Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области 23 июня включила Дом Циолковского (дом №40 по улице Вознесенской) в перечень объектов культурного наследия. Днем позже рязанская администрация опубликовала постановление, согласно которому в центре города начинается очередной этап программы развития застроенных территорий. В том же историческом квартале, где находится Дом Циолковского, в границах улиц Вознесенской, Есенина, Садовой и Урицкого снесут девять бревенчатых строений. Из них шесть домов — это образцы деревянного зодчества дореволюционной Рязани.
Историки, краеведы и общественники, которые пытаются сохранить частичку прошлого, проводят акции, стараясь привлечь внимание властей к проблеме уничтожения истории города. Одиночные пикеты, велопробеги, многолетняя переписка с чиновниками всех уровней и разработка проектов туристических маршрутов по старой Рязани впечатляют пока только неравнодушных горожан. Городские власти, по мнению градозащитников, продолжают действовать в интересах застройщиков.
Корреспондент «7x7» поговорил с градозащитниками и сфотографировал дома, которые скоро снесут.
«Не снесут — так подожгут»
Улицы Садовая, Урицкого, Щедрина и Вознесенская — последние улицы Рязани, на которых еще можно встретить не просто неказистое аварийное жилье, а настоящие образцы дореволюционного деревянного зодчества. Многие дома уже успели уничтожить, на их месте возвышаются современные офисные здания и элитные жилые коттеджи. Так и стоят рядом: покосившиеся бревенчатые дома, увитые плющом и диким виноградом, и монументальные здания с охраняемыми территориями и привратниками.
Дом № 34 по улице Урицкого — среднестатистическое жилье дореволюционной постройки на высоком фундаменте. Являлся частью доходного дома Аркадия Соколовского, сына секретаря губернатора. Согласно официальным документам, он был построен в 1917 году, но, по словам краеведов, это не так: новая власть просто проставляла в паспортах зданий год революции, не вдаваясь в исторические подробности.
Основное строение усадьбы — двухэтажный дом-особняк № 36, подлежащий сносу. Судя по всему, дом пока еще обитаем: прямо передо мной в трухлявые ворота вошла семья из ближнего Зарубежья: мама с дворницкой метлой в руках и папа со смеющейся маленькой девочкой. Поиски этих обитателей дома ни к чему не привели: ни одну дверь на стук не открыли.
Сразу же при входе обдает «ароматами» общественного туалета: по всей видимости, он тут, в коридоре, за закрытой на амбарный замок дверью. Окна нескольких комнат выходят на веранду, а ее окна — на современный многоквартирный дом со всеми удобствами. С потолка на длинном проводе свисают лампочка без плафона и квадратные метры паутины с навсегда попавшимися в нее насекомыми. Полы, двери и лестница крепкие, но перекосившиеся и просевшие от старости.
На этой же улице, только ближе к «Вознесенке», пока сохранился дом № 51, в середине XIX века принадлежавший матери Константина Циолковского. По словам краеведов, он был продан, потому что на содержание дома не хватало средств.
— Рязанские общественники, в том числе и я, неоднократно предлагали региональной инспекции по охране памятников признать дом матери Константина Циолковского объектом культурного наследия, но получали отказ. Нам отвечают, что доказательств проживания основоположника российской космонавтики не найдено, следовательно, дом не имеет исторической ценности. Доказательства могут быть только косвенные, ведь в позапрошлом веке люди не имели постоянной прописки в паспорте, — объяснил градозащитник Игорь Кочетков. — Мы писали и о необходимости оставить деревянные дома по улицам Садовая, Урицкого, Салтыкова-Щедрина и перпендикулярной к ним улицы Вознесенской, но в ответ получили постановление о перестройке нескольких участков на этих улицах, что предполагает снос домов.
Еще один дом, в котором с весны 1878 до осени 1879 года проживал Константин Циолковский, сгорел еще в 1990-е годы. На месте пепелища было разрешено построить копию старого дома. Вскоре там появился частный особняк со стилизованным под старину кирпичным забором. Рязанцы окрестили новую версию дома № 7 «шедевром» улицы Садовой.
Соседний дом № 9, построенный в начале прошлого века, попал в программу развития застроенных территорий и в ближайшее время должен быть снесен.
В «Своде памятников архитектуры и монументального искусства России» он назван одним из «самых оригинальных зданий улицы, выделяется выразительным островерхим силуэтом кровель и насыщенным фасадным декором, выполненным в формах эклектики с элементами русского стиля». Принадлежал торговцу мукой Милову. Ограда с воротами и многие надворные постройки, как гласит свод, утрачены. Но и без них во дворе дома № 9 сохранилось много удивительного: глубокий открытый погреб, вырытый прямо посреди двора, старинные сараи, в которые уже никто не рискует зайти. Посреди двора растет ель высотой с пятиэтажный дом.
