Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Активисты движения «Коми войтыр» готовы поставить вопрос о недоверии Госсовету Коми, если он примет отменяющий обязательное изучение коми языка закон

Активисты движения «Коми войтыр» готовы поставить вопрос о недоверии Госсовету Коми, если он примет отменяющий обязательное изучение коми языка закон

«Закон значительно сузит и ослабит позиции кириллического письма в мире»

Игорь Бобраков, фото Павла Степанова
Фото Павла Степанова
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Исполнительный комитет крупнейшего в республике общественного движения коми народа «Коми войтыр» на заседании 15 июня 2018 года в очередной раз обсудил проблему добровольности изучения национального языка в школе, а также его функционирование. Поводом для возвращение к этой теме послужили обсуждение этого вопроса в Госдуме России и поправки к республиканскому закону «Об образовании», предложенные депутатом Государственного совета Коми Геннадием Горбачевым.

 

Обращение в Госдуму

В начале заседания исполняющий обязанности руководителя межрегионального общественного движения «Коми войтыр» Алексей Габов сообщил, что 18 мая президиум этой организации отправил обращение на имя председателя Госдумы Вячеслава Володина. В нем содержится предложение не вносить в федеральный закон «Об образовании» поправки, направленные на отмену обязательного изучения национальных языков в республиках, входящих в состав Российской Федерации.

«Мы считаем, что попытка узаконить необязательное изучение родных и государственных языков ставит под угрозу существующую систему их функционирования и приведет к существенным последствиям негативного характера, — говорится в этом обращении. — Согласно Конституции РФ, Россия — многонациональное федеральное государство. Принятие же поправок в федеральный закон «Об образовании» может привести к необратимым процессам существования самого государства. И в недалеком будущем также повлечет за собой потерю письменных форм бытования разных языков в обществе, а также значительно сузит и ослабит позиции кириллического письма в мире. Считаем, что обязательное изучение государственных языков республик Российской Федерации является ключевым условием сохранения многонациональной российской цивилизации, межнационального мира и согласия».

 

Исполняющий обязанности руководителя межрегионального общественного движения «Коми войтыр» Алексей Габов (справа)

 

Заместитель председатель Госсовета Коми Владимир Косов, сам не имеющий ничего против обязательного изучения коми языка в школах, сообщил, что федералы настроены довольно жестко. Правда, уточнил он, многие уже отозвали свои подписи в поддержку этих поправок. В их числе депутаты от Коми Ольга Савастьянова и Иван Медведев. Однако чтобы поправка не прошла, против нее должна выступить половина субъектов федерации.

— Нам 50% не набрать ни за что, — признался депутат. — Вы сами понимаете, в России всего 15 республик [в России 22 национальные республики — «7x7»], а большинству регионов все равно.

 

Вице-спикер Госсовета Коми Владимир Косов

 

Законопроект депутата Горбачева

Особое беспокойство активистов «Коми войтыр» вызвали поправки в республиканский закон «Об образовании», предложенные в апреле 2018 года воркутинским депутатом Госсовета Коми Геннадием Горбачевым. Они предполагают «преподавание и изучение коми и русского языков как государственных языков в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, осуществляемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами». Как считают общественники, эти поправки, по сути, отменяют обязательное изучение коми языка.

Наиболее эмоционально высказался по этому поводу член президиума «Коми войтыр» Афанасий Габов:

— Горбачев представляет город с населением 25 тысяч человек [в Воркуте живет 58 тысяч человек — «7x7»]. Получается, что эти 25 тысяч в Государственном Совете имеют больший вес, чем все население республики. Поэтому у меня такое предложение: если Государственный Совет принимает тот закон, который сейчас муссируется, нам необходимо созвать съезд коми народа и поставить вопрос о недоверии депутатам Государственного Совета и назначении внеочередных выборов.

На что Владимир Косов ответил, что с этим проблем нет, только ничего это не изменит.

— Вся проблема в принятии федерального закона, который стоит выше республиканского, — пояснил депутат. Он также заверил собравшихся, что законопроект Горбачева, скорее всего, будет отклонен.

 

 
 
 

 

Сколько желающих изучать коми язык

Между тем в регионе оказалось не так много родителей, желающих, чтобы их дети изучали коми язык. Заместитель министра образования, науки и молодежной политики Наталья Якимова назвала такие цифры. В 2018 году коми язык как родной в республике изучали всего 4,75% детей. Согласно опросам, в новом учебном году эта цифра увеличится до 4,8%. Лидирует Ижемский район — 53,7%. В Койгородском районе таковых — 34%, в Усть-Куломском — 33%, в Корткеросском — 29%, в Сысольском — 12,5%. Удивили заммистра низким числом желающих изучать коми язык в качестве родного Княжпогостский район — 1,1%, Удорский — 8%, Прилузский — 0,7%, Усть-Вымский — 2%, Усть-Цилемский — 1%, Вуктыльский — 0,8%. В Сыктывкаре желающих оказалось 1%, в Инте — 1,1%, в Печоре — 2,1%, в Усинске — 7,4%, в Ухте — 0,2%. Не нашлось желающих изучать коми язык как родной в Воркуте, Троицко-Печорском и Сыктывдинском районах.

