Инициаторы пеших прогулок по Сыктывкару, члены регионального отделения Всероссийского историко-просветительского общества «Мемориал», 20 мая провели очередную экскурсию по столице республики. Ее темой стало столетие журналистики Коми. Интернет-журнал «7x7» представляет видео с прогулки.
Вели экскурсию историк Михаил Рогачёв и журналист Игорь Бобраков.
Губернские ведомости, частная типография и первая газета Усть-Сысольска
В Усть-Сысольске никогда никаких газет не издавалось — уездному городу газеты были не положены. До начала XX века, пока не вышел новый закон о печати и не были проведены реформы после революции 1905 года, в Вологодской губернии, частью которой был Коми край, выходили две газеты: «Вологодские епархиальные ведомости» и «Вологодские губернские ведомости». Усть-сысольцы их и читали, причем довольно странно: в городе не было ни одного книжного магазина и ни одного газетного киоска, и население газеты выписывало. Потом газеты передавались из рук в руки, сдавались в библиотеку, где их могли читать все желающие. Обе газеты выходили в двух частях: была официальная, где размещались указы, распоряжения, а во второй, неофициальной, печатались рассказы, краеведческие очерки, стихи, заметки.
В 1906 году в Усть-Сысольске открылась первая типография Зосимы Следникова. Он был мещанином, который занялся типографским делом в Устюге, но из-за конкуренции переехал в Усть-Сысольск. Он привез с собой наборщика и печатника. Именно в этой типографии был напечатан первый номер «Зырянской жизни». Произошло это 10 июня 1918 года.
Подробнее — на видео
Первые годы «Зырянской жизни» и споры о выпуске газеты на коми языке
«Зырянская жизнь» выходила до 1921 года. Ее редактором стал Виктор Савин. Он скептически относился к переводу печати на коми язык, за что его ругал лингвист Василий Лыткин, который тоже был причастен к изданию газеты. Савин объяснял свой скептицизм тем, что отсутствовали литеры для набора текста на национальном языке, а также тем, что аудитория газеты была небольшой. По его словам, на русском газету могли прочесть 25% населения, на коми — значительно меньше.
Газета выходила тиражом в 2 тыс. экземпляров, редакция занимала две комнаты и состояла из 4–5 человек.
Подробнее — на видео
Пропаганда, цензура и допустимая критика
При советской власти агитация и пропаганда в газетах были на первом месте. СМИ очень жестко контролировались. Это подтверждает случай, который произошел в 1939 году. В то время Яков Задов из газеты «За новый Север», которая принадлежала Коми обкому партии и публиковала все нормативные документы, не согласился с положением одного из постановлений и приписал комментарий. Скандал был на всю страну — на него даже отреагировали в КПСС. Задова осуждали всей страной, так как он противопоставил себе партии, а ведь она никогда не ошибается. Этот случай попал в учебники по журналистике, студенты изучали его вплоть до Перестройки.
Но критика все же была, и она даже поощрялась, хотя и в определенных сферах: нельзя было задеть кого-то из руководства республики, промышленных генералов, а парикмахерские, салоны, леспромхозы, не исполняющие план, — пожалуйста.
Подробнее — на видео
Столичная газета, демократия и безбашенные журналисты
У Сыктывкара долгое время собственной газеты не было, потому что город был слишком малочисленный. Поэтому горожане читали республиканские и всесоюзные газеты. Лишь в годы Перестройки власти придумали, как обойти это ограничение, — небольшие города имели право издавать вечерние газеты. Так появился «Вечерний Сыктывкар». После первых демократических выборов в совете города половина депутатов была настроена революционно, они предложили отнять газету у горкома партии. И совет проголосовал за это. В газете появились безбашенные журналисты, которые стали писать на самые разные темы и даже заниматься расследованиями — например, куда из магазинов делись пряники или яйца. Преемницей той газеты стала «Панорама столицы».
Подробнее — на видео
Проект «Пешком по Усть-Сысольску» начался в марте 2016 года. Историки, журналисты, научные сотрудники рассказывают об истории города, каждый раз выбирая одну тему. Всего состоялось более 20 экскурсий.
языковой вопрос. противники коми не могут успокоиться и используют любую возможность для нападений.
Ксенофобия -- это страх и ненависть к неизвестному, непонятному. Вытеснение коми языка будет только усиливать ксенофобию.
В решении Конституционного суда сказано, обязательное изучение коми языка способствует улучшению взаимопонимания между людьми, гармонизации межнациональных отношений.
И вообще движению вперед.
О ненависти к обязательному изучению говорят или те, кто изначально ненавидит и хочет чтобы все ненавидели. Или те, кто извлекает из ненависти политические дивиденды.