Через дорогу стоит сгоревший в конце мая этого года дом № 14. Сразу же после пожара рязанцы выдвинули версию поджога: дома в историческом центре города горят гораздо чаще, чем на окраинах, где земля не столь дорога.
«Не снесут — так подожгут», — комментируют рязанцы предложение градозащитников прекратить снос деревянных строений в историческом центре города.
Планы музеефикации и «гнилая» реальность
С улицы Садовой до Дома Циолковского на Вознесенской пять минут ходьбы неспешным шагом. Более полугода общественники добивались, чтобы дом исключили из «сносных» списков и признали объектом культурного наследия. У них получилось.
— Я получил официальное письмо из инспекции по охране памятников о том, что дом включен в перечень объектов культурного наследия региона. Однако объект назван «Домом Колемина А. И.», именем владельца усадьбы, в которой некоторое время жила семья Циолковских. О самом ученом не сказано ни слова. Пусть так, главное — сохранить дом и привести его в порядок для дальнейшего использования, — уточняет Игорь Кочетков.
Еще издалека становится понятно, что дом пользуется вниманием подростков: они исписали фанерные ставни, которыми общественники заколотили оконные проемы. Часть высокого фундамента откололась, во дворе навалены кучи хлама, к стене аккуратно прислонена часть дивана — по всей вероятности, для удобства вечерних посиделок со спиртным. Доски самого здания где-то позеленели от плесени, а где уже прогнили дочерна: необитаемый дом всю зиму и дождливую весну простоял без отопления.
— Дом срочно нужно отдавать в эффективное управление, может быть, по программе «1 рубль за 1 квадратный метр», — предложил Кочетков. — В Москве подобная практика уже широко распространена. Улицы Садовая, Урицкого и Вознесенская тесно связаны с жизнью Циолковского, а на Урицкого находится еще и дом, принадлежащий матери ученого. Можно объединить эти старые пешеходные улочки в единый туристический кластер, а впоследствии включить в туристический маршрут «Места, связанные с жизнью и деятельностью Константина Циолковского». Градозащитник Михаил Демин разработал концепцию создания мемориально-просветительского комплекса «Космодром», в которой предложены пути организации музея Циолковского, музея космонавтики, планетария. Если дома по этим улицам будут снесены, а на их месте построены новоделы, Рязань навсегда лишится объектов, которые могли бы стать музейными и вызвать интерес у туристов, в том числе иностранных. Постановление о сносе домов в историческом квартале преступно.
Кочетков напомнил, что совсем недавно состоялся круглый стол с участием временно исполняющего обязанности губернатора Николая Любимова «Что не так. Участие граждан в развитии городской среды». Любимову подарили книгу «Свод памятников» с пожеланием-наказом сохранить эти самые памятники. Также ему передали план спасения историко-культурных объектов Рязани, в котором градозащитники настойчиво предлагают объявить временный мораторий на снос зданий, построенных до 1917 года, до выявления их ценности.
— Не прошло и месяца с момента передачи врио губернатора этого плана, как мэр Рязани Олег Булеков подписал постановление о сносе такой жемчужины деревянного зодчества, как дом № 9 на Садовой, и нескольких других. Что это за спешка? Торопятся выполнить обещания, данные застройщикам? — задает Кочетков риторический вопрос.
Прогуливаясь с фотоаппаратом по этим зеленым улочкам со множеством деревянных домов, я еще не знала, что следующим же вечером сгорит пустующий двухэтажный дом на улице Введенской. Здание, находящееся прямо напротив управления МВД, спасти не удалось.
Смешно, когда кто-то в администрации высказывается об том, что Рязань будет туристической Меккой, запускают туристический троллейбус и все это на ряду с таким состоянием исторических зданий. По сути, кроме Кремля скоро не чего смотреть будет...
Даже не знал о таких проблемах до просмотра этого материала.Власти по всей видимости так же далеко до дел по сохранению культурного наследия,как далеки ей нужды и чаяния населения,лишь бы свой карман набить.
Не "Космодром", а "Космодом". Исправьте пожалуйста.
И ссылку на Концепцию исправьте. Сейчас она никуда не ведёт, а должна вести сюда: https://yadi.sk/i/P0RDQk6t3Gksgg
Тема "утопической космонавтики" Циолковского на несколько минут не специалистам,может,интересна.
Но молиться на какой-то руинированный "дом матери Циоковского" смешно.
Это просто идолопоклонничество))