Тех, кто выбрал изучение коми языка как государственного, оказалось 35%. В Воркуте — 10,7%, Инте — 34,2%, Печоре — 3,4%, Сыктывкаре — 34,3%, Усинске — 5,7%, Ухте — 34,7%, Сосногорске — 43,1%. В Вуктыльском районе — 58,2%, Ижемском — 45,1%, Койгородском — 51,9%, Корткеросском — 61,3%, Прилузском — 89%, Удорском — 89,6%, Княжпогостском — 4,9%, Сыктывдинском — 75%, Сысольском — 87,2%, Троицко-Печорском — 61,8%, Усть-Вымском — 24,9%, Усть-Куломском — 62,3%, Усть-Цилемском — 2,6%.

По словам Якимовой, изменение условия преподавания коми языка породили определенные организационные проблемы. В частности, для этого приходится в некоторых школах вводить «двусменку».

— Нас за это по головке не погладят, — призналась она. — Но мы идем на это, чтобы соблюсти определенные гарантии.

Представитель Союза коми молодежи «МИ» по имени Алексей поставил вопрос о судьбе студентов-будущих преподавателей коми языка:

— Они хотят преподавать коми язык. Но они никому не нужны, они боятся зря тратить время. И что им сейчас делать? Менять специальность или…

Ему не дали договорить.

— Заканчивать вуз и идти в школу! — раздались возгласы. — Хорошие учителя сейчас очень нужны!

— Когда они придут в школу, мы обеспечим их нагрузкой, — пообещала замминистра.

 

Каким чиновникам знать коми язык

В итоге исполком МОД «Коми войтыр» принял решение рекомендовать республиканскому парламенту не принимать изменения в региональный закон «Об образовании» до вступления в силу поправок в аналогичный федеральный закон. Правительству и Госсовету Коми предложено при формировании мнения региона по вопросу об обязательности изучений национальных языков учесть позицию «Коми войтыр». Кроме того, общественники посчитали необходимым увеличить список специалистов, которым требуется обязательное знание коми языка. Сюда могут войти, в частности, чиновники, которым приходится часто иметь дело с коми населением.

— Мы никого не можем обязать это сделать, — пояснил Алексей Габов корреспонденту «7х7». — Тем более, что сегодня это уже есть. Взять, к примеру, министерство по делам национальностей, редакцию газету «Коми му»… Там без этого никак не обойтись. Но мы хотели бы расширить круг людей, в чьи квалификационные требования вошло бы знание коми языка.

Материалы по теме
Мнение
6 августа
Павел Самута
Павел Самута
В моем сердце бьется ритм вращающегося вала, а в моих мыслях — формулы и чертежи
Комментарии (82)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Сыктывкар
16 июн 2018 23:09

Земляки, Вас поддерживает вся Республика! Воркутинские гастарбайтеры не в счёт!

?
16 июн 2018 23:17

На фотках не Михальченкова, а Якимова зам министра образования. А в тексте Михальченкова.

17 июн 2018 13:40

Прошу прощения у Натальи Якимовой за то, что поначалу назвал её Натальей Михальченковой. Собственно, её и приглашали, но пришла заместитель и тёзка.

никто не поддерживает мнение нац. меньшинства живущих на территории бывшей Архангельской и Вятской губернии

Рустику
17 июн 2018 11:17

А которые живут на территории бывшей Вологодской губернии, тех поддерживают? Усть-Сысольск входил в Вологодскую губернию.

вы правы, три губернии были... Даже название Усть-Сысольск русское... никакого кара не было ))) как и Усть-Цильма, вооооообще не коми)))

Вам то откуда знать, Вильданыч!? Ваши "доводы" никак не соотносятся с историческими данными.

ГРУ
19 июн 2018 19:30

Ага. И Москвы тоже не было. А был Moscowю Так по-Вашему? Пора уже Рустику вырастать из детских штанишек в Рустама. Он же - Ибрагим... Он же - ...

Чего нет - уже не будет.
19 июн 2018 21:09

Детские штанишки - навсегда.

Вологодская
17 июн 2018 11:27

область это историческая родина вепсского народа. Там должна быть Вепсская республика и вепсский язык в качестве государственного.

Согласен
17 июн 2018 11:49

Только на востоке Вологодской губернии жили зыряне. Вот та часть Вологодской губернии и вошла в состав Коми.

