Россельхознадзор 29 марта 2018 года ввел дополнительные ограничения на ввоз белорусских молочных продуктов. Об ограничениях впервые объявили 22 февраля 2018 года, но потом их дважды откладывали — на 6 и 15 марта. По информации ведомства, причина запрета — обнаружение в белорусской продукции антибиотиков и ее фальсификация. Пойдут ли ограничения на пользу российским производителям молочной продукции и жителям Смоленска, выяснял корреспондент «7x7».
«Как правило, предприятия публично не признают проблемы»
— Под запрет попали отдельные предприятия, в том числе те, которые поставляют в Россию и готовую молочную продукцию, и сырье, — пояснила корреспонденту «7x7» официальный представитель Россельхознадзора Юлия Мелано. — Выявленные антибиотики могут крайне негативно отразиться на здоровье человека, включая аллергии, отравления и иные негативные последствия. Как правило, предприятия публично не признают проблемы. Но инспекции этих предприятий подтверждают несоблюдение ими ветеринарно-санитарных требований.
В санкционных списках Россельхознадзора оказались заводы акционерных обществ «Молоко» и «Милкавита» — производители наиболее популярных в Смоленске белорусских брендов. Введение ограничений через несколько дней отразилось на молочных прилавках. Прежде всего покупатели заметили нехватку пакетированного белорусского молока ценой от 30 до 45 руб.
Молоко производства местной компании «Промконсервы» (бывший «Руднянский молочноконсервный комбинат»), не пользовалось такой популярностью. В 2017 году эту компанию обвиняли в производстве продукции с нарушением технического регламента Таможенного союза. Дозвониться до компании «Промкосервы», чтобы узнать их мнение о ситуации, корреспонденту «7x7» не удалось. Молчали и телефоны, номера которых указаны на пачках молока, и телефон горячей линии.
«У нас очень много фальсификата»
По мнению начальника отдела продаж Починковского СППК «Васьковский», также поставляющего молочную продукцию в магазины Смоленска, прекращение поставок из Белоруссии будет временным — как только соседи исправят нарушения, белорусское молоко вернется:
— Естественно, запрет окажет положительное влияние на местного производителя. Мы сейчас рассматриваем новые предложения о сотрудничестве. Но объем поставляемой продукции из республики Беларусь наш местный производитель не сможет никак перекрыть.
В торговых сетях Смоленска корреспонденту «7x7» рассказали, что про запрет знают, но проблемы в этом не видят.
— Мы и так работаем с местными производителями, новых поставщиков молока у нас не появилось, — сообщила менеджер по закупкам молочной продукции смоленской сети супермаркетов «Лаваш» Ирина Викулова. — Конечно, у нас в сети лучше продается белорусская молочная продукция. На данный момент запрет распространяется не на всех белорусских производителей молока, поэтому никакой проблемы мы сейчас с поставщиками не испытываем. Я думаю, что у смоленских покупателей доверие к качеству белорусской продукции больше, чем к российской. Покупатели, наверное, еще со времен СССР считали, что в Белоруссии все натуральнее и лучше. У нас очень много фальсификата, поэтому люди, естественно, уже не верят, что российская «молочка» чистая. К тому же, белорусская «молочка» и стоит намного дешевле, чем российская.
— Про запрет слышали, — прокомментировала ситуацию эксперт по качеству магазина «Пятерочка» Олеся Лазарева. — Очень долго не было белорусского молока, где-то на протяжении 30 дней поставки были прекращены. Был небольшой дефицит. Потом поставки возобновили. У покупателей, наверное, молочная продукция из Белоруссии больше востребована, чем нашего производителя, потому что цена ниже.
«С каждым годом мне все хуже и хуже живется»
Корреспондент «7x7» поговорил о сложившейся ситуации с фермером из Руднянского района Николаем Озолиным, который поставлял свое молоко, в том числе, и для компании «Промконсервы».
— Этот запрет что-то вроде торговой войны. Россельхоз вводит какие-то запреты, но люди приходят в магазин и покупают белорусское молоко. У меня, конечно своя ферма, но если приходится покупать кефир в магазине — я покупаю только белорусский.
По словам фермера, исчезновение белорусского молока с прилавков никак не поможет смоленским производителям.
— Конечно, когда приходишь на базар, а там ничего нет, а ты приносишь свое ведро молока, твое ведро молока заберут. Но надо учитывать, что и покупательская способность людей сейчас падает, а привозное белорусское молоко — дешевле. Мое молоко сейчас предлагают по 18 рублей — это потолок. Я фермер 25 лет, и с каждым годом мне все хуже и хуже живется. Когда премьер-министром стал Примаков, я здесь в деревне почувствовал, что что-то изменилось в стране. У меня два стада коров, я их стал доить, и молоко покупали. А с тех пор, как сняли Примакова, становилось все хуже и хуже. Уже сложились эти рынки, и лучше мне никакие запреты не сделают.
Озолин уверен, что 85% отечественной молочной продукции фальсифицировано, и она, кроме молока, содержит различные добавки, а остальные 15% выпускают маленькие перерабатывающие заводы:
— Я знаю производителей, им молоко привозишь, и они только из молока и делают. Эта продукция, конечно, и дороже немножко, основная часть ее уходит в Москву. В прошлом году я был в Анапе. Там, где перешеек, и строится Крымский мост, на берегу моря стоят огромные резервуары. У нас в таких горючее хранится, не знаю сколько тысяч там кубов. Стал выяснять у местных, что это такое — а там завод. К нему подведена железная дорога и автострада — привозят пальмовое масло и сливают его там, затем развозится по России.
«Нет нужного количества поголовья скота»
Николай Озолин сказал, что в Смоленской области не хватает своего масла и молока потому, что нет достаточного поголовья скота:
— Несмотря на то, что кто-то отчитывается, что мы доим 4 тысячи литров молока в день, этого и близко нет. Наши коровы чуть больше 2 тысяч литров дают молока в день. Если узнать, сколько коров у нас в области, и сколько они дают молока, и какое население в области, получится, что у нас гораздо меньше молока, чем надо, мы сами себя не обеспечиваем. В Белоруссии ситуация лучше, у них не было такого резкого снижения поголовья как у нас, а еще через Белоруссию идет литовское и латвийское молоко.
По словам Озолина, в советские времена Смоленская область также не могла себя полностью обеспечивать молоком, несмотря на то, что село процветало, и в каждом селе была своя ферма:
— В годы учебы в Смоленском филиале Тимирязевский сельскохозяйственной академии мы проходили практику на Смоленском молочном заводе «Роса» (завод закрыли в 2014 году). Это был 1982 год, пик застоя, тогда область производила много молока. На заводе лежали мешки с красивыми иностранными надписями — французское сухое молоко. В зимний период не хватало молока и смолянам продавали разведенное французское.
«Это какая-то шизофреническая история»
Бывший директор торговых сетей «Пятерочка» и «Карусель», предприниматель Дмитрий Потапенко сказал корреспонденту «7x7», что в случае с белорусской молочной продукцией речь идет о торговой войне:
— Они [торговые войны] организуются исключительно в рамках экономического пространства и не связаны ни с какой защитой прав потребителей, населения, потому что здесь это никого особо не волнует. Поэтому говорить, что там какие-то антибиотики, микробиология — микробиологию можно найти везде. Дайте мне любой товар, и я его забракую, потому что там микробиология. Помогать местным производителям, не ввозя чего-то — это какая-то шизофреническая история. Это все равно что мне с кем-то соревноваться в беге, обрезав мне ноги. Это кому-то поможет быстрее бегать? Нет, просто он станет чемпионом на ровном месте.
Реклама. Любой товар во время транспортировки помещают в специальную упаковку. Это дает гарантии на его сохранность. Упаковка в Хабаровске представлена от АО "Хабаровская краевая типография" (ОГРН: 1132722001246, Адрес: 680038, Хабаровск, Серышева, 31). Более детально ознакомиться с ассортиментом можно на сайте http://ktip.ru.