В Сыктывкарском городском суде 9 января по делу бывшего руководителя администрации Сыктывкара Романа Зенищева, которого обвиняют в получении взятки от аффилированных с автоперевозчиками предпринимателей, свидетели рассказали о том, как готовилась документация для конкурса на пассажирские перевозки и почему все маршруты достались исключительно «Сыктывкаравтотрансу». На заседании побывал корреспондент «7x7».
Подготовка документации
Первым допросили Евгения Сидорова, который с декабря 2006-го по апрель 2007 года работал начальником отдела по транспорту мэрии Сыктывкара, а в 2008-м несколько месяцев возглавлял управление ЖКХ. Он рассказал, что на работу в администрацию города его пригласил первый заместитель мэра Сергей Гераймович, который поставил задачу организовать конкурс на организацию пассажирских перевозок по муниципальным автобусным маршрутам. По словам Сидорова, до его прихода мэрия заключала с перевозчиками прямые договоры, в то время в городе работало несколько предприятий по разным маршрутам. Новая система подразумевала одну компанию, в распоряжении которой находились бы все маршруты. Эта компания могла бы заключать договоры с другими перевозчиками, если у нее было недостаточно собственного транспорта.
Евгений Сидоров рассказал, что именно он совместно со специалистами своего отдела готовил документы для конкурса. За основу они взяли положение Минпрома Коми, который уже проводил конкурсы для межмуниципальных перевозок. В качестве критериев для определения победителя они использовали лицензионные требования для автотранспортных предприятий, прописанные в законодательстве. Всю конкурсную документацию после этого проверили юристы.
По условиям конкурса, победить должна была одна компания, так как все маршруты разыгрывались одним лотом. По словам Сидорова, возможно, это и было некоторое ограничение конкуренции, но оно не являлось нарушением закона — органы местного самоуправления были вправе сами определять, как организовывать транспортное обслуживание населения на своей территории. На конкурс были поданы две заявки. ООО «Эмбур» не допустили из-за отсутствия всех необходимых документов, победителем стало ОАО «Сыктывкаравтотранс».
Прокурор поинтересовался, кем была поставлена задача разыграть маршруты одним лотом через конкурс. Евгений Сидоров ответил, что ему об этом говорил Сергей Гераймович, а тому — мэр Сыктывкара Роман Зенищев. Но идея, считает он, исходила из правительства республики, в частности, из Минпрома. Это подтверждает постановления республиканского правительства, в котором муниципалитетам предлагают организовать конкурсы на пассажирские перевозки.
Адвокат Зенищева спросил у свидетеля, какова была цель конкурса, но Евгений Сидоров не смог ее вспомнить. Во время изучения конкурсной документации выяснилось, что конкурс проводился не для выбора единственного перевозчика, а для определения управляющей компании, в обязанность которой входили бы организация перевозок и контроль за качеством оказания услуг индивидуальными предпринимателями и фирмами, с кем «Сыктывкаравтотранс» заключил договоры.
После проведения конкурса Евгений Сидоров вернулся на прежнюю работу — в республиканское предприятие «Парк».
Заранее известный победитель
По видеоконференцсвязи из татарского села суд заслушал показания Александра Москвина, который в 2000–2007 годы работал специалистом отдела транспорта мэрии Сыктывкара. По его словам, он участвовал в подготовке документов для конкурса, но все его предложения в итоге были отвергнуты. Кроме того, он занимался разбивкой маршрутов и описанием предприятий, которые бы работали по договорам с «Сыктывкаравтотрансом». Москвин заявил, что победитель был заранее известен, а работающие на тот момент в Сыктывкаре ООО «Эмбур» и КРО «Парма-Лайн» не пройдут.
В отличие от Сидорова Александр Москвин сказал, что на конкурс выставлялось несколько лотов с разными маршрутами, а у конкурсной комиссии были документы, в которых перечислялось, какие рейсы отойдут предприятиям. Он также уверен, что распределять маршруты можно было только по конкурсу, а не на основании договора между мэрией и компаниями. Сидорова он назвал человеком, специально приглашенным для проведения конкурса, после которого он сразу же уволился. В подтверждение своих слов он сказал, что на прежнем месте работы у Сидорова зарплата якобы была выше.
Указания свыше
По видеоконференцсвязи суд связался с Антоном Воробьевым, который сейчас живет в Рязани, а ранее занимал должности в мэрии Сыктывкара — сначала был начальником правового управления, затем стал заместитель мэра, а потом и первым вице-мэром. Во время проведения конкурса он не курировал это направление, поэтому не смог ответить на вопросы гособвинителя и адвоката по поводу того, как готовилась документация, как проводился конкурс и почему выиграл «Сыктывкаравтотранс». Тем не менее он отметил, что указания по поводу деятельности автотранспортных предприятий поступали свыше, но они заключались в том, чтобы все они продолжали свою работу.
Бывшего мэра Сыктывкара Романа Зенищева приговорили к девяти годам колонии строгого режима за взятку, растрату и злоупотребления полномочиями в конце 2015 года. Позже его обвинили в том, что он за деньги представлял выгодные маршруты автотранспортным предприятиям города, и завели на него еще одно уголовное дело. Часть свидетелей, выступивших в суде, считает, что деньги предназначались на предвыборную кампанию «Единой России», которую курировал бывший первый замглавы республики Алексей Чернов.
Неужто сомневались,ясно куда Зенищев в люве деньги носил-всем давно это известно,только суд этого не знает
Кому Зенищев деньги в «клюве» носил, еще будет устанавливаться. Однако не менее важно, кто именно эти деньги ему в «клюв» вкладывал….
Один из таких «благодетелей» уже сознался. Это Юрий Бондаренко, уже осужденный Верховным судом Республики Коми по другому уголовному преступлению. Этот уголовник уже сообщил в судебном заседании, что за предыдущие годы Зенищеву было передано 5 миллионов рублей. И делали это Николай Шлопов и Юрий Бондаренко.
Теперь дело за правоохранительными органами…..
Терпеливо ждем. Расследование тяжких преступлений, к которым относятся дача взяток в особо крупных размерах за принятие заведомо незаконных решений по сговору с преступной группой лиц, является той основой КОРРРУПЦИИ, без которой не возможна сама КОРРУПЦИЯ.
И потому, преступления уголовного преступника Юрия Бондаренко и его сообщников по фактам дачи взяток Зенищеву в особо крупных размерах, в чем сам Юрий Бондаренко сознался в судебном заседании, должны быть расследованы с особой тщательностью.
я помню в 2002-м году Зенищев и Гераймович были хорошими друзьями.Вовремя Гераймович смылся