Вепсы
17 июн 2018 12:13

Что- то Леонид Парфёнов, вепс по происхождению, не торопится создавать Вепсскую республику, а позиционирует себя как русский.

Причем тут
17 июн 2018 12:30

Парфенов!? Такие республики создадут не парфеновы, а ход исторического развития, связанный с крахом империи. Мало ли сколько человек позиционируют себя русскими. На 80 процентов это финно-угры. Трамп позиционирует себя американцем. хотя этнический немец.
В империи выгодно быть русским, а после империи выгодно будет быть представителем другой нации.

Ленин писал:
17 июн 2018 12:52

обрусевшие нацмены пересаливают по части истинно русского настроения. Хотя вождь пролетариата в большинстве своем ошибался, в этом вопросе прав на все сто.

Язык важнее,
17 июн 2018 12:12

чем пенсии. Потому что язык дает государственность, а государственность дает благополучие, справедливость, в том числе и в отношении пенсионной сферы.
Дискриминация имеет причинно-следственную связь. Если бы защитили языки, то маловероятно, что власть приняла бы драконовские меры по пенсиям.

живу я здесь
17 июн 2018 12:28

В Исландии проживают чуть больше 320 человек, но Исландию и исландцев знает весь мир, а кругом их только льды и океан, но зато членство в ООН, своё государство, свои законы и СВОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСЛАНДСКИЙ ЯЗЫК и живут со всеми в мире и согласии и очень даже неплохо просто ЖИВУТ . Мудрый народ исландцы, также как финны шведы, норвежцы, просто своё имеют себе, и на чужое бесплатно не заряться. А, Рустик Искандаров всё ещё живет в имперских формах мышления,Всё принадлежит и мне, потому что якобы в саде безопасней, даже, если стадо ведет на убой.

В Исландии
17 июн 2018 12:47

живет 320 тысяч. Очень хорошо показали себя в футболе. Добыли боевую ничью с Аргентиной, и на чемпионате Европы сыграли отлично.
А Искандаров пытается стать большим русским, чем сами русские. Стать святее Папы Римского. Психологический комплекс.

17 июн 2018 13:02

Мыйлакӧ некыдзи ог вермы эскыны Йӧзӧс велӧдан министерстволӧн статистикалы, мый Койгорт районын быд коймӧд кага кӧсйӧ велӧдны коми кыдзи чужан кыв. Колян велӧдчан во на коми кыдзи чужан кыв велӧдісны сӧмын Грива сиктын (сэні зэв этша велӧдчысьыс, сӧмын 40 гӧгӧр, а районас - 900 гӧгӧр).

Никак не могу поверить некоторым цифрам из статистики Минобраза: в прошлом году в Койгородском районе коми как родной изучали только в малокомплектной школе села Грива (всего около 40 учащихся в 9-ти классах), а по итогам анкетирования 2018 г. таковых оказалось аж 34 процентов!!!! (в районе 7,5 тыс. чел., около 900 учащихся)

Рассыхаеву
17 июн 2018 13:41

Öльöш, радуйся. Может твои соплеменники в Койгородском районе "проснулись". До них дошло, что превращаются в людей без корней. Меня удивили ижемцы. Для них присыктывкарский язык все-таки чужой. Выбрали меньшее из зол.

Букыш
19 июн 2018 19:41

Веськыда-кӧ шуны - тайӧ "обязаловканас" ми унджык воштам.
Дерт оз позь сетчыны пеж йӧзлы, кодъяс кыпӧдӧны асьнысӧ коми кыв да коми йӧзӧс няйтӧ талялӧмӧн. Но и мӧдарӧ колӧ гӧгӧрвоны: комиӧн коми челядь унджык оз кутны сёрнитны, а мӧд кывъя войтырӧс - паныд сувтӧдам. Весигтӧ учебникъясыс оз тырмыны! мый нин сёрнитны мукӧд тор йылысь.

Букышлы
19 июн 2018 20:17

Нем абусӧ эн сӧр. Коми кыв заводитіс тыр ӧдӧн бырны сэк, кор 1950-ӧд воясӧ примитісны ас кӧсйӧм серти индӧд. Колисны кӧ быть велӧдӧмсӧ, кывйыд некор эськӧ эз усь. Сэні, кӧні быть велӧдісны, сэні сепасыс тӧдчымӧн бурджык.
Некодӧс паныд оз сувтӧд, Лӧглунсӧ пестӧны сӧмын найӧ, кодъяс сулалӧны шовинистическӧй туйвизь вылын, кодлӧн тайӧ видзӧдлас. Лӧглунсӧ чуньсьыс ненялӧны до нарошнӧ пестӧны. Медым национальнӧй кывъяс дзикӧдз бырисны. Найӧ ылӧдчӧны да нӧшта и тіянӧс ылӧдлӧны. Ті асссьыныд войтыртӧ яндзим тӧдтӧг таляланыд, вӧйтанныд, демагогияӧн занимайтчанныд, кӧть асьныд гашкӧ газетын уджаланныд.

