По решению суда, 17 апреля Роскомнадзор начал блокировать Telegram. Мессенджер практически не пострадал и продолжает работу, используя всевозможные методы обхода блокировки. Попутно Роскомнадзор заблокировал около 16 миллионов IP-адресов. Редакция «7x7» собрала мнения активистов, журналистов и блогеров на эту тему.
«Свет выключен, идите спать»
Писатель Дмитрий Галковский уверен, что блокировка Telegram — вторжение в личную жизнь, от которого люди отвыкли:
— Причем это вторжение никак не объясняется, хотя бы на уровне элементарной «складности». Все на уровне «вырубим тебе телефон, потому что по нему хулюганы хулюганят». Но процесс пошел дальше. Telegram решили ломать с корнем и уже перекрыли доступ миллионам пользователей массовых онлайн-игр. Типа «свет выключен, идите спать». А вот это уже «сухой закон», с которого начался триумфальный крах не только руководителя КПСС Горбачева, но и всей правящей верхушки.
Кировский блогер Игорь Олин солидарен с Галковским:
— Требование к мессенджеру сопоставимо с тем, как если бы каждому россиянину велели надеть на лоб видеорегистратор, чтобы дотошно фиксировать отсутствие в действиях правонарушений и аморальных поступков. Если уж спит, так с женой. Только вот статью 23 Конституции РФ, может быть, тоже нужно выполнять («Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения»)? Ведь эта норма возникла не с целью щелкнуть по носу любопытного соседа, а из неприглядного опыта государственного вмешательства в личную жизнь граждан.
Юрист из Кирова Антон Долгих написал:
— По моему мнению, действия Роскомнадзора, в результате которых оказались заблокированы миллионы IP-адресов, так или иначе пострадали добросовестные интернет-ресурсы, не основаны на решении суда и являются самоуправством.
О том, что блокировка Telegram дискредитирует государство, написала журналист и писатель Марина Юденич:
— Государство в наш просвещенный век не должно злоупотреблять своим правом запрещать что-либо своим гражданам. Разумеется, если это что-то прямо не оговорено в законе. Право запретить что-то сверх оговоренного законом у государства, вне всякого сомнения, есть. Ну мало ли как обернется жизнь, времена нынче стоят неспокойные.
«Деградация Telegram»
Утром 18 апреля глава Роскомнадзора Александр Жаров отчитался о проделанной работе. Главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов прокомментировал его заявление:
— Самое важное, что сегодня сказал Жаров: «Деградация Telegram на данный момент составляет 30%». Все эти ковровые бомбардировки нужны для уменьшения числа пользователей. На вторые сутки глава РКН Жаров решил озвучить данные, потому что дальше молчать о своей эффективности было бы нелепо. Тем более, все открыто пишут про твою неэффективность. Поэтому Жаров говорит про 30%. Причем очень неконкретно. И это намеренно. Он хочет, чтобы его слова выглядели как «Telegram сократился на 30%», но сказать совсем напрямую он не может. Все будут еще больше смеяться и прыгать на голове, да еще и с графиками. Поэтому и деградация. Как хочешь, так и понимай. Есть надежда, что товарищ генерал из спецслужб поймет, что треть Telegram уничтожена.
Журналист Максим Кононенко акцентировал внимание на другой фразе Жарова, в которой глава Роскомнадзора сказал: «Если бы у администрации Telegram было намерение сотрудничать, они вступили бы в диалог с ФСБ. Но этого диалога нет, все общение идет в одну сторону. Мы отправляем запросы, но ответа не получаем»:
— Понимаете? Telegram заблокировали не за то, что он не дал ключи [которые ФСБ само могло получить]. А потому что они не вступают в диалог с ФСБ. Ну тогда так и должно быть написано в решении суда: заблокировать за то, что не в вступают в диалог. За то, что не уважают. А еще он говорит «мы», имея в виду ФСБ. Ну, мы так и думали.
«У Роскомнадзора ни черта не выходит»
Журналист и ведущий радио «Эхо Москвы» Александр Плющев написал, что единственная цель Роскомнадзора при блокировке мессенджера — возможность отчитаться перед ФСБ, правда, для этого придется заблокировать весь интернет:
— Обратите внимание, что Telegram выигрывает не просто в сражении за доступность, речь идет о доступе без средств обхода. То есть так, что кто угодно не может не заметить, что у Роскомнадзора ни черта не выходит. И даже если они в конце концов забанят весь зарубежный интернет, Telegram останется доступен через VPN, прокси и так далее. Вчерашний день показал, что даже в условиях, когда блокировки настигли Telegram, его трафик не упал, а популярность возросла.
Блогер Илья Варламов попросил распространять информацию:
— Дуров, конечно, ох****ый. Россия будущего против всякой болотной слизи, которая пытается затащить нас в ад. Скачивайте Telegram, устанавливайте VPN, рассказывайте родственникам и друзьям, что делать!
Политик Дмитрий Гудков считает, что в России окончательно наступил СССР:
— На новом витке — но наступил. Самиздат, тамиздат, глушилки, вражеские голоса, антисоветские анекдоты — все это мы уже смогли повторить. У меня только одна просьба, куда-то в небесную канцелярию: а можно мы как-то оперативно пролистаем следующие страницы? С пустыми полками в магазинах, выездными визами, мором генсеков — и сразу перейдем к «Лебединому озеру»? Все равно же им все кончится.
Правозащитник Олег Козловский считает, что блокировка Telegram должна послужить устрашению для других мессенджеров:
— Но вряд ли это сработает. WhatsApp не сможет выдать ключи при всем желании, так как там сквозное шифрование везде, и ключей на серверах просто нет. Да и желания такого у них не возникнет. Цукербергу нужно быть полным идиотом, чтобы сейчас сотрудничать с ФСБ. Тем более, никаких ключей не даст Signal.
Что дальше
Чиновники продолжают пользоваться Telegram, используя средства обхода, написала кировская журналистка Елена Жолобова:
— Теперь им, а не нам, придется постоянно делать вид, что они не в курсе того, что здесь пишут. Это им, а не нам придется каждый раз метаться между необходимостью прокомментировать какой-то болезненный для них вопрос и желанием «не спалиться» на чтении запрещенного мессенджера. Это их загнали в подполье, а не нас. Вот ведь как история может выворачиваться. То-то же.
Как будут разворачиваться события дальше, предлагает представить медиаменеджер из Владимира Алексей Шляпужников:
— Пройдет волна блокировок, все устаканится, вернут процентов 10 заблокированных адресов гугла и амазона. И все? А если цифровые партизаны не захотят закапывать обратно только что настроенные арсеналы? А, например, те из них, которые админы, возьмут да и начнут в одностороннем порядке блокировать ресурсы того же Усманова во вверенных им сетях? И что тогда?
а мне вообще это пофиг,никогда не пользовалась этой штукой,не нужен мне этот телеграм и ещё сто лет не понадобится!Проживём без этого,жили же без него,и нормально было.
Без Телеграм'а вы конечно проживете, но когда эта власть вам воздух перекроет, то придется лечь и разложиться ...
А пока сайт семьнасемь открывается только через VPN.
Тоже? Ну, слава Богу! А я уж думал, что злобная редакция мой IP заблокировала :)
Тужилис-тужились, а толку? Телеграм работает, а сам интернет с перебоями