Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. «Крестьяне просто переставали работать, когда вступали в колхозы». В Национальной галерее Коми прошла лекция «90 лет коллективизации»

«Крестьяне просто переставали работать, когда вступали в колхозы». В Национальной галерее Коми прошла лекция «90 лет коллективизации»

Историки рассказали, почему советская интеллигенция не заметила голода, косившего целые деревни в начале 30-х годов

Елена Соловьёва, фото Виктора Кокарева
Фото Виктора Кокарева
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В Национальной галерее Республики Коми 2 декабря состоялась лекция, посвященная 90-летию коллективизации в России, во время которой выступили сыктывкарский историк Михаил Рогачёв и доктор исторических наук, директор издательства «Нестор-история» Сергей Эрлих. На лекции побывала корреспондент «7x7».

Михаил Рогачёв рассказал, что в ранние годы советской власти колхозов не было, а были коммуны, в которых становилось общим все, включая подушки и столовые приборы. Несколько построек, в которых жили коммунары, сохранились и в Коми, одна из них — в селе Межадор.

— Это было общежитие для работников Коми научного центра, которые ездили туда на сенокос в советские времена, я там тоже бывал, — уточнил он.

Сергей Эрлих в своем выступлении сделал упор на историческую память и рассказал, что у коллективизации как у исторического явления были свои предпосылки. Он процитировал английского историка Арчибальда Тойнби, который в своей книге «Постижение истории» первоначально планировал внести в список цивилизаций и русскую, но не сделал этого, так как посчитал, что именно коллективизация ее уничтожила. Эрлих рассказал, что в 1932–1933 годах массовое и во многом насильственное объединение крестьянских хозяйств в колхозы стало причиной голода. Потери от него составили по приблизительным подсчетам не менее 6 миллионов человек.

«7x7» приводит выдержки из выступлений историков.

 

Михаил Рогачёв

 

Причины коллективизации

Проводить коллективизацию планировали постепенно, но в 1929 году Иосиф Сталин в одном из выступлений сказал, что «народ созрел», и процесс решили ускорить. Причиной коллективизации стал серьезный кризис, который сельское хозяйство в нашей стране переживало в конце 20-х годов, связанный в том числе с тем, что распространенные тогда единоличные хозяйства держались во многом на грубой рабочей силе, а мужчин после двух войн — Первой мировой и Гражданской — не хватало.

 

Почему в колхозы приходилось загонять силой

Оставалось непонятным, как загнать крестьян в колхоз. В коми деревнях в то время крестьяне почти не читали газет, русский язык также мало кто понимал. Судя по сводкам ОГПУ бъединенное государственное политическое управление], крестьяне к агитаторам относились примерно так: «Ты поговори, а мы покиваем и сделаем по-своему». К апрелю 1930-го только пятая часть хозяйств оказалась объединенной в колхозы, чьи преимущества быстрее понимала беднота. Власть начала компанию по раскулачиванию. Раскулачивание и коллективизация — это близнецы-братья, только раскулачивание чуть-чуть помладше. Колхозы создавались за счет объединения частного имущества и скота. Что могли принести бедняки — одну курицу, одну корову и клочок земли? Имущество колхозов планировалось создать за счет кулаков и за счет конфискации у них собственности. Террор против кулаков нужен был для того, чтобы запугать крестьян и подтолкнуть их в колхоз.

 

Как крестьян объединяли в колхозы в Коми крае

Одна из сложностей, с которой пришлось столкнуться при коллективизации в Коми, состояла в том, что неясно было, как определять кулаков. Коммунистическая партия называла кулаками тех, кто «живет лучше других» и использует наемный труд. В Коми крае урожаи были низкие, а «коров использовали для навозу», как писали в журналах XIX века. Самой тяжелой была работа по вывозу навоза на поля во время весенней распутицы. Так как местные коммунисты не умели отличать кулаков от остальных крестьян, им порекомендовали пользоваться классовым чутьем. Был случай, когда в кулаки попала женщина с тремя детьми, которой мужики распахивали участок за часть урожая, просто потому, что самой ей пахота была не по силам. Это была вдова красноармейца, ее муж погиб на войне. Было несколько собраний, и в итоге ее решили исключить из списка. Также была загадочная категория «подкулачников» — тех, кто сочувствовал кулакам. Сопротивление крестьянства сломить удалось, но у нас объединение в колхозы шло очень долго — до 1937 года.

 

Итоги коллективизации в Коми

Часто опускают то, что в результате коллективизации, сельское хозяйство у нас не поднялось, а упало, хотя был преодолен кризис малоземелья. Хозяйства во многом были созданы на бумаге, объединение часто было формальным. Мало того, она стала одной из причин голода начала 30-х годов.

У сысольских и вычегодских коми есть гнездовой тип расселения, когда село состоит из маленьких деревень. Часто колхозы, созданные в таких деревнях, не отличались от семейных хозяйств. Большие стада требовали постройки общих хлевов, а государство не давало ни денег, ни леса на новые хозяйские постройки, неясно было, как распределять работу. Требовались управленцы, агрономы, зоотехники, а их не было. Сложно было определиться даже со временем посева. Раньше выводили в поле священника, он снимал штаны, присаживался, определял температуру и говорил, можно ли сажать. Агронома или председателя колхоза так не посадишь. В какой-то момент коровы начали дохнуть. К 1940 году мы не достигли поголовья скота, который был в 1928 году. Многие резали скот, чтобы не приводить в колхоз. А та скотина, которая была в колхозе, мерла от бескормицы и неумения организовать производство.

 

Сергей Эрлих

 

Предыстория вопроса

Павел Милюков, глава кадетской партии и выдающийся историк, писал, что целью всех реформ, которые проводили русские цари, было не благосостояние страны, а увеличение военной мощи. Пётр Первый заменил армию стрельцов на армию европейского типа. Но после этого заявил: «Мы возьмем у них [у европейцев] все, что нам нужно, а потом повернемся к ним задницей». Он заимствовал технологию и бюрократические практики, но ввел систему рекрутов, когда солдат был живым мертвецом. Крепостничество, как при Петре Первом, так и при Екатерине Великой, только усилилось. В середине 50-х годов XIX века Россия с позором проиграла Крымскую войну. Причиной этому было крепостничество, создававшее обилие почти бесплатной рабочей силы. Такая ситуация порождала отсутствие интереса к развитию новых технологий.

Примерно в то же время, когда Александр Второй начал реформы, среди которых была и отмена крепостного права, схожие процессы проходили и в Японии. Но, проводя реформы Мэйдзи, японцы ввели частную собственность на землю и всеобщее образование. Русские цари считали массовое образование источником проблем и боялись, что более просвещенный народ начнет требовать демократических преобразований и принятия конституции. Они сохранили существовавший общинный строй, при котором крестьянам было не выгодно вкладываться в свой участок земли и развивать его.

Русско-Японской война стала первым поражением европейской страны от азиатской. После этого Николай Второй был вынужден пойти на создание конституции. В начале ХХ века в России началось бурное развитие экономики, и уже тогда на добровольной основе начали создавать сельско-хозяйственные кооперативы, к 1918 году их было уже 10 тысяч.

В Первую мировую войну русский царь вступил, чтобы «защитить братьев сербов», хотя вроде бы больше должен был беспокоиться о своем народе. Если бы не было этой войны, то и революции в России в таком виде не было бы. Огромное количество крестьян получило оружие, и восстание приобрело жесткий характер. В том, что революция и последовавшая за ней Гражданская война носили такой жесткий и разрушительный характер, виноваты и царь, и большевики.

 

Истинные и мнимые проблемы сельского хозяйства 

Пропаганда большевиков, которые хотели объединить крестьянские хозяйства в колхозы, строилась на том, что главная проблема России — это помещичье землевладение. Но к 1917 году у помещиков, большинство из которых разорилось, оставалось около 25% земель, и выжили только крепкие хозяйства. Настоящей проблемой было низкое качество ведения сельского хозяйства и редкое использование современных технологий. После 1920 года сельское хозяйство деградировало. В стране шла индустриализация, потребовавшая больших вложений, и продавали единственный экспортный товар — зерно, которое отнимали у крестьян.

 

Почему не было сопротивления крестьян

Сталин был жестоким, но совсем не глупым. По его распоряжению сначала арестовали 70 тысяч человек из тех, кто мог организовать сопротивление, 40 тысяч из них было расстреляно. К тому времени произошло расслоение крестьянства, и советское правительство во многом играло на настроениях крестьян.

Одним из эффектов коллективизации было то, что крестьяне просто переставали работать, когда вступали в колхозы. Голод в начале 30-х годов был не из-за погодных условий, сохранились метеорологические записи, свидетельствующие о том, что в то время не было крупных засух. Голод был создан искусственно. К сожалению, такое явление, как голодомор, в Украине политизировано. Это не был заговор против украинского народа, хотя Украина пострадала очень сильно. Но ведь пострадали и Кубань, и Поволжье, и Казахстан — это была трагедия, которая охватила все территории, где велось сельское хозяйство.

Самое ужасное в том, что умирающим крестьянам не давали уехать в другие места, были и случаи каннибализма. Жертв было много, но колхозы так и не достигли стандартов фермерских хозяйств в Европе и США. У крестьян не было паспортов, они были, по сути, крепостными.

 

 

 

 
 
 

 

Последствия коллективизации

Когда правительство СССР начало объединение крестьянских хозяйств в колхозы, никакая война с фашизмом стране еще не грозила. Да, получили кратковременный экономический эффект, когда отобрали зерно и продали его заграницу, но разрушили сельское хозяйство, с 60-х годов Советский Союз вынужден был закупать зерно. Коллективизация подорвала строй нашей жизни, и ее разрушительные последствия продолжаются до сих пор — даже вокруг Москвы поля зарастают лесом.

В начале войны советские солдаты начали массово сдаваться в плен. К тому времени мы уже провели перевооружение, у нас была хорошая техника. Но солдат набирали из крестьян, они не хотели сражаться. Если бы на Россию напали просто немцы, а не нацисты, они имели бы шанс выиграть. Когда люди увидели, что идет война на уничтожение, они начали сопротивляться.

 

Почему коллективизация исчезла из массовой памяти

Человек так устроен, что старается запомнить только то, что касалось только его. Память сохранила интеллигенция, которая помнила о большом терроре, тот же Булат Окуджава или Василий Аксёнов проклинали Сталина. Но боль крестьян никто не помнит. Есть уникальный ресурс, который называется «Прожито», там собраны дневники разных людей, которые основатели смогли найти. Сайт устроен так, что можно посмотреть записи определенного времени. Я искал записи времен голода начала 30-х. У Корнея Чуковского слово «голод» упоминается один раз, когда он рассказывает о пассажирах, которые ехали с ним в одном поезде, — бежали вместе с детьми от неурожая. Александра Коллонтай писала о том, как невесело и плохо в Швеции и как хорошо в Москве. Историк Сергей Пионтковский — о том, как скучал в Кисловодске. Сергей Прокофьев — как его кормили в вагоне-ресторане («удовлетворительно») и один раз о том, что видел изможденные лица голодных людей в дороге. Писатель Александр Бек сообщал, что, когда его пронимает голод, он идет обедать. Интеллигенция не замечала голода.

Память о коллективизации практически исчезла из нашей памяти, и это неправильно. Мы должны ее возродить не только из сочувствия к пострадавшим от нее людям, но и для того, чтобы не допустить подобных катастроф снова.

 

Денис Сасин (в центре)

 

После окончания лекции один из зрителей, блогер «7x7» Денис Сасин, поинтересовался у историков, стоит ли недавно установленный в Москве памятник жертвам политических репрессий «Стена скорби» переименовать в памятник «Жертвам коммунизма» или «Жертвам большевизма».

— Имелись в виду жертвы советского периода, но политические заключенные есть и сейчас, — ответил Сергей Эрлих. — Целая группа диссидентов написала, что Путин не имеет права ставить такой памятник. Но, мне кажется, это хорошо, когда даже плохая власть делает хорошее дело.

У нас в «Мемориале» на эту тему возникла дискуссия, — рассказал Михаил Рогачёв. Александр Даниэль [исследователь истории инакомыслия в СССР] призвал к этому относиться так: это памятник не наш, его государство установило для себя, это другая точка зрения.

У нас все время идет конфронтация, но общество может давить даже на самую плохую власть, и даже самую плохую власть надо иногда хвалить. Этот памятник хотел поставить еще Хрущёв, потом Горбачёв, потом Ельцин. Ну хорошо, что хоть Путин его поставил, — подытожил Эрлих.


Курс на коллективизацию сельского хозяйства был провозглашен 2 декабря 1927 года на XV съезде ВКП(б). Правительство СССР считало, что это поможет решить проблемы с обеспечением страны необходимым количеством товарного зерна и других продуктов. Однако новая реформа не имела сформулированной программы и четких инструкций по ее реализации. Коллективизация проводилась преимущественно принудительно-административными методами. Она стала одним из факторов, которые привели Советский Союз к голоду 1932–1933 годов.

Материалы по теме
Мнение
15 августа
Игорь Аверкиев
Игорь Аверкиев
Возвращение свободы, демократии и разнообразия в Россию. Гипотезы об ограничениях, возможностях и намерениях
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ГУЛАГИсторияКомиОбразованиеПолитикаСыктывкар