Букыш
19 июн 2018 21:17

Букыш - это не кличка, это - настроение ... ))

Газетын ме ог уджав. И ме - ог сӧр. Висьтала:
оз ков откодявны ӧнія кад да 1950-ӧд вояс. Да оз ков виччысьны, мый сӧмын мукӧд кывъя челядьӧс коми кыв велӧдӧмӧн позьӧ "сохранить и развивать коми язык".
Босьтам ВГТРК да КРТК-лысь "выльторъяс"? Позьӧ-ӧ шуны, мый дикторъяс висьталӧны комиӧн? веськыда шуӧй - тайӧ коми кыв?!

"кодъяс сулалӧны шовинистическӧй туйвизь вылын, кодлӧн тайӧ видзӧдлас" - Да. тані шуны нинӧм. Найӧ - пеж йӧз. Но мыйла сійӧ жӧ "Коми войтырыс" водзын эз кыпты? Гӧгӧрвоӧны-ӧ найӧ - вый колӧ вӧчны?

живу я здесь
17 июн 2018 13:04

Извиняюсь, 320000 исландцев и слове в саде, читать надо в стаде

Вот думаю я всё думаю, чо й то сеп....ы так рьяно нападают на наших детей, притом зная, что в меньшинстве??? Ответ то оказался прост)))
Ведь никто не запрещает коми язык. Слова о его запрете враньё небольшой кучки людей хотящих хайпануть ну и деньжат поиметь кой откуда))) У нас это норма, в пример Ботанический сад и как его "защитники"его продали за 240 т.р. читаем последние материалы с дела Гайзера.
Нет, это не они плохие, что продают, это система бл...кая у нас такая и для них это норма.

Вот и получается, что сеп.....ы бояться свободного выбора народа. Бояться демократии. Ведь если введут, а уже введут, изучение коми языка по выбору, то его никто не выберет, даже сами Коми. Поэтому они волю меньшинства навязывают большинству. Глядя на фото всё становиться ясно, это поколение тоталитаризма и вечно ищущие блат.

Коми Кыв
17 июн 2018 14:24

Нужно разогнать это сборище под названием «Коми войтыр» и все сразу успокоится.

Земляк - Рустику
17 июн 2018 14:26

Вам поможет чай с цветками ромашки.

Поколение
17 июн 2018 15:11

тоталитаризма -- это политика русификации, которая и случилась в течение 70 лет советской власти, признанной тоталитаризмом. Не надо перекладывать с больной головы на здоровую.

Малиновый пинджак
19 июн 2018 19:49

"сеп.....ы", "хайпануть ну и деньжат поиметь кой откуда", "поколение тоталитаризма и вечно ищущие блат" -- Удивил. Какой-то перезвон во все колокола ("во все тяжкие"). То ли "многоя лета" по случаю рождения очередной рифмы архиепископа, то ли - страшная бяда! - разбегайся в одних подштанниках по Ботаническому саду.

Damir Nabi
21 июн 2018 01:56

Скажи, по твоему "сеп....ы" и их язык-культура третьего сорта и не имеющий никакого значения и подлежащего ликвидации ? Если так то это подпадает под действие прямого геноцида! Во первых Коми, татары, ненцы... это исконные языки-народы, и мы тут не менее 8 тыс лет живем, а вот те кто навязывает под угрозами свой язык-культуру это недавние жители, иначе инквилины. так по всем законам логики и справедливости чей язык должен быть официально-государственным ?

Ну
17 июн 2018 15:08

что за напасть такая? Противники коми вдруг ни с того ни с сего прикрываются коми названиями "Коми кыв", да еще и диалекты все время вспоминают. Как бы защищают, а на деле...
На сегодняшний день остался в коми языке лишь один диалект: литературный язык. Русификация (спасибо ей!) нивелировала диалекты и способствовала созданию единого ЛИТЕРАТУНОГО языка. Как бы защищаете ижемский диалект, но не знаете чем он отличается от общего. Да ничем. Коми язык -- очень хорошо интегрирован. Вбивать клин бессмысленно.
Так что не надо про диалекты, про то, в чем ничего не смыслите. Так что зря стараетесь. Пытаетесь натравливать одних на других, используя испытанный колониальный принцип: разделяй и властвуй. Не получится.

Ижемец
17 июн 2018 15:36

Зырянизаторы, не уподобляйтесь русификаторам сами по отношению к ижемцам. Ижемцы Кольского полуострова, Зауралья, Нарьян-Мара никогда не будут говорить на присыктывкарском диалекте (литературном языке).

