В середине октября 2018 года в Касимовском районе Рязанской области сгорел 400-летний деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы. В 2011 году храм стал объектом культурного наследия, министерство культуры собиралось отнести его к особо ценным объектам деревянного зодчества федерального значения. С 2006 года в центре Рязани сгорело шесть зданий, ценных с точки зрения культуры и истории. Корреспондент «7x7» узнала, кто виноват в уничтожении зданий и кто будет восстанавливать руины.
Дом купца Малашкина
Дом №3 в Газетном переулке построен примерно в 1840 году. Известен как дом владельца суконной фабрики в поселке Мурмино, купца Дмитрия Малашкина. Малашкин строил дом из лучших пород древесины, чтобы послужил детям и внукам.
Здесь была организована первая рязанская типография: в конце XIX века старший сын хозяина усадьбы Николай Малашкин выпускал первую в городе частную газету «Рязанский справочный листок». Он был одним из первых рязанских просветителей. Младший, Леонид, стал композитором и прославился тем, что написал музыку к стихам «Утро туманное» и «Я встретил вас».
После революции 1917 года дом у Малашкиных изъяли, в нем поселились рабочие. До начала 2000-х в нем еще жили люди, в цокольном этаже размещались офисы. В 2007-м дом сгорел. Все 10 лет дом разрушался и зарастал сорняками, о нем есть городская легенда, согласно которой маленькая девочка побежала в горящий дом спасать своего маленького котенка, но в это время обрушились межэтажные перекрытия. Теперь запоздавшие прохожие якобы могут услышать детский плач и жалобное мяуканье.
В 2007 году краеведы, историки, градозащитники были уверены, что здание подожгли намеренно, чтобы построить на этом месте коттедж — вокруг дома Малашкина уже стоят элитные жилые дома. Но по каким-то причинам здание так и не снесли.
В рязанских СМИ писали, что, по официальной версии, пожар возник из-за неисправной электропроводки. Начальник главного управления МЧС России по Рязанской области Сергей Филиппов ответил на запрос редакции интернет-журнала «7x7»: причиной возгорания здания был поджог.
Руководитель госинспекции по охране памятников исторического и культурного наследия (ОКН) по Рязанской области Денис Зайцев сообщил, что сейчас разрабатывается проектная документация реставрации здания. Затем будет объявлен конкурс, по результатам которого с победителем заключат договор купли-продажи. Собственник будет обязан отреставрировать дом и использовать его в соответствии с современными нуждами, сохранив памятник культурного наследия.
Дом, в котором жила семья Циолковских
В 1990-е годы сгорел дом №7 на улице Садовой. Это один из домов, в котором жила семья ученого Константина Циолковского. Строение выгорело дотла, и на этом участке выдали разрешение на строительство нового дома. Условие было одно: строить не просто дом, а копию старого. Владелец участка вышел из неприятного положения так: возвел коттедж, а забор оформил в виде фасада старого дома. Общественники возмущались, но официальной реакции и санкций со стороны чиновников не было.
Дом сестер Хвощинских
Когда сгорел дом сестер Хвощинских на улице Семинарской, не помнит никто. В региональном МЧС из-за отсутствия сведений о точной дате пожара в доме не смогли ответить на вопрос о причине возгорания. Градозащитники тоже не располагают информацией. Дом продолжает разрушаться, бывшие его жильцы отказываются заселяться в мизерные квартиры в новостройках на окраине города и живут в маневренном фонде.
Дом построили во второй половине XIX века, в нем жила семья небогатого дворянина Дмитрия Хвощинского. Здесь выросли писательницы Надежда, Софья и Прасковья Хвощинские, творчество которых до сих пор изучают зарубежные литературоведы. Прозу Надежды Хвощинской еще в начале прошлого века переводили на несколько языков. Есть сведения, что в доме с свое время побывали многие известные люди: писатели Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Гарин-Михайловский, Всеволод Гаршин, художник Иван Крамской приезжал сюда, чтобы написать портрет Надежды Хвощинской.
В начале XX века дом продали рентгенологу и фтизиатру Павлу Штейнлехнеру, который установил в нем первый в городе рентгеновский аппарат.
Сейчас руины здания находятся между забором десантного училища, забором нового элитного жилого дома, двумя такими же старыми и ценными жилыми домами, через дорогу — управление регионального МЧС и гостиница «Приокская». Обгоревший фасад закрыт большим баннером с изображением дома.
Градозащитники неоднократно предлагали рязанским властям отреставрировать дом и устроить в нем нечто вроде литературного клуба, или музей сестер Хвощинских, или музей медицины начала прошлого века.
В 2016 году региональные власти объявили сбор средств на восстановление дома Хвощинских в рамках программы «Мы родом из России», провели несколько субботников. На этом «восстановительные» работы закончились, в мае 2018 года губернатор Николай Любимов сообщил на пресс-конференции: здание может быть передано частному лицу при условии полного восстановления. В инспекции ОКН подтвердили: «В настоящее время на объект культурного наследия регионального значения „Дом Хвощинских“, конца XIX века (г. Рязань, ул. Семинарская, д. 10) разрабатывается проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия для современного использования, в котором будут приняты проектные решения, направленные на сохранение данного объекта культурного наследия».
Дом Банковского
Зимой 2012 года сгорел дом №6 на Цветном бульваре — так называемый дом Банковского. Инженер-строитель Генрих Банковский построил дом по собственному проекту в конце XIX века. Строение было одним из немногих уцелевших образцов деревянного зодчества, который называли «кружевным домиком». Сейчас к нему невозможно подойти из-за разросшихся кустарников, превратившихся в общественный туалет. Дом был единственным памятником культурного наследия в Железнодорожном районе города. Градозащитники подозревают, что могут догореть и эти руины, потому что с одной стороны расположен железнодорожный вокзал «Рязань – I», с другой — рынок и старый барак, в котором живет большое количество гастарбайтеров. Дом не законсервирован и не охраняется.
По сообщению управления МЧС, причиной пожара стало неосторожное обращение с огнем, в госинспекции ОКН сообщили, что здание до сих пор числится многоквартирным жилым аварийным домом, только «после расселения указанного дома и перевода помещений памятника в статус нежилых будет возможным продажа такого объекта с аукциона либо передача в аренду частным инвесторам с учетом имеющихся обременений по реставрации объекта культурного наследия».
Дом священника Любомудрова
В доме №10 по улице Новослободской, недалеко от Рязанского кремля в начале XX века жил священник Николай Любомудров — историк, археолог и автор более 50 исторических работ о Рязанской губернии. После событий 1917 года в доме поселили рабочих, чьи потомки жили в доме до 2006 года, до пожара, причина которого та же — неосторожное обращение с огнем. Потом семьи переселили в новостройки на окраинах города, только один человек не согласился переезжать, он до сих пор прописан в здании — памятнике культурного наследия регионального значения. Этот дом тоже нужно перевести в нежилое помещение, после чего он будет либо продан с аукциона, либо передан в аренду на условии реставрации и содержания.
Сейчас это руины, вокруг которых построены дорогостоящие особняки. Через оконные проемы видны горелые доски и кучи мусора.
Ремесленное училище Ларионова
Руины здания бывшего Кустарного училища, организованного Василием Ларионовым в 1908 году, находятся в нескольких десятках метров от дома Любомудрова, на Новослободской, 11. В нем получали ремесленные профессии дети из бедных семей и сироты. У него та же судьба: здание перешло в собственность нового государства, в начале 2000-х годов дом сгорел. От предыдущих строений отличает то, что у него есть собственник — крупнейший предприниматель региона, совладелец Ново-Рязанской ТЭЦ Анатолий Шестаков.
Из ответа региональной инспекции ОКН следует, что в декабре 2016 года в отношении объекта утверждено охранное обязательство: собственник должен разработать проект на проведение работ по сохранению здания до конца 2018 года, выполнить сами работы до конца 2021 года. «По истечению указанных сроков инспекцией будет проведена проверка соблюдения правообладателем требований к сохранению данного объекта культурного наследия», — пообещал Денис Зайцев.
Дашковская богадельня
В доме №80/12 по ул. Затинная в конце XIX века этнограф, коллекционер и меценат Василий Дашков поместил нескольких неизлечимых больных, где они провели свои последние дни. После того, как сделали пристройки, в здании открылась богадельня.
После переселения жильцов в новые квартиры здание пытались уничтожить на глазах градозащитников, полиции и мэрии. Сначала из него вынесли ценные элементы интерьера и чугунные детали лестницы, затем пытались поджечь. В ответе из рязанского управления МЧС причиной пожара значится «неосторожное обращение с огнем».
Члены Рязанского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Андрей Петруцкий и Игорь Кочетков вызвали полицию, грабителей доставили в отделение полиции, но интерьер было уже не восстановить. Потом активисты самостоятельно законсервировали здание — забили наглухо двери и оконные проемы. Судьба дома не решена.
