Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Право коренных — право соглашаться? История оленеводов Сопочиных, на земли которых пришли нефтяники

Право коренных — право соглашаться? История оленеводов Сопочиных, на земли которых пришли нефтяники

На переговоры с коренными нефтяники приходят с уже полученной лицензией на разработку их земель и ставят перед фактом: или соглашаетесь на наши условия, или все решится как-нибудь само

Константин Смирнов, фото предоставлено greenpeace.org
Фото предоставлено greenpeace.org
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В марте 2017 года интернет-журнал «7x7» совместно с «Гринпис России» организовал блог-тур в ХМАО. Его участники узнали, как живут и с какими проблемами сталкиваются коренные народы Западной Сибири, на земли которых приходят нефтяники. Публикуем репортаж одного из участников блог-тура — главного редактора издания «Вид сбоку» Константина Смирнова.

 

Колониалистский термин

Законодательство о правах коренных народов появилось в начале 90-х годов. Идеология и многие положения были заимствованы из международного права. В советские годы понятие «коренные народы» вообще не использовалось, а дипломат Софинский, представитель СССР в рабочей группе ООН по коренному населению, в 1985 году заявил, что этот термин — колониалисткий и для страны советов неуместный. Об этом факте пишет этнограф Сергей Соколовский.

Действующий с 1999 года закон о правах коренных народов предоставляет им право безвозмездно пользоваться землями различных категорий для традиционных занятий и участвовать в осуществлении контроля за использованием этих земель. А еще в 1992 году в Ханты-Мансийском автономном округе приняли положение о родовых угодьях. Проще говоря, взяли и поделили между коренными землю, необходимую для ведения традиционного хозяйства. Иначе как ею пользоваться в современных условиях? Если раньше оленеводы просто кочевали в тайге от пастбища к пастбищу, то теперь у кочевий появились границы, как бы парадоксально это ни звучало.

И это, наверное, единственная большая дележка земли в постсоветской России, прошедшая мирно. Всем всего хватило, семьи согласовали границы между собой, получив те земли, которые использовали по факту.

 

С лицензией в кармане

Права собственности на угодья у коренных нет. Право владения предполагает использование исключительно для поддержания традиционного уклада жизни. Заниматься предпринимательством можно только в рамках тех же традиционных промыслов. Любое использование угодий внешними лицами должно согласовываться с теми коренными, которые им владеют. Начиная от сбора дикорастущих растений и заканчивая добычей нефти.

Это положение и породило весь конфликт. Конкурирующие друг с другом нефтяные гиганты цепляются за любое новое месторождение. Каждая новая скважина — это не просто сужение территории родовых угодий. Это неизбежные нефтяные разливы, отравляющие землю, а значит, лишающие оленей пищи. Это дороги, пересекающие пастбища. Дороги, по которым в угодья начинают приезжать браконьеры. Это охота самих нефтяников — одно из немногих развлечений, которое можно позволить себе в этих местах. А домашний олень ничем для охотника не отличается от дикого. Кроме того, олени часто попадают под машины.

Аграфена Сопочина, представительница народа ханты, филолог и, как она сама себя называет, «неформальный лидер коренных» считает не менее масштабной, чем остальные, проблему элементарного загрязнения тайги бытовым мусором, который оставляют «техногенные люди» — так она называет всех некоренных и тех коренных, которые отказались от традиционного уклада.

Законодательство предполагает заключение соглашений с коренными на использование их земель, в том числе при нефтедобыче, и компенсацию наносимого ущерба. А главное, как мы помним, они имеют право вообще никого на свои земли не пускать, не соглашаясь ни на какие компенсации. Однако практика такова, что сказать «нет» практически невозможно. Процедура просто не оставляет места для этого.

Самое главное: согласия не спрашивают на момент выдачи лицензии на то или иное месторождение. На переговоры с коренными нефтяники приходят с уже полученной лицензией на разработку их земель и ставят перед фактом: или соглашаетесь на наши условия, или все решится как-нибудь само…

 

 

 
 
 

 

 

«Выше, получается, права недропользования?»

Родовое угодье семьи Сопочиных — это примерно 40 на 70 км в Сургутском районе на границе ХМАО и ЯНАО. Это площадь десятка среднероссийских городов вместе взятых. Для прокорма оленям, питающимся травой и ягелем, нужно много земли. Примерно час езды от Когалыма. До зимнего стойбища еще полтора часа на снегоходах, к которым пристегивают нарты.

Сопочины делят угодье еще с 15 семьями, так или иначе являющихся родственниками. Во главе семьи – 58-летний Иосиф Сопочин, всю жизнь наблюдающий за расширением нефтяной цивилизации. Там, где пасли оленей его родители и где он родился, разросся город Когалым, здешний фактический административный центр, вотчина «Лукойла» и место, с которого начал политическую карьеру Сергей Собянин — здесь он работал мэром в начале 90-х. Иосиф Иванович бывал у него на приеме, говорит, что чиновник был отзывчив к проблемам коренных. Сам Собянин, по его данным, родом из манси. Сопочин – хант.

 

Иосиф Сопочин

 

Сопочины не чураются техногенных достижений. Имеют квартиры в Когалыме, которые в свое время коренным выдавало государство, хорошие машины. Сын Иосифа Степан и вовсе окончил сургутский институт нефти и газа и работает в «Лукойле». Вахтами — по месяцу. Таких, по его наблюдениям, среди коренных единицы. При этом грамотный Степан стал одним из лидеров борьбы с нефтяниками. Иосиф явно гