Эколог Анна Головина в 2014 году продала свою квартиру в Ярославле и купила домик в деревне. Через четыре года она устроила встречу для тех, кто мечтает переселиться ближе к природе, как и она. По ее мнению, эксперимент с переездом удался. Корреспондент «7x7» побывал в гостях у Головиной и узнал, что сподвигло ее бросить привычную городскую жизнь.
Встреча для желающих переехать
12 января Анна Головина собрала несколько десятков человек, которые хотели узнать о переезде в деревню.
— Четыре года назад я продала свою городскую квартиру, купила дом в деревне и машину, теперь строю второй дом на участке. Развожу пчел и куриц. Год назад решила, что могу рассказать о своих успехах людям, — с этого начала эколог свой рассказ о жизни в деревне бывшего горожанина.
По ее мнению, столько собравшихся — это еще вершина айсберга, в 2014 году социологи Высшей школы экономики насчитали 30% горожан, которые готовы уехать в деревню, если там будут необходимые блага цивилизации. Людей, которые бросают городскую жизнь и переселяются на село, принято называть дауншифтерами [согласно Википедии, дауншифтинг — это жизнь ради себя]. Есть более научное название процесса переселения из мегаполисов — рурализация. Самый известный и медийный переселенец в деревню — это бывший олигарх и банкир Герман Стерлигов, который переехал в подмосковную деревню еще в 1990-х.
— Я помогаю в деятельности общественному совету по экологии при губернаторе и, к сожалению, обременена знаниями по экологии города, — объясняет свой переезд Головина. — У меня в голове соединились две мысли — хочется быть поближе к природе и подальше от города. Потому что реально немного страшно. Это не только мое эгоистическое желание себя спасти, я хочу рассказать, что есть альтернатива и везде есть свои плюсы и минусы.
Анна Головина считает, что ей повезло с выбором домика в деревне, хотя она и выбирала его, основываясь на трех критериях — цене, удаленности от Ярославля и наличниках, они очень понравились переселенцу. На самом деле она рекомендует учитывать больше факторов при выборе нового жилья — тут важны и соседи, особенно те, у которых есть трактор, важно, чтоб вокруг дома росли деревья — иначе будут задувать ветра, которых в городе не чувствуешь. Важно, чтобы дом стоял на пригорке — весной эколог обнаружила, что на границе ее участка разлился еле заметный до этого ручей. Самым отчаянным переселенцам она не советует отказываться от электричества — в быту без него никак, даже если блага цивилизации очень надоели. Плюсом будет, если на участке уже растут плодовые деревья и кустарники. Нужен колодец, пригодятся теплицы. А в ее случае еще хорошо, что сельская администрация периодически расчищает дорогу до деревни.
Напоследок для аудитории эколог рассказала и о своих способах заработка — это и услуги фрилансера, и организация раздельного сбора отходов на музыкальном фестивале, а с недавнего времени она открыла у себя на участке древесный питомник. При этом во время жизни в деревне, по ее словам, несколько меняется отношение к деньгам:
— Можно неделю жить на 100 рублей. Вроде деньги кончаются, но ничего страшного не случилось — ты же живешь на всем готовом.
Некоторые проблемы, по сравнению с городскими, и вовсе переворачиваются на 180 градусов — горожанам важны зеленые насаждения, а в деревне важно не зарасти травой в человеческий рост. Городские выкидывают кучи мусора ежедневно, а в деревне почти нет отходов — что-то сжигается в печи, органика идет на компост, остальное используется в хозяйстве. Головина регулярно сдает вторсырье в ярославский «Экомобиль».
В гостях у эколога в деревне
На следующий день Анна Головина принимала журналистов уже у себя дома. Она живет на окраине небольшой деревеньки в 20 км к северу от Ярославля. Напротив ее дома стоит заброшенная полуразвалившаяся церковь, на 40 соток земли раскинулся ее участок — там стоят ульи, курятник, колодцы, огороды и два деревянных дома — один старый, с наличниками, другой новый, еще недостроенный. На месте огорода из земли торчат ростки — это питомник деревьев редких пород. Там растут красный дуб, маньчжурский орех, сибирская лиственница, сахаристый клен и другие редкие для Ярославской области породы.
В доме с Головиной живут шесть кошек и собака, топится русская печь. Друзья помогли ей обзавестись всем этим хозяйством — деревенский дом помогала выбрать подруга, первый улей подарили друзья, а новый дом помогает строить друг и единомышленник Андрей — он тоже переехал в деревню и делится опытом с новичками, а мать делает из собранных на огороде ягод варенье. Эколог принципиально не ест мяса, даже умершую курицу похоронила в земле.
В деревне все друг друга знают — появление Головиной не оставило никого равнодушным, она со всеми смогла договорится. В тяжелой работе ей помогает сосед, который пристрастен к алкоголю, зато его она может забрать на машине из соседней деревни, если переберет спиртного. Соседка зовет ее к себе в баню, а владельцы тяжелой техники помогут вытащить застрявшую машину.
Активистка считает, что хорошо ладит с деревенскими людьми, потому что похожа на них по складу духа:
— Есть история про то время, когда я еще только приехала сюда. К нам с подругой приходят три мужика с винтовками. Они были немного в подвыпившем состоянии. И говорят нам: «Девчонки, вы больше по этой дороге не ездите». А дорога — единственное, по чему можно было проехать до дома. Мы приуныли, но сказали «Хорошо». После этого познакомились с ними, разговорились, они сказали, что это их дорога, потому что они ее строили. А у подруги была Subaru — тяжелая машина, по мнению мужиков. Мы их очень испугались, но выяснилось, что мужики провели себе дорогу по своим частным территориям, а сами шли с ружьями потому, что хотели подстрелить сбежавших от соседей кроликов, которые погрызли чьи-то овощи.
Не все так радужно
Анна Головина уверена, что во многом ей очень повезло. Так бывает не со всеми переселенцами — конезаводчиков, которые поселились в Даниловском районе Ярославской области, не взлюбили местные жители — они перекрывали им дорогу шлагбаумом, местная администрация строила бюрократические козни. Головина как общественник тоже не со всеми нашла общий язык — ярославские «борцы с сектантами» считают, что раз к ней на экологические мероприятия приходят кришнаиты, а региональное отделение движения «Мусора. Больше. Нет» не имеет юрлица, значит, ее движение похоже на секту. Недоброжелатели звонили собственнику помещения, в котором проходила встреча для желающих переехать из города, спрашивали: «Почему вы сдаете актовый зал сектантам?». У владельца офиса хватило воли не поддаться на такие уговоры.
2017 год был объявлен российскими властями Годом экологии. «7x7» опросил экспертов-экологов в регионах, как они оценили его итоги.
В ноябре 2017 года Общероссийский народный фронт выпустил рейтинг экологического развития городов за 2016 год — Ярославль занял в нем 12-е место, но Анна Головина скептически отнеслась к таким результатам.
Реклама. Собираетесь переезжать? Интересует перевозка мебели? Компания «Транс Мувинг» поможет ам осуществить переезд быстро и комфортно. Больше информации на сайте www.trans-moving.com.ua. У нас есть большой автопарк автомобилей на ваш выбор.
Тоже хотим семьёй переехать жить в деревню , но уже два года не можем продать квартиру , так обидно .
И что вы там будете делать?
ОФК деградировать, что там еще можно делать?
А в городе интеллигенция живёт.. Порой в городе просто нелюди, человеческие отбросы живут
Молодец !!
Предки многих современных горожан деревенские люди, вынужденные в силу разных причин покинуть свои пенаты и переселиться в города. Но гены никуда не делись и теперь тоже в силу разных ( причем, иногда совершено других) причин их потомков тянет назад к земле. Если бы наше правительство (на всех уровнях) состояло не из идиотов, мошенников и малограмотных бездарей, то оно серьезно отнеслось бы к этой тенденции и использовало бы ее для возрождения погибающей русской деревни по всей территории страны, а не только показушными наделами дальневосточного гектара. Но они больше думают о своей недвижимости на Западе, чем о заброшенных деревнях и разрушенной сельской жизни на родине.
Вот , хотели найти, как доехать до села Короблево Смоленской области Шумячского района, посмотреть родину отца, но не понятно, ходят ли автобусы от Смоленска, может, села уже нет? А хотелось бы увиметь, отца давно нет, а душа болит. Может, кто-нибудь что-то знает о селе?
В деревню? Зачем негосударству оно? Там специально закрывают медпункты,школы-экономят разворовыванный бюджет...всех сгоняют в города...так легче быдло контролировать...а вы -в деревню....
Так и едят в деревню что не быдло
Анечка молодец.Желаю удачи во всех начинаниях. Моя бабушка Вера прожила в Тутаеве, на левом берегу без воды (с колодцем), без канализации и без газа до 86 лет. Умерла от возраста без онкологий, инсультом и инфарктов.Из пяти её детей только последняя осталась жить в этом доме. Остальные в Ярославле. Недавно были мы у них в гостях. Так соседка нашей тетки в 84 г. морковку сеяла, живая как лань.