«Либо сгорело, либо сгнило»
Историк, сотрудник музея-заповедника «Рязанский кремль», автор нескольких монографий, блогер «7x7» Ирина Кусова вспомнила, как сторонники сохранения исторического центра Рязани пытались отстоять эти дома от разрушения. Они с 1990-х годов говорили об исторической ценности и туристической привлекательности «деревянной» Рязани.
— Больше 20 лет назад голос общественности был слышен в структурах власти, общественники не сходили с экранов телевидения и газетных полос. Людям рассказывали, что есть активисты, которые защищают старую Рязань, стараются сохранить ее для потомков и туристов. Но то, что удалось сохранить, либо «случайно» сгорело, либо просто сгнило. Власть бездействовала. Уже давно можно сдавать в аренду за один рубль исторические здания с условием реставрации и поддержания хорошего состояния. Но таким образом у нас сумели сохранить лишь два исторических дома, — рассказала Кусова.
По ее словам, сейчас руководитель госинспекции ОКН Денис Зайцев старается сохранить остатки старой Рязани, но к этому должен стремиться не один госслужащий, а многие ведомства, предприниматели и сами жители города. На такое единство надеяться трудно, потому что, считают активисты, мэр города Сергей Карабасов и губернатор Николай Любимов — не рязанцы, а «варяги, которые не знают истории и культуры города».
— Кто сейчас помнит, как сгорел дом Малашкина? А дело было так: рязанский мэр Федор Провоторов надумал музей Рязанского кремля переселить в здание мэрии, а для городской администрации построить здание в Газетном переулке. Тогда и сгорел дом Малашкина. Больше десяти лет прошло, здание разрушается, никаких мер не принимается. Или дом сестер Хвощинских. Вроде объявили сбор средств, а где они? Хватило только на новый баннер, которым прикрывают руины? Никаких восстановительных работ не видно, зато вокруг уже успели появиться новоделы, — констатировала Кусова. — Много лет рязанские власти говорят о работе над туристической привлекательностью города. Но появились только электрические гирлянды на деревьях в центре Рязани и огромное количество проходящих на улице Почтовой праздников. Пока мы будем говорить о туристической привлекательности, а не делать, исторически ценные строения могут окончательно разрушиться.
Екатерина Вулих, фото автора и из Государственного архива Рязанской области, «7x7»
Реклама. Если вы решили больше не смотреть аналоговое телевидение, присоединяйтесь к Триколор. Здесь вам предложат выгодный тарифный пакет. О том, как можно оплатить триколор, вы можете узнать здесь. Откройте для себя новый мир цифрового изображения.
В наших розетках за последние 7 - 10 лет напряжение составляет 240 - 245 вольт. Ночью, когда люди спят и не пользуются электричеством, пиковые броски доходят до 250?! Давно сгорела и перегорела вся основная масса бытовых эл. приборов советского производства в пятиэтажных хрущёвках: стиральные машины, радиоприёмники, холодильники, конфорки и т.д. Но кое-где ещё остаются мастодонты с трансформаторами, работающими на предельно опасных режимах.
Самые нищие социальные объекты в нашей стране - это детские дома и дома престарелых, интернаты с продлённым днём и разного рода ночлежки, где до сих пор происходят ночные пожары. Порой с летальным исходом. Расследование таких трагедий обычно заканчивается стандартным заключением: КЗ - короткое замыкание электропроводки. Правильно. Но кто-нибудь хотя бы один раз замерил уровень напряжения в этой самой проводке? А холодильники "Океан", "Мир", "Саратов", рассчитанные на напряжение 220 - 240 вольт продолжают гореть синим пламенем. Пару лет назад у меня сгорел блок питания в совершенно новом телевизоре (было два часа ночи).
А кому выгодно такое повышение напряжения в наших бытовых сетях? - Наверное, электрическим конторам и их магазинам "Электротовары". Мало того, что мы все, зависимые от электричества, бежим за новыми конфорками, вместо сгоревших, так ещё за потреблённую энергию в 245 вольт платим по счётчику больше, чем при стандартных 220 вольт. Ибо потребляемая мощность (вт,квт) вычисляется по формуле: P = I U, где I - сила тока, и U - напряжение в эл. сети.
Примечание. Один киловатт мощности эл. прибора "берёт" ток в 4,5 ампера. И соответственно, 10 киловатт - 45 ампер. Один киловатт равен одной тысяче ватт. Умножайте: разницу видно налицо. Цифры по току даны при стандартном (220 вольт) напряжении в сети.