Члены Общественной палаты Кировской области представили результаты проверки тарифов ЖКХ на пресс-конференции 7 ноября. Общественники заявили, что регион занимает лидирующие позиции в России по росту тарифов: они достигли предельной планки, установленной законом, но их обоснованность вызывает вопросы. О каких цифрах идет речь и почему так происходит — в материале «7x7».
Что за проверка
Общественная палата создала рабочую группу по контролю за формированием тарифов в феврале 2018 года. В марте активисты начали анализировать, как в регионе устанавливаются цены на услуги ЖКХ: провели две проверки в службе по тарифам и Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, а затем общались на эту тему с чиновниками и представителями ресурсных организаций на восьми заседаниях. Общественники рассмотрели основные параметры тарифов на тепло- и электроэнергию, воду и водоотведение, утилизацию отходов, оплату на содержание жилья и проезд в общественном транспорте за последние пять лет.
Что показала проверка
Как рассказал председатель группы Евгений Сметанин, члены группы «были вынуждены констатировать», что тарифы на услуги ЖКХ в Кировской области растут ежегодно, и темпы их увеличения превышают уровень инфляции. С 2013 года тариф на электроэнергию вырос на 29,8%, тариф на теплоэнергию — на 22,1% (за последние десять лет он увеличился в 2,6 раза), на водоснабжение — на 41%, тариф на водоотведение — на 40%.
Сметанин заметил, что ресурсоснабжающие организации в заявках на установление тарифа стремятся максимально переложить на потребителей все риски и извлечь прибыль. Так, например, Кировские коммунальные системы предложили увеличить тариф на водоснабжение на 40% на 2019–2023 годы. В 2019 году вырастет тариф на вывоз и утилизацию отходов.
Руководитель группы напомнил, что индекс размера платы за коммунальные услуги в Кировской области был установлен в максимально разрешенных правительством России пределах: 4,8% — для области и 7,39% — для Кирова). В 2018 году тарифы для жителей районов индексировались на 4–5%, в Кирове — на 7,29%. Кировчане составляют 40,2% всех жителей региона.
— Мы считаем, что такой резкий подъем платежей экономически вряд ли оправдан. Одновременно мы обратили внимание, что повышение платежей происходит одновременно с понижением благосостояния населения. Учитывая, что благосостояние падает, увеличивается нагрузка на бюджет. Если в семье оплата за услуги ЖКХ составляет 22%, то эта семья имеет льготы по платежам за ЖКХ. В Кировской области более 9% всех семей имеют такие льготы. За десять лет размер таких выплат вырос в 3,3 раза. В 2016 году бюджет Кировской области потратил на это 2,2 миллиарда, в 2017-м — 2,3, в 2018 году эта сумма будет в пределах 2,8 миллиарда, — сказал Сметанин.
Бюджет тратит деньги и на возмещение выпадающих доходов для ресурсоснабжающих организаций. За четыре года эти платежи составили 2,4 млрд руб. При этом эти организации освобождены от налога на имущество — бюджет не получил около 300 млн руб.
Почему так происходит
Сметанин считает, что рост тарифов связан с экстенсивным методом ведения бизнеса у ресурсоснабжающих организаций.
— Акцент не делается на ликвидацию издержек производства, особенно на стадии передачи энергии от генерирующих объектов к потребителям. Эти потери энергии ложатся целиком на потребителей и занимают значительную часть тарифов, — сказал он.
По его данным, при передаче теплоэнергии рост тарифов составляет 16,7%, электроэнергии — 4,6%. В сетях «Коммунэнерго» увеличение тарифов из-за потерь еще больше — 11%, в сетях «Горэлектросеть» — 12%.
Председатель рабочей группы сообщил, что еще одна причина роста тарифов — некачественный контроль за инвестиционными программами, которые выполняют ресурсоснабжающие предприятия. Проверка общественников показала, что в контролирующих органах банально не хватает людей, чтобы анализировать и оценивать выполнение инвестпрограмм.
— Не делается акцент на качество услуг, финансово-экономический контроль за тарифом недостаточен. Средства инвестпрограмм не имеют специального статуса и называются внебюджетные источники. У нас к тратам бюджета подходят очень строго, а вот инвестиционные деньги от населения не проверяются досконально и тщательно, — заметил Сметанин.
Как пример он привел инвестпрограмму Кировской теплоснабжающей компании, которая с 2014 по 2016 году выполнялась не в полном объеме. Вместо заявленных в программе работ шел вынужденный ремонт теплосетей, который засчитывался по стоимости программных мероприятий.
Что не так с концессией теплосетей в Кирове
Сметанин сказал, что переход кировских теплосетей в концессию «Т Плюс» уже утвержден депутатами городской думы, но на каких именно условиях это произойдет, до сих пор неизвестно.
— Нам не удалось детально рассмотреть переход с аренды к концессии. Детальных проектов рабочей группе не предоставили, как мы полагаем, они находятся в разработке. Какова будет инвестиционная программа, как будут использоваться эти деньги, как повысится тариф — ничего неизвестно. Что нас ждет — простая перекладка труб или серьезная модернизация теплоснабжения? — спросил Сметанин.
Его коллеги по группе добавили, что инвестиции в модернизацию сетей закладываются в тариф и обязанность по оплате в конечном итоге ложится на плечи потребителей. А власти города и области не пытаются участвовать в федеральных программах, чтобы получить деньги на модернизацию из бюджета.
Что дальше
Акт проверки рабочая группа отправит в правительство области, Заксобрание, администрацию Кирова, службу по тарифам, чтобы чиновники больше контролировали ресурсоснабжающие организации и внедряли более эффективные способы подачи ресурсов.