Юристы Коми правозащитной комиссии «Мемориал» добились в Сыктывкарском городском суде права провести пикет у исправительной колонии № 7 в Башкирии. Там заключенные производят автозаки для перевозки задержанных. Администрация города Мелеуза не согласовала место пикета, но члены «Мемориала» успешно оспорили это решение в суде. В ситуации разбирался корреспондент «7x7».
Что случилось
Трое юристов ликвидируемой Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Эрнест Мезак, Владимир Зубков и Николай Дидюк 13 июня подали уведомление в администрацию Мелеузовского района Башкирии о проведении пикета у исправительной колонии № 7. Мероприятие они хотели провести 26 июня, в Международный день в поддержку жертв пыток. Место они выбрали неслучайно: как утверждает Эрнест Мезак, именно в ИК-7 с 2010 года заключенные производят большую часть автозаков для ФСИН России.
«Именно в этих машинах по всей нашей бескрайней Родине в бесчеловечных условиях (выделяя на каждого человека около 0,3 м2 личного пространства) ежегодной возят многие и многие десятки тысяч российских заключенных», — написал Мезак в Facebook.
— КПК «Мемориал» давно занимается вопросом перевозки задержанных и заключенных. Нас удручает то, что российские автозаки по нормативам наполнения не соответствуют международным нормам. У нас — 0,3 м2, а Европейский суд по правам человека признал, что 0,5 м2 — это мало. Зэков заставляют делать пыточные автозаки для зэков, — пояснил Мезак.
Как отреагировали в колонии и местной администрации
Управление ФСИН по Башкортостану 22 июня организовало для местных журналистов встречу, на которой показало новые автозаки. «Кузова разработаны с учетом установки их на шасси автомобилей КамАЗ и ГАЗ „Валдай“ и отличаются по вместимости и внутренней компановке», — говорилось в пресс-релизе ведомства.
«В отличие от ранее выпускаемых спецавтомобилей новые оснащены „принудительной системой вентиляции“, оборудованы автономными обогревателями, а конструкция „позволяет выдерживать ударные нагрузки“», — сообщалось в репортаже «Эха Москвы» в Уфе.
— Я не спорю, что сейчас автозаки лучше, чем при Сталине, но их основная проблема — лимит их наполнения. Он не выдерживает никакой критики, — пояснил Мезак.
Районная администрация проведение пикета у забора неохраняемой части колонии не согласовала. Вместо этого она предложила альтернативу — местный гайд-парк (площадка у гостиницы «Агидель» на другом конце города). Юристы КПК «Мемориал» не согласились с этим и подали в суд.
Что решил суд
Заседание по делу состоялось в Сыктывкарском городском суде 23 июня. Руководство колонии прислало бумагу о том, что заседание может пройти без представителей ИК-7. Эрнест Мезак сообщил, что площадка у забора, где он вместе с коллегами намеревается провести пикет, не является режимным объектом, там нет колючей проволоки, она не охраняется. По его словам, закон запрещает проводить массовые мероприятия у прилегающей к исправительным колониям территории, но место около забора таковым не является.
— Это обочина дороги. Там даже тротуара нет, а лучше бы был. Улица Промышленная, где мы хотим провести пикет, — это дорога общего пользования. Тротуар там не объявлен прилегающей к колонии территорией. А гостиница, где нам предложили провести пикет, не имеет никакого отношения к изготовлению автозаков, — сказал он.
В итоге суд встал на сторону юристов «Мемориала», разрешив им провести пикет у ИК-7 в Башкирии.
Реклама 18+. Живёте в Уфе? Рекомендуем сайт - Правда ПФО новости Башкирии pravdaurfo.ru
А сегодня говорили на Эхе Москвы, что автозаки такие благоустроенные, и кондиционер, и обогреватель и даже биотуалет.