Карельские журналисты рассказали о своем новом расследовании «Переписать Сандармох». Презентация состоялась в арт-пространстве «Агрикалча» в Петрозаводске 26 декабря 2017 года.
Журналист Анна Яровая рассказала, как появилась идея расследования и насколько трудно было выяснить, кто и зачем пытается изменить историю расстрелов и захоронений в Карелии.
В своем выступлении Анна Яровая объяснила основную мысль расследования «Переписать Сандармох»: почему новые версии о захоронениях в Сандармохе возникли только сейчас, через 20 лет после открытия мемориала, и связано ли это с политическими трендами или только с научным интересом.
— Было предложено установить мемориал погибшим военнопленным в Сандармохе. Это главная, на мой взгляд, мысль, — сказала Анна Яровая в конце презентации. — На вопрос, зачем, прозвучал ответ: «Ну, у нас нигде в Карелии нет знака погибшим военнопленным во время оккупации. — Почему именно в Сандармохе? — Там, возможно, могли расстреливать». И второй момент, который меня очень поразил, это слова профессора Сергея Веригина о Катыни во время нашей с ним беседы: «Мы не бросаем тему Сандармоха, но вы ведь знаете, это как в Катыни — сначала НКВД там проводил расстрелы, потом немцы. В одном месте. И захоронения в одном».
О том, в чем разница между Катынью, местом, где НКВД расстреляло польских военнопленных, и белорусской деревней Хатынью, которую полностью вырезали немецкие войска, и как все это перекликается с Сандармохом, рассказал археолог, руководитель центра «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке, член Петербургской комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв Анатолий Разумов.
На встречу также пришли эксперты по военной истории, журналисты и петрозаводские общественники.
Расследование «Переписать Сандармох» было опубликовано 13 декабря, в день годовщины ареста Юрия Дмитриева, который открыл место массовых захоронений жертв политических репрессий в Карелии в 1997 году. В 1937—1938 годах в Сандармохе были убиты более 7000 человек.
Почти через 20 лет после открытия урочища петрозаводские историки заявили, что в Сандармохе вместе с расстрелами 1930-х годов во время Великой Отечественной войны также могли убивать и хоронить советских пленных. Гипотеза ученых привела к большой дискуссии в научной среде, привлекла внимание российских и финляндских СМИ. Историки, общественники и поисковики заинтересовались загадочными рассекреченными документами, на основе которых была выдвинута гипотеза — авторы сенсации публиковать их не спешат.
Анна Яровая собрала десятки мнений и фактов у российских и финских ученых, чтобы проверить, насколько жизнеспособна гипотеза о новых расстрелах в Сандармохе и ответить на вопросы: кто и зачем продвигает новую версию случившегося.