Карельский политолог Олег Реут о том, к чему может привести отмена открепительных удостоверений на выборах
Государственная дума приняла пакет поправок в избирательное законодательство, который отменяет открепительные удостоверения на выборах и дает возможность голосовать не по месту регистрации, а по месту пребывания.
Это — довольно серьезное изменение в законодательном оформлении электоральных процессов, последствия которого будут определять обстоятельства переформатирования предвыборной работы избирательных штабов на многие годы. Неудивительно, что отношение к отмене «крепостного» избирательного права в сообществе политических аналитиков и общественных наблюдателей довольно неоднозначное.
С одной стороны, отмена открепительных удостоверений облегчает жизнь избирателям, позволяя, например, голосовать там, где они находятся в день голосования. По результатам экспертных оценок, до пяти миллионов россиян постоянно проживают не по месту регистрации. Уверен, что каждый читатель «7x7» без труда вспомнит о своем однокласснике, товарище или просто знакомом-приятеле, который остается зарегистрированным в родном городе, но уже много лет живет, например, в Москве или Санкт-Петербурге. При этом он не путешествует по маршруту «место нахождения — место регистрации» только лишь для того, чтобы накануне дня голосования получить заветное открепительное удостоверение. Можно еще вспомнить примерно миллион командированных, направленных в срочную поездку буквально за несколько дней или даже часов до дня голосования в связи с производственной необходимостью и/или по решению руководства. А еще есть целые армии дальнобойщиков и тех, кто уезжает в отпуск, в санатории и дома отдыха и так далее.
Теперь проголосовать можно будет на любом избирательном участке, рядом с которым избиратель будет фактически находиться.
Очевидно, что инициаторы изменения законодательства наряду со множеством важных моментов старались учесть и контекст мартовских выборов президента Российской Федерации, где вопрос явки остается одним из самых тревожных для организаторов электоральных процессов. Вопрос явки в значительной степени определяет легитимность итогов голосования, и, естественно, действующая власть заинтересована увеличить количество потенциально готовых проголосовать.
Теперь гражданин России может просто подать заявление по месту пребывания не ранее чем за 45 дней до дня голосования и не позднее 14:00 субботы накануне выборов. Проголосовать по месту фактического пребывания можно будет только единожды, а заявление на включение в список избирателей по месту нахождения может быть подано только на один избирательный участок и только лично при предъявлении паспорта. Заявление можно будет подать через портал госуслуг или в многофункциональном центре, если Центральная избирательная комиссия России предусмотрит такой порядок.
Принятый пакет поправок предусматривает и способы защиты заявлений от подделок — в частности, введение специальной марки. Переданные избирательным комиссиям марки будут подсчитаны, также предполагается ведение отчетности по ним.
С другой стороны, отмена открепительных удостоверений облегчает жизнь политтехнологам, позволяя, например, на вполне законных основаниях организовать так называемое «мотивированное голосование» там, где этого настойчиво требует заказчик. Здесь важно пояснить, что существует огромная разница между президентскими выборами, на которых, на самом деле, не столь важно, где зарегистрирован/находится избиратель, и выборами по партийным спискам (например, в Государственную думу, в региональное законодательное собрание или в городской совет), где как раз нахождение в день голосования может стать критическим фактором, так как действует правило: там, где больше поддержка партии, там полнее ее представительство.
Опять-таки по результатам экспертных оценок известно, что более 80% избирателей, ранее пользовавшихся открепительными удостоверениями, делали это в пределах своего субъекта федерации. Именно они были «мотивированы» штабами кандидатов — как правило, директорами крупных предприятий — «открепляться» на своем участке (по месту регистрации), чтобы затем «правильно» проголосовать на том, где кандидату было необходимо пусть даже не всегда победить, но набрать достаточное количество голосов поддержки (в сравнении с другим округом), которые обеспечивали прохождение по партийному списку.
Теперь такая практика создания искусственного перемещения избирателей практически узаконена. Голосование за партийный список полностью выводится в «серую зону», особенно если кандидат и политтехнологи из его штаба ориентированы «переместить в новое место нахождения» сотни, а иногда и тысячи избирателей.
Вместе с открепительными удостоверениями уходит в прошлое и практика досрочного голосования, к которой много нареканий предъявлялось со стороны общественных наблюдателей, так как досрочное волеизъявление граждан (обычно организованное штабами кандидатов-промышленников) расширяло поле для административных злоупотреблений. Введение системы голосования по заявлению (без открепительных удостоверений) делает ненужным и сам институт досрочного голосования. Зачем он нужен, если бесконтрольно расширяются возможности для выбора места голосования? Вот только получается, что замена «сверху» одних институтов другими при полном игнорировании мнений экспертов-политологов и общественных наблюдателей приводит к побочным эффектам, корректировать которые становится уже практически невозможно.