В Костроме, как и во многих других российских городах, 5 мая прошла акция «Он нам не царь», приуроченная к инаугурации президента Владимира Путина. Акция не была согласована, — чиновники отказали активистам в заявленных площадках под предлогом того, что там на это время уже запланированы мероприятия. Корреспондент «7x7» проверил площадки, куда не пустили сторонников Алексея Навального.
Как готовились к акции
Костромские организаторы акции «Он нам не царь» в 9 часов 20 апреля (по закону это предельно ранний возможный срок подачи заявки на митинг) подали в администрацию города пять заявок на пять разных площадок: Центральный парк, площадь Октябрьская, площадь Мира, площадь архитектора Рыбниковой и Сусанинская площадь. По всем заявкам мэрия отказала. Как следует из ответа чиновников, на площади Сусанинской у памятника Ивану Сусанину по областному закону №319-5 «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Костромской области» запрещено проводить собрания, митинги, демонстрации и шествия.
По остальным четырем площадкам мэрия сообщила заявителям: «Указанные вами для проведения публичного мероприятия место и время совпали со временем и местом проведения ранее запланированного публичного мероприятия в форме пикетирования». По утверждению чиновников, все заявки на пикеты были поданы 19 апреля в период с 9:20 до 15:00. В качестве альтернативной площадки для митинга всем четырем заявителям предложили одно и то же место на окраине города — у стелы в районе дома 142 по улице Ленина. Организаторы на него не согласились.
На месте сбора участников акции «Он нам не царь» в Ботниковском сквере напротив костромской мэрии волонтеры детской общественной организации «Поколение» раздавали прохожим георгиевские ленточки. Один из чиновников горадминистрации обвинил митингующих в том, что они мешали волонтерам. Те не стали спорить и решили прогуляться до площади Октябрьской.
Про обещанные пикеты
Когда участники акции дошли до площади Октябрьской, там стояла пикетчица с двумя плакатами «К новым победам в труде и спорте!» и «Все мировые рекорды должны быть нашими!». Корреспонденту «7х7» девушка представилась Еленой Исаковой и сообщила, что начала пикетирование в два часа, а закончить планирует, когда устанет стоять. На вопрос, когда она подавала заявку, пикетчица ответила, что еще в апреле, точное число она не вспомнила. Как выяснил корреспондент «7x7», Елена Исакова — директор муниципального бюджетного учреждения «Дом детского творчества Костромы „Жемчужина“».
Чиновница костромской мэрии подошла к молодому человеку, державшему плакат с надписью «Весна», и сказала, что собравшиеся на несогласованную акцию люди мешают проведению согласованного пикета. Молодые люди подошли к пикетчице и заверили ее, что они тоже любят спорт и выступают за здоровый образ жизни.
Поскольку пикет проходил в центре площади, а участники акции «Он нам не царь» стояли на краю, они посчитали, что не создавали помех пикету.
По окончании акции «Он нам не царь» корреспондент «7х7» обошел еще три площадки, на которых, по информации мэрии, с 14 до 18 часов тоже должны были проходить пикеты.
В Центральном парке перед памятником Ленину никаких мероприятий не было. В 17 часов на одной из аллей парка воспитанники детского морского центра начали репетицию шествия на 9 мая.
Площадь архитектора Рыбниковой пустовала.
Не было пикетчиков и на площади Мира. Водитель автомобиля частного охранного предприятия, весь день дежуривший на площади, сказал, что в течение дня никаких акций он не видел.
108 часов на хранение
Правозащитник, гражданский активист, член Альтернативной общественной палаты Костромы Виктор Епифанов рассказал, как оспаривали отказ городских чиновников в согласовании акции 1 мая:
— Мы проверили, проводился ли пикет гражданкой Надеждой Сергеевной Крот, из-за которого отказали в согласовании нашей акции [Надежда Крот работает заведующей сектором общественных молодежных инициатив и молодежных объединений областного комитета по делам молодежи]. Оказалось, никакого пикета не было. Мы попытались установить, приходила ли в мэрию заявительница пикета в тот день и в то время, когда якобы от нее была подана заявка. Через суд попытались истребовать запись с камер видеонаблюдения, на которых должна была быть запечатлена гражданка Крот и чиновник, который занимается регистрацией заявок. Но мэрия представила суду бумагу, что видеозапись хранится всего 108 часов, поэтому фрагмент на интересующую нас дату и время уже уничтожен.