Изьваса
17 июн 2018 16:18

Пытался представить ижемского оленевода, говорящего на языке присыктывкарских коми. Не получается. Тундра - не картофельные поля под Сыктывкаром. Уже сильно разошлись. Успокойтесь.

Нукающему
17 июн 2018 15:50

Только на одном литературном языке говорят в тоталитарных государствах. Люди, как правило, говорят на живых местных диалектах и с ними не борются. Писать могут на стандартной версии языка.

Нукающему-у
17 июн 2018 19:44

Насчет тоталитаризма -- это относится к СССР и Путинландии. Вот где тоталитаризм. Какой тоталитаризм в республиках? Где бедность и нищета. Не надо таких слов как тоталитаризм..

Тоталитаризм
17 июн 2018 21:25

А разве не проскальзывают в словах некоторых активистов нотки того самого языкового тоталитаризма, когда заявляют, что никаких диалектов не будет, все будут говорить на литературном (присыктывкарском диалекте)? Не от большого ума, на мой взгляд.

Неужели
17 июн 2018 15:26

не понятно: СССР развалился из-за дискриминационной языковой политики. Если бы не притесняли языки, сохранился бы. Зачем снова наступать на те же грабли.

пани Марыся
17 июн 2018 18:30

Да неужели и в самом деле не понятно: СССР развалился потому, что его развалила развращённая, зажравшаяся, невежественная, фарисейская элита!!! При чём, в каждой из 15 национальных республик была выращена своя нац. элита, которая и вела себя подобно князьям и баям - что хотела, то и делала!!! Коррупция, как ржа съедала страну изнутри. Вот нечто подобное происходит и сейчас, только в более скромных масштабах. Но аппетиты те же, что и при упомянутом вами СССРе, ничему история не учит! И вообще, вепсы - это малочисленный этнос, а нация - это мы с вами все, живущие в России, в том числе и я, полька по происхождению. Это если в любой стране , представьте себе Канаду, к примеру, в которой даже коренные индейцы не имеют автономии, каждый этнос будет требовать автономии и самоопределения, то что будет? Остыньте, земляки, а то перегреетесь, не дай, Бог. Так вот в Канаде 60% индейцев и алеутов считают своим родным языком английский и при этом никто не вякает о притеснении и запрещении индейских языков в Канаде. Кора извинитны, но в России ваш коми кыв тоже никто не запрещает, хватит уже раздувать эту несуществующую проблему, а если ваши коми дети не хотят учить ваш язык - воспитывайте, заставляйте, порите ремнём, наконец. Но учить моей дочери коми или польский - это точно уже моя проблема. Зося выбрала польский.

Пани Марысе
17 июн 2018 18:49

Никто не ставит вопрос так: или полький, или коми...Очень рады за вас и за Зосю. Чем больше языков человек знает, тем его жизнь богаче. Если Зося собирается жиьть в республике, то ей не помешает иметь представления и о коми языке.

пани Марыся
17 июн 2018 19:05

Уже не живёт и не собирается!!!

Пани Марысе
17 июн 2018 19:40

А чем тогда коми язык мешает Зосе?

пани Марыся
17 июн 2018 21:09

Ничем не мешает, она уехала!!! А вам чем русский мешает? Вы все еще не можете смириться с тем, что у каждого свой выбор? Вы не хотите понять, что кто - то может не учить коми в обязательном порядке? Учите на здоровье ваш язык, а мы будем свой. Это можно понять? Или никак?

Пани Марысе
17 июн 2018 21:29

Мы рады за Зосю. Пусть будет счастливой.

Национальный
17 июн 2018 15:30

язык должен быть не только обязательным, но и он должен присутствовать повсеместно. Исчезновение языков не спасет Россию от распада. А только увеличит этот риск, т.к. сепаратизм перейдет на более опасный и сильный уровень, -- региональный.

Грамович З.С.
17 июн 2018 19:10

Уже присутствует повсеместно. У нас в Воркуте: русский, киргизский, калмыкский, татарский, азербайджанский, грузинский, армянский, украинский, белорусский, даргинский, башкирский, ненецкий. И никто в сепаратизм не впадает, чего и вам желаем.

Воркута
17 июн 2018 20:00

В Воркуте почти 2% населения - коми. Но автор комментария "деликатно" не заметил их присутствие среди горожан.

Грамович З.С.
17 июн 2018 21:17

Я не знаю, сколько представителей коми -этноса живет в Воркуте, но они все говорят по - русски даже без характерного акцента. Мало того, мне бы и в голову не пришло, что они коми, если бы люди сами не рассказали о себе. Я спрашивала: хотите ли вы вернуться домой, на родину. Мне отвечали: нет, не хочу, там холодно, скучно, здесь веселей. Так что деликатность проявляю не я, а ваши соплеменники проживающие в Воркуте. Одной из моих знакомых коми уже 86 лет, а ее дети и внуки давно проживают в центральной России.

госпоже Грамович
17 июн 2018 21:40

Господин Жириновский как-то заявил, что сколько ни бывал в Сыктывкаре, ни разу не видел ни одного коми. Ваш рассказ из той же кучи.

Грамович З.С.
17 июн 2018 22:09

Кстати, о Сыктывкаре! Не секрет, что в столице республики проживают 66% русских и чуть более 25% коми. Но в Сыктывкаре не редкость очень красивые женщины: смугленькие, миниатюрные с вишневыми глазами и черными волосами - печорские коми, а натуральные блондинки с белой кожей и небесно - голубыми глазами - зырянки !

госпоже Грамович
17 июн 2018 22:31

Встречал блондинок среди ижемок, но ни разу не видел зырянку-блондинку.

Гы...
17 июн 2018 23:06

Перекись водорода творит чудеса :)

Что касается
18 июн 2018 05:06

блондинок и брюнеток -- это уже полный швах в голове у комментатора. Наверное живет на Луне.

Причем
18 июн 2018 05:03

здесь проценты. Генетически те, кого называют русскими на 80 процентов финно-угры. В республике Коми на самом деле коми большинство. Просто многие записываются русскими, так удобнее. Так что коми где-то процентов 70.
Рассуждения о процентах это расистский подход. Не имеет значения. Графа о национальности отменена и правильно. Есть Республика Коми, есть государственный язык, есть Конституция.

Некая
17 июн 2018 19:29

пани Марыся, наверное под этим именем скрывается не полька, а кто-то из блогеров, пишет, что мол СССР развалила коррупция и нехорошие местные элиты. Явное искажение сути.
Коррупция существует везде, во всех странах мира. Но почему-то ни одна страна не распадается. Элиты существуют также во всех странах.
Без элит не бывает государства. По определению. Давайте отменим элиты, что будет? Государство развалится.
Россию развалят не национальные элиты, а региональные. Сепаратизм регионов в на сто порядков сильнее сепаратизма национального. Просто этот тип сепаратизма пока дремлет. Когда ослабнет центральная власть, выйдет наружу.
Все элиты в союзных республиках были партократами, воспитывались в духе марксизма-ленинизма и верности социалистической Родине.
СССР распался из-за системного кризиса. Элитам власть просто упала в руки. А какие элиты должны быть в Армении, Грузии, Прибалтике? Конечно, национальные. Не марсианские же.

СССР
17 июн 2018 19:40

распался из-за системного кризиса тоталитаризма, Кризис начался не из-за языка, но язык добавился и стал доминирующим фактором. Т.е. язык сыграл решающую роль в крахе советской империи. И в крахе российской тоже безусловно сыграет.
Нужен статус государственного языка и программа развития и учить будут все. Кто не захочет, тот останется в хвосте. Создать систему, при которой без знания языка не продвинешься. Не надо пугать, что кто-то не хочет.
Так что продолжайте смело дискриминировать национальные языки. Только потом не удивляйтесь, почему Россия начала трещать по всем швам. Подобно Советскому Союзу. Дерзайте!

Врешь!
19 июн 2018 21:01

Чушь собачья! СССР развалили Горбачев-Ельцин и жвачка-джинсы! Никто не думал, что страны не будет. Но и никто не хотел обратно в СССР. Это потом начались стенания. И никто сегодня не обменяет свою жизнь на жизнь в СССР. Все это - ложь.

Языки были и до развала СССР и до объявления СССР. И были. И будут.

Vova
19 июн 2018 21:16

Все вы врёти. СССР развалила дешёвая нефть, и как результат, товарный дефицит и инфляция. Разгорелись сепаратистские настроения, каждому региону казалось, что он кого-то "кормит". И уж под эти настроения ушлые политики пошли на свою знаменитую сделку в Беловежской пуще. Говорят, по пьянке...

Чей труд? - Ленин
19 июн 2018 21:49

"СССР развалила дешёвая нефть", "Разгорелись сепаратистские настроения" - это объяснялки для молодежи. А те, кто жил в СССР, понимают, что страна развалилась из-за прогнившей системы. Власть не знала - куда и зачем. Проворовались
А дальше уже была классическая революционная ситуация (читайте о верхах и низах).

Vova
19 июн 2018 21:57

Не знала куда и зачем, сидела на нефтяной игле. При нормальной власти и свободе предпринимательства такой бы дурости не случилось. Коммуняки только лозунги на крышах могли вешать и партсобраниями мозги полоскать.

ЛенинаБАД
19 июн 2018 22:19

Сегодня есть свобода предпринимательства и власть не из дебилов (есть справка). А лозунги все также вешают и мозги тоже полощут. И игла та же...

Гы...
19 июн 2018 22:34

А ты уверен что справка не липовая? :)

Vova
19 июн 2018 21:58

Ленин твой всё и испохабил!

Что
17 июн 2018 19:53

касается индейцев в Канаде, то они настолько бесправны, что не имеют государственности. Они исчезают. У нас же есть государственность.

Сыктывкар
17 июн 2018 23:54

Коми - это государство, в составе Российской Федерации! И это должны знать все! А если кто то не понимает, то пусть начнёт читать и быть более эрудированным!

Коррупция
18 июн 2018 05:24

поощряется Кремлем и самим вождем, чтобы всегда можно было завести уголовное дело на элит.
Но борьба с элитами не спасет диктатуру. Сталин расстреливал элиты, причем все, как региональные, так и центральные. Путин сажает элиты, но только региональные, а центральные боится трогать. Можно посадить хоть тысячу гайзеров, но это только ослабит Эрэфию. Сделает распад более стопроцентным. При малейшем ослаблении Центра региональные элиты будут стремится к полной самостоятельности. Чтобы не повторить судьбу Гайзера, Белыха и других. Можно сколько угодно клеймить их, называя баями, князьями, но политика Центра породит их в любом случае. Элиты будут уходить от Кремля зная, что он из себя представляет.

18 июн 2018 12:04

Региональный закон, по сути, не нужен. На подходе федеральный, который окончательно поставит точку в "вольном" переводе законов. Да и практика "государств в государстве" после отказа от продления соглашения с Татарстаном окончательно ушла в прошлое.

В республике реализуется ряд отличных проектов по популяризации языка и изучению родного края. Надеюсь, что финансировать и поддерживать будут именно такие начинания, а не вольгототное существование национальных функционеров.

Очень много комментариев к ситуации вокруг обязательности изучения коми языка. Но не хватает теоретического подхода. Мы предложим его.
Теоретический подход к решению вопроса о добровольности/обязательности изучения региональных государственных языков важен, так как эмпирические данные по этому вопросу разнообразны. В Швейцарии и Финляндии региональные языки обязательны к изучению, а во Франции любое обсуждение изучения языков этнических меньшинств приравнивается к расовой сегрегации, национализму и дискриминации отдельных групп населения.
Обратимся к Всемирному докладу ЮНЕСКО «Инвестирование в культурное многообразие и диалог между культурами» (2009).
В главе 3 есть текст, прямо указывающий на теоретическую основу решения языковых проблем.
Языковое разнообразие отражает творческую адаптацию людских групп к их меняющейся физической и социальной среде. В этом смысле языки являются не только средством коммуникации, но и представляют собой самую суть форм культурного самовыражения, носителей идентичности, ценностных оценок и мировоззрения. Большинство языков занимают узкие ниши и в значительной степени специфичны для определенных культур. Связи между языком и местом приобретают множественный характер. С этой точки зрения жизненно необходимы меры по охране и развитию языков местного значения. Престиж преобладающего языка и его доминирование в общественной жизни могут привести к тому, что в глазах общины собственный язык начинает терять ценность. Следовательно, возрождение языка зависит, прежде всего, от готовности общины утверждать свою культурную самобытность. Сохранение малых языков отвечает интересам как мажоритарных, так и миноритарных общин. Дилемма такова. Нужно ли общинам сосредотачиваться на охране лингвистических прав в целом, или сосредотачиваться на языковых правах уязвимых групп. Языковая политика, поддерживающая многоязычие, изучение языков и собственно языки, является необходимым условием устойчивости культурного многообразия в долгосрочной перспективе.
Из документа ЮНЕСКО о культурном многообразии следует, что ЮНЕСКО не рассматривает обязательность изучения языков как приоритетное средство защиты языков узких культурных ниш. Также не является приоритетным средством защиты языков культурных меньшинств и обязательность изучения языков этнических меньшинств большинством населения и большинством школьников. Хотя. как мы полагаем, против принципа обязательности ЮНЕСКО и не возражало, если бы этот принцип удалось реализовать. Но для ЮНЕСКО важна не обязательность изучения языков, а диалог языкового большинства и языкового меньшинства. В этом диалоге ЮНЕСКО особое значение придает переводческой политике в глобальном масштабе. 55 % всех книг переводится с английского, по сравнению с 6,5 процентами на английский. Перевод с языков коренных народов на английский и обратно практически не существует. К слову сказать, в Российской Федерации вторым после русского, является английский по численности лиц, владеющими ими.
Наш общий вывод таков. Применительно к условиям Республики Коми нецелесообразно настаивать на обязательности изучения коми языка школьниками, для которых это язык не является родным. Но поддерживать интерес к изучению коми языка всем населением региона, страны и мира целесообразно. Это и поддержка переводческой деятельности, и языковые кружки, и языковые группы, и изучение языка в рамках направления бакалавриата, специальности, магистратуры и аспирантуры, и издательская деятельность на коми языке, и СМИ на коми языке. Расширение исследований коми этноса в рамках социальной антропологии также способствовало бы поддержке коми языка.
Литература
Всемирный Доклад ЮНЕСКО «Инвестирование в культурное разнообразие и диалог между культурами». 2009. Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры.-40с.
URL: http://docplayer.ru/32929995-Organizaciya-organizaciya-rabochee-rezyume-vsemirnyy-doklad-yunesko-investirovanie-v-kulturnoe-raznoobrazie-i-dialog-mezhdu-k

Какая
19 июн 2018 19:24

к черту расовая сегрегация!? Может еще геноцид напишете? Какая сегрегация в Республике Коми, где коми язык является базовым государственным языком? Без коми языка нет республики. А вы про какую-то несуществующую сегрегацию.
Государственный язык должен быть обязательным к изучению и использованию во всех сферах, в т.ч органами власти.

Уважаемый/ая Какая. С 2015 года коми язык в регионе имеет статус обязательного. Никто не возражал. Но практика выявила лингвистический конфликт. Ваша ортодоксальность порождает конфликты, разбирательства в судах, пустую суету и не способствует диалогу и разумному решению проблемы. Конфликты слишком дорого стоят. Ваша позиция приводит ситуацию в тупик.

В тупик
20 июн 2018 11:22

приводит политика власти, которая сотни лет проводит русификацию и думает, что спасает Россию от развала.
Политики без конфликтов не бывает. Разбирательство в судах это пустяк. Это не гражданская война.
А вот сто лет назад гражданская война велась между русскоязычными и русскоязычными.
Не надо пугать ежа известно чем.

Зирка
20 июн 2018 16:59

Поддерживаю!!!Нет я зыка ,нет народа.Без коми языка республика ни какая не Коми,а территория ЗК

Просто
21 июн 2018 07:11

Поменять конституцию коми - Всн Главы (разных МО) должны знать коми на уровне разговорного. Проблема с изучением решится сама, Гапликовы уйдут в дальние края

Имя
23 июн 2018 19:17

Глава должен соблюдать конституцию Коми. А значит должен обеспечить присутствие государственного языка Коми в правительстве Коми. Иначе складывается впечатление что в Коми оккупационное правительство :)))

Vova
23 июн 2018 19:43

Не складывается впечатление, а приходит понимание. Правду думать у нас давно разучились...
https://youtu.be/6RDvE1o2VMo

Имя
23 июн 2018 19:20

Если не допускается Коми государственный язык к управлению Республикой ( Коми язык не присутствует на заседаниях правительства) , то и Коми народ полноценно не допускается к управлению Республикой . А это нарушение конституции , не так ли ?

Правильно
23 июн 2018 20:02

глаголешь. Юралысь должен сам выступать по-коми. Если не знает, пусть читает по бумажке, а между делом, да и в процессе дела ,учит язык.

Юралысь
23 июн 2018 21:40

, насколько знаю, управляет Республикой выхтовым способом, демонстрируя тем самым, что он тут временно, пока Президент не отозвал его. Ну и подведомственное население должно относиться к нему соответственно.

Имя
25 июн 2018 01:08

Пусть для начала берет переводчика.
С помощью переводчика обеспечит функционирование конституции , обеспечив присутствие госязыка!

зырянин-язычник
21 июн 2018 07:57

Типичная Византия.

Легендарные тартаро-маголы забирали дань только ОДНУ ДЕСЯТИНУ, а сейчас в белокаменную уходит налогов 60% из Республики Коми и это ещё без прибыли с природных ресурсов....
Всё только в этом дело.

Либо ты решаешь , как жыть, либо за тебя решают....
Финны выбрали - РЕШАТЬ САМИ и сейчас у них пенсия 1280 евро ( 96000 рублей)


Страна рабов , страна господъ...

У финнов
21 июн 2018 11:46

пенсия восемь раз выше российской.

Хулио Ган
21 июн 2018 11:56

Ага, помню, как только мы, советские туристы, приехали в 1990 году в Финляндию, возле автобуса немолодые финны сразу начали спрашивать у нас сигареты и водку и скупать их. Жаль, что можно было провезти с собой только один блок сигарет.

Гы...
21 июн 2018 12:29

Фарцовка, контрабанда... :)))

уии72
21 июн 2018 13:03

За язык ведь никто не тянул...Но зная, кто кучковался в 70-е годы рядом с студенческим профбосом - не удивительно.

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ДетиКомиКоренные народыКультураНациональные языкиОбразованиеОбщественное телевидение