то неумехами, как кто-то пытается представить, что они строили добротные каменные дома с прекрасными пропорциями и лаконичным декоративным оформлением, со сводчатыми подвалами, мощными стенами и светлыми помещениями.

Сохранять, чтобы знать, что наши предки не строили здания в городской среде где попало, как зачастую бывает сегодня, а строго руководствовались разработанным регулярным планом, утвержденным высшим лицом государства, и возводили так, чтобы улицы были просторными, а постройки сомасштабными друг другу и человеку. Таким образом создавалась гармоничная городская среда, удобная для проживания и не раздражающая глаз. В этом проявлялась культура.

— Здание по Советской расположено рядом с Державинским мостом, за который градозащитники тоже долго боролись и добились его включения в список объектов культурного наследия. Эти объекты как-то связаны?

— Здание и мост соединены планировкой, временем начального строительства и в какой-то степени стилем. Одним словом, они дополняют и поддерживают друг друга. Вместе их ценность повышается. Утвержденное правительством РФ положение об охранных зонах объектов наследия обязывает для создания исторической среды сохранять вокруг памятников постройки, близкие по времени. Сегодня уже никто не сомневается, что Гавриил Державин имел отношение к строительству моста через реку Студенец. Во время поиска документов мы узнали, что потомки комиссионера Гарденина, которому правитель Тамбовского наместничества (в 1786–1788 годах Гавриил Державин был правителем Тамбовского наместничества) помог вовремя купить хлеб для потемкинской армии, позднее продолжали поставки в учреждение, располагавшееся в здании, о котором идет речь.

 



«Мерилом всего стал капитал»

— В 1992 году по согласованию с Минкультуры дом на Советской был поставлен под охрану, а в 2006 году исключен из списка памятников, признан аварийным и расселен. Какая-то странная практика — памятник вдруг перестает быть памятником. Почему так происходит? Ведь по логике — чем старше памятник, тем большую ценность он представляет.

— В подобных действиях есть своя логика. Мы живем в эпоху, когда мерилом всего стал капитал — деньги и негативные явления, ими порождаемые. Главное не в том, что кто-то сегодня решил, что здание не имеет культурной ценности, а в том, почему его лишили статуса выявленного объекта в 2006 году без государственной историко-культурной экспертизы, чего закон с 2002 года не позволяет. В управлении охраны памятников считают, что дом был поставлен на охрану ошибочно, без проведения экспертизы, но прокуратура предоставила письмо-согласование, где говорится, что министерство культуры как раз и организовывало экспертизу в Государственном институте искусствознания. Кому бы вы поверили: работникам управления охраны памятников или министерству?

— Депутаты нашей городской думы, видимо, поверили управлению по госохране и проголосовали за снос здания, который почти сразу же начался, но после был приостановлен из-за протестов тамбовчан. То есть вопрос «что делать с этим домом» как бы повис в воздухе, а здание между тем продолжает разрушаться. Как вы оцениваете — есть ли вообще шансы его спасти? И если да, то как? Может быть, у других регионов есть какой-то интересный опыт, который стоило бы перенять?

— Зачем искать опыт в других регионах, если наша область сегодня приобретает его сама? В прошлом году с торгов был продан ветхий объект культурного наследия «Дом Потапова» (Лермонтовская, 26), который, кстати, на взгляд обывателя тоже не имеет художественной ценности. Сейчас владелец памятника разрабатывает проект его реставрации, будет приспосабливать под частный музей. Уверена, при наличии творческого, умного подхода здание 107В на Советской тоже можно сохранить и использовать во благо власти, бизнеса и всех горожан.

Уходит время, когда многоэтажное жилье и торгово-развлекательные центры служили символами развития и приносили прибыль. Чтобы идти в ногу со временем, надо учиться и меняться. Кроме того, какой смысл сносить дом, если, согласно зонам охраны 1991 года и новому проекту, этот земельный участок определен как охранная зона, где строить нельзя? Надо принять во внимание и тот факт, что здание входит в охранную зону Спасо-Преображенского собора, получившего законченный вид тоже в конце XVIII века.

 



«Концепции как не было, так и нет»

— Три года назад общественники-градозащитники активно выступали за идею развития Тамбова с учетом сохранения памятников, за разработку единой концепции сохранения историко-культурного наследия. Что-то изменилось за эти три года в лучшую сторону и какова ситуация в целом?

— Ничего, к сожалению, не изменилось. Концепции как не было, так и нет. Многие, похоже, далеки от понимания Федерального закона 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Мы видим, как в центре города на реке Студенец, несмотря на решение суда, идет строительство торгово-развлекательного центра. Был уничтожен охраняемый природный ландшафт, утвержденный зонами охраны 1991 года, а власти бездействуют.

Появилась судебная техническая экспертиза, доказывающая, что если демонтировать коллектор и освободить реку, то вода подмоет построенное здание ТРЦ и оно рухнет на Державинский мост, повредит памятник. Таким образом, сегодня в Тамбове закон об охране культурного наследия работает на сохранение коллектора и торгово-развлекательного центра. А то, что разрушение здания по улице Советской с помощью экскаватора проходило во время общественного обсуждения экспертизы проекта зон охраны, где его снос запрещен, комментировать даже не хочется.

— Недавно мы говорили с градозащитником и экскурсоводом Олегом Карнауховым о «Том Сойер фесте» и затронули тему выстраивания диалога с властью. Он сомневается в успехе, но все же оптимистично считает, что нужно пытаться наладить этот диалог. Что вы думаете по этому поводу?

— Мне кажется, сегодня отсутствует понимание, что и власти, и градозащитникам друг от друга никуда не деться, что им и дальше предстоит жить в одном городе, поэтому рано или поздно придется выработать какие-то формы взаимодействия. Чем быстрее произойдет это осознание, тем больше пользы можно будет принести делу обустройства нашего общего дома — Тамбова. Жить в обществе и быть свободным от общества — невозможно.

Материалы по теме
Мнение
20 декабря
Михаил Красулин
Михаил Красулин
Культ главного отца
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ГрадозащитаИсторияТамбовская область