Доцент Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) политолог Екатерина Шульман 14 июня побывала в Ярославле. Она выступила перед областными чиновниками в Ярославском госуниверситете и прочитала лекцию в Некрасовской библиотеке. Корреспондент «7x7» записал самое важное из ее выступлений.
Лекция для чиновников
Об урбанизации
— В России давно идет естественный и беспощадный процесс урбанизации: люди переезжают из деревень в города, из городов в большие города, а из них в столицу. У этого процесса много недостатков. Сейчас Россия — это 15–18 городов, а между ними пустота и плохие дороги. Исключение — территории аграрного юга, хотя урбанизация проходит и там. Например, город с самыми большими темпами прироста населения как от миграции, так и от рождаемости — это Махачкала. Все ресурсы концентрируются в городах. А самыми распространенными профессиями становятся водитель и продавец. Поразительным образом современные практики занятости копируют цветущее Средневековье, когда люди пряли свою прялку, сидя дома. Сейчас этой «прялкой» стал личный компьютер. А передвижение из дома на завод и обратно больших масс людей по звонку становится невыгодным.
Во время протестов против программы реновации Москвы граждане осознали свою локальную идентичность, свою привязку к конкретному району. В провинциальных городах эта тенденция тоже набирает обороты.
О механизмах принятия решений
Если людям предлагать любые изменения в благоустройстве их территории, то они склонны к логике «только не на моем дворе» и могут отвергать даже назревшие решения.
Власти с открытой демократической системой управления пытаются привлечь граждан к принятию решения, а с закрытой — к реализации уже принятого решения. Довольно быстро люди раскусят, что они участвуют в спектакле, который не они писали. Общество хочет обсуждать принимаемое решение. Эксперты должны формулировать варианты решения проблемы, а люди — обсуждать их и выбирать. У нас же решения формируются в начальственной голове, а оно не может быть неправильным, начальство же не может ошибаться. Потом это показывается народу — он недоволен. И если вы совсем авторитарный дурак, то вы думаете, как этот протест подавить. Если вы похитрее, то вы думаете, как «слить» этот протест. Если вы на следующей ступени авторитарной хитрости — вы думаете, как кооптировать лидеров протеста, вовлечь в систему власти, чтобы они повлияли на свою группу поддержки. Но если нет политической конкуренции — не очень понятно, зачем вам экспертиза. А когда есть проработанные экспертами варианты, тогда их можно вынести на общественное обсуждение.
В законотворчестве есть один важный принцип: для узкой группы легче провести решение, чем для широкой аудитории. Это кажется зловещим, а узкая группа напоминает заговорщиков, но это общеполитический принцип. Организованная группа будет иметь преимущество в процессе принятия решения. Она проводит свою повестку с большей эффективностью, а большинство не организовано. В политическом пространстве, если ты не организован — тебя не существует, и количественный параметр не имеет значения. То же самое может происходить и на вашем собрании во дворе дома. Демократический механизм — это механизм защиты прав большинства.
Есть четыре параметра эффективности гражданского участия, они совпадают с параметрами эффективного законотворчества.
- Первый — это репрезентативность. Если на обсуждение какого-либо решения не попадет группа граждан — это делегитимизирует процесс.
- Второй — независимость от внешних факторов. Люди должны понимать, что они собрались не просто поговорить, а от них зависит принятие решения. Решение людей должно иметь силу.
- Третий — площадка. На процесс гражданского участия влияет выбор площадки. Люди должны собираться в месте с регламентом и статусом. Это может быть и совет при ведомстве, и хипстерский коворкинг — это должно быть пространство свободной дискуссии.
- Четвертое — прозрачность. Не должно быть сначала обсуждение с людьми, а потом принятие решения в узком кругу в отдельной комнате. Нужна понятная процедура.
О ввозе московского мусора в Ярославль
Корреспондент «7x7» напомнил Екатерине Шульман, что она предсказала появление протестов в Ярославле против ввоза московского мусора, и спросил о ее прогнозах на развитие этого движения. Политолог рассказала о сильных и слабых сторонах «антимусорного» протестного движения:
— Если окончательно впасть в жанр пророчеств, то можно предположить, что скоро москвичи могут начать протестовать против грязного воздуха. Антимусорные протесты тоже начались с того, что дышать нечем стало. В частности, в районе Капотня есть нефтеперерабатывающий завод «Роснефти», на который никто не может найти управу.
Мусорная тема тяжела тем, что это сфера с большими трудно контролируемыми деньгами. Со своей мафией. Подмосковные власти были связаны с ней очень тесно. Об этом говорит дело главы Серпуховского района, которого недавно арестовали [Александра Шестуна подозревают в превышении должностных полномочий]. Сняли главу Волоколамского района. Московская область в этом смысле — совершенно фантастическая пиратская республика: глава Серпуховского района разрешал антимусорные митинги и сам выступал на них, но при этом был связан с мусорным бизнесом. При этом подмосковная земля — золотая, дорогая. Ярославль пострадал из-за близости к Москве, к вам повезли этот мусор. С протестами еще можно справиться — наказывать отдельных активистов, чиновников, в общем, действовать кнутом и пряником. Но сама мусорная тема ложится на антимосковские настроения, которые являются одной из «подземных рек», формирующих настроения в России. Во-первых, в Москве сидит власть. Во-вторых, туда идут все деньги, там в этих деньгах купаются, и не знают, какие еще бордюры новые придумать. Это раздражение вполне конкретно, оно — плод сверхцентрализации власти в стране, когда все финансы забираются в центр и оттуда уже распределяются. Это, конечно, создано для поддержания единства и вертикали власти. Но это и питает антимосковские настроения. Это и вписывается в тренд роста значимости региональной идентичности.
Властям придется идти навстречу противникам ввоза мусора и удовлетворить их требования. Силовой метод подавления не универсален. «Мусорные» протесты локальны, они трудно объединимы в какой-то общий антимусорный фронт. Власть может пойти на кадровые изменения, хоть они и не изменят системы, но следующий пришедший будет знать, из-за чего ушел его предшественник. Это способствует более приличному поведению начальства.
Самая протестная аудитория
Самая активная аудитория социальных протестов — это женщины 40+. Именно они были против реновации. Эти женщины — костяк любой активности, связанной с низовой самоорганизацией: протесты против вырубок, застройки, загрязнения. Эти люди умеют и могут самоорганизовываться, владеют техническим средствами, ощущают социальную ответственность больше, чем молодежь. И это самая распространенная демографическая группа. Они больше всех работают и при этом заботятся и о детях, и о родителях, имеют или распоряжаются недвижимостью. У них впереди маячит их пенсия.
Власти делают из людей новую нефть, потому что запросы управляющего аппарата не снижаются, сферы доходов сужаются. В этой связи вспоминается лозунг времен американской войны за независимость — «никаких налогов без представительства». Люди, которые все больше платят налогов, увеличивают спрос с власти за уплаченные деньги.
Лекция в библиотеке
О прогнозах
— Прогнозы хорошо продаются, потому что все желают знать, что обещает завтрашний день. Лучше всего продаются прогнозы катастрофические. То есть, если вам скажут, что завтра будет конец света, вы прислушаетесь к этому человеку. Если он вам скажет, что завтра будет приблизительно то же самое, что и сегодня, вы будете его слушать не с таким интересом. Прогнозисты, аналитики, публицисты, публичные политологи и комментаторы этим очень сильно злоупотребляют. Это оборотная сторона исторического параллелизма. С одной стороны, мы склонны говорить, что есть некий непрерывный закругленный исторический процесс, который никуда не ведет, что как было при Иване Грозном, так оно и сейчас. С другой стороны, на том же месте и теми же самыми устами мы с вами говорим, что завтра у нас режим рухнет, Россия развалится, доллар упадет, поскольку он ничем не обеспечен, мировой порядок как-то встанет на уши, будет мировая война, скорее всего ядерная, мы все умрем. Товарищи, не делайте этого.
Когда люди смотрят в будущее, они могут допускать грубые ошибки. Одна из них — это эквифинальность, то есть предопределенность. Ваше решение в любом случае имеет значение.
С эквифинальностью связана ошибочная вера в менталитет, который является ненаучным понятием. В него вшито понятие неизменности набора ценностей того или иного народа. А ценностям свойственно меняться и трансформироваться. Менталитет по духу связан с сексизмом и расизмом. И там, и там вшито понятие неизбежности. Важно, что людей наделяют неизменными свойствами.
Анекдот об исторических аналогиях
— Когда люди говорят об исторических аналогиях, например, 2014 год похож на 1914-й, всегда вспоминается анекдот о представителе Крайнего Севера, который съездил в зоопарк и вернулся на родину. Его спрашивают соплеменники, кого он видел?
— Ну, вот тигра видел...
— А какой он?
— Ну, представляешь оленя? Это такой же олень, только без рогов и полосатый.
— А жирафа видел?
— Видел. Это как олень, только шея длинная-длинная и рожки поменьше.
— А удава видел?
— Видел.
— Какой он?
— Ну, вот представь оленя. Только шея длинная-длиная, а оленя нет.
О повышении пенсионного возраста
— Я очень жду, когда в общественной дискуссии возникнет вопрос о перекосе нашей общественной системы в сторону льготников, которые выходят на пенсию рано и с очень большими пенсиями. Это работники силовых структур и госслужащие. Неужели о них никто не вспомнит?
Могут сказать, а зачем повышать пенсионный возраст, если можно установить равенство для всех. А давайте отменим все сословные привилегии.
Не стоит переоценивать репрессивные способности нашей государственной машины. Она подходит к этому точечно и избирательно, а информационное общество способствует появлению страха у всех остальных.
Екатерина Шульман — кандидат политических наук, доцент, специалист по проблемам законотворчества. Работала в сфере госуправления, политическом консалтинге, колумнист газеты «Ведомости», ведущая передачи на радио «Эхо Москвы», автор личного видеоблога на YouTube.
"Поразительным образом современные практики занятости копируют цветущее Средневековье...", не в плане критики, какой период имеется ввиду под "цветущим Средневековьем?"
"о перекосе нашей общественной системы в сторону льготников, которые выходят на пенсию рано и с очень большими пенсиями. Это работники силовых структур и госслужащие." - тётеньку ещё ни в чём криминальном не обвинили? ... Странно, странно...
Госпожа,Екатерина Шульман, прошу внимательно изучить закон о пенсионном обеспечении гражданских государственных служащих, прежде чем высказываться, вот Ваша фраза. : "Я очень жду, когда в общественной дискуссии возникнет вопрос о перекосе нашей общественной системы в сторону льготников, которые выходят на пенсию рано и с очень большими пенсиями. Это работники силовых структур и госслужащие.". Гражданские государственные служащие работающие в федеральных территориальных органах не имеют никаких льгот, дающих право рано выйти на пенсию. С 2017 года возраст выхода на пенсию был увеличен. Кроме этого после выхода на пенсию, пенсия госслужащего оказывается ниже пенсии по старости, назначенной ПФР.
не наблюдается со стороны госслужащих как массового оттока с рабочих мест, так и протестов против этого закона. Видимо не так уж он плох.