В 1957 году в Скопинском и Милославском районах Рязанской области открыли два Дворца культуры, их построили по проекту архитектора Константина Борташевича в стиле советского неоклассицизма. Скопинский ДК имени Ленина возвели на деньги, которые собрали шахтеры, он рассчитан на 500 мест. В поселке Центральный Милославского района (до 1962 года входил в состав Скопинского района) ДК вмещал 300 человек. Оба были культурными центрами для шахтеров и их семей. Сейчас они очень отличаются друг от друга и по внешнему виду, и по назначению. Корреспондент «7x7» Екатерина Вулих побывала у обоих зданий и сравнила их.
С похожим прошлым
Скопинский и Милославский районы располагаются южнее областного центра, в 90 км и 130 км соответственно. В обоих районах с конца XIX века добывали уголь, их называли «шахтерскими». В 50-х годах прошлого века в райцентрах и отдаленных поселках быстрыми темпами строили жилые дома, детские сады и школы, лечебные учреждения и дома творчества и культуры. В Скопине и милославском поселке Центральный на самых видных местах были построены Дворцы культуры — оба по проекту одного архитектора Борташевича. Подобные ДК в то время строили во многих «шахтерских» городах. Скопинский центр досуга назвали Дворцом культуры имени Ленина, здание в соседнем районе — просто клубом.
В 70-е годы XX столетия шахты начали закрываться, многие специалисты уехали в Сибирь и на Украину. В городе Скопине, где больше 26 тысяч жителей, появились новые предприятия и рабочие места, в поселке Центральный, в котором сейчас зарегистрировано немногим больше двух тысяч человек, жизнь замерла. Чуть ли не единственное предприятие с ограниченным количеством рабочих мест — исправительная колония №1. В Центральном остаются одни пенсионеры, молодые стараются переехать в райцентры или Рязань.
«Кина не будет!»
По пути к клубу в Центральном было безлюдно, встретилась только одна женщина, да и та оказалась не местной: приезжала из Владимира на свидание к осужденному супругу. Рассказать о жизни поселка ничего не смогла. Если пройти по улице Советской, потом повернуть на улицу Мира, на перекрестке откроется вид на клуб и сквер перед ним. Издалека клуб выглядит старинным дворцом, и не заметно, что клуб наполовину разрушен. Чем ближе подходишь — тем больше видны масштабы разрушения.
Облицовка колонн потрескалась, оконные проемы деформировались, хотя кое-где еще сохранились остатки рам. Балконы обваливаются, фасад и боковые стены пересекают широкие трещины. Ни дверных косяков, ни самих дверей нет. Местные говорят, что через клуб, словно через тоннель, любят проезжать молодые автомобилисты.
Скульптурные композиции по обеим сторонам от аллеи частично разрушились. У скульптур нет рук, поэтому сложно сказать, какие предметы они держали, кого изобразил скульптор.
Гуляющая в сквере пенсионерка, чего-то стесняясь, отказалась называть и отчество, и фамилию, представилась Надеждой. Ее молодость прошла в этом клубе.
— Красивый был клуб. Внутри были такие картинки на стенах, лепнина. Недавно заходила туда, хоть и страшно, посмотрела — картины еще некоторые остались. Как это… роспись! Тут и спортзал был — нас на уроки физкультуры из школы водили, и кино, и танцы. Да все тут было, всегда молодежь и старики сюда шли. Поселок же богатый был, жили хорошо. Даже из Рязани в район приезжали, потому что в магазинах все было. Ну, а что сейчас — сами видите. Прошлого не вернуть, но вот что плохо: дети рядом гуляют, подростки туда забираются. Несколько лет назад в соседнем поселке мальчик погиб на такой же развалине, так там мигом снесли, — пенсионерка несколько раз за время рассказа восхищалась: «Какой был клуб!».
Председатель Скопинского исторического общества Александр Немченко и его помощник Андрей Серегин нашли в своих архивах для «7x7» старые фотографии клуба в поселке Центральный. Откуда они появились — сказать точно никто не смог. «Люди приносят», — объяснил Серегин. Однако точно известно, что снимки сделаны в год открытия клуба, в 1957 году.
Вячеслав Антипов, который несколько лет работал в клубе киномехаником, вспоминает те годы с видимым удовольствием и даже гордостью.
— Я в нем кино крутил с 72-го года. Сначала был помощником, потом отучился на киномеханика второй категории. Потом ушел в армию, вернулся — тут уже поставили новую аппаратуру: сначала был кинопроектор КПТ-1, потом КПТ-3, потом КПТ-7 был. А в девяностых годах все разваливаться начало. Сначала первый этаж, потом и второй — все растащили. Все, как говорится, кина не будет! А развалилось вот по какой причине: морозы вдарили, а тут свет и отопление отключили. Денег у поссовета не было, да и не искали. И так и запустили… Сердце кровью обливается, я ж рядом живу, все вижу. А что теперь поделаешь?
Антипов вспоминает, как в 70-е годы купили гитары и аудиоаппаратуру и «играли танцы». По его словам, на танцы в Центральный съезжались со всей округи. Приходилось отгораживаться столами, чтобы танцующие не затоптали музыкантов.
Известию о том, что почти такой же ДК в Скопине не только сохранили, но еще и отремонтировали, бывший киномеханик не сильно удивляется.
— Скопинский-то — в райцентре, а из Центрального все разъехались. Держимся еще, выживаем. Числится две тысячи человек, но живет постоянно и того меньше. Вот вам и ответ. Так и получилось, что один блестит, другой разваливается.
Жители Центрального сомневаются, что клуб можно отремонтировать даже если будут средства, и считают, что для безопасности его нужно как можно быстрее снести.
Однако денег на снос в казне сельского поселения нет. Об этом корреспонденту «7x7» сообщил заместитель главы администрации Милославского района по развитию инфраструктуры, строительства и коммунального хозяйства Михаил Ромодин.
— Чтобы его снести, нужны очень большие финансовые вложения, которых в поселении нет, а речь идет о миллионах рублей. Понятно, что огромное здание, которое находится в аварийном состоянии, несет угрозу. Оно в таком аварийном состоянии, что восстановлению уже не подлежит. Там уже и перекрытия обрушились. К сожалению, предыдущими властями все было запущено. Мне тоже нравится это здание, но машину времени еще не изобрели, к сожалению, — прокомментировал он.
«Потому что люди у нас творческие»
Скопинский ДК находится в исторической части города, на площади Ленина. В середине 50-х годов XX века шахтеры треста «Октябрьшахтострой» Подмосковного угольного бассейна решили сделать городу подарок на 40-летие Октябрьской революции. Они собрали деньги на строительство самого красивого современного здания в Скопине — Дворца культуры. Бытует мнение, что строили его военнопленные немцы. ДК открыли 7 ноября ровно 60 лет назад.
Старший научный сотрудник Скопинского краеведческого музея Александр Асотов рассказал, что до конца 1940-х годов на этом месте стояла церковь с двумя пределами — в честь Покрова и Святого Николы. Затем ее снесли, место разровняли. Поэтому пожилые скопинцы считают место «проклятым».
— Церковь была с высокой колокольней, ее частично взорвали, потом разровняли бульдозерами. За церковью и вокруг, в разной степени отдаленности, существовали противопожарные пруды, многих из которых уже нет. Но почва местами так и осталась болотистой, подвижной. Поэтому одной из бед местного ДК стало проседание фундамента с одной стороны. В последний раз его ремонтировали в 2002–2003 годах: перестилали паркет, красили, реставрировали лепнину, — говорит Асотов.
В 2017 году Дворец культуры отремонтировали капитально: укрепили и покрасили фасад, поменяли дверные и оконные блоки, обеспечили доступ людям с ограниченными возможностями, частично отремонтировали внутренние помещения. В день торжественного открытия обновленного ДК открыли и мемориальную доску шахтерам.
Теперь здание ДК, по мнению скопинцев, снова стало одним из самых красивых зданий райцентра. Жители поселка Центральный читали новости об окончании ремонта во Дворце культуры имени Ленина и представляли, каким мог стать их клуб, если бы его вовремя отремонтировали.
На вопрос, как удалось сохранить Скопинский ДК в перестроечные времена, Асотов с улыбкой ответил, что только благодаря энтузиастам.
— С 1968 года чуть больше сорока лет руководителем управления культуры была Любовь Бахаева. Она была настолько необыкновенным и деятельным человеком, что называли ее не иначе как «скопинский министр культуры». Проработала в этой должности до 2010 года, приложила много усилий, чтобы Скопину присвоили звание культурной столицы области. Разве при таком руководителе мог разрушиться Дворец культуры? — удивляется Асотов.
В 2015 году на стене ДК установили мемориальную доску в память о «скопинском министре», заслуженном работнике культуры РФ, почетном гражданине Любови Бахаевой.
По словам собеседника, в Скопине трудно найти хотя бы одного человека, который не занимался бы в одном из творческих кружков Дворца культуры. Он и сам в детстве играл в ансамбле «Скопинские ложкари».
Сейчас в ДК есть свой эстрадно-духовой оркестр, народные и хореографические ансамбли, театры мод и эстрады, хор ветеранов, известный по всей России эстрадный ансамбль «Шанс» и знаменитый даже за рубежом театр «Предел».
Старший научный сотрудник музея говорит, что по области разрушились многие исторические здания, клуб в Центральном — не исключение, а скорее правило:
— Просто нам повезло с творческими людьми и энтузиастами, а им нет. На энтузиастах все держится, на творческих людях с этакой сумасшедшинкой.
Две судьбы - два пути развития. По какому пути пойдет Рязань? Как горько за заброшенные Дворцы культуры. Здания разваливаются. Властями закрываются и публичные библиотеки... Закрыта юношеская библиотека на улице Грибоедова, библиотека в Соколовке. Куда идем? Со временем поймем ак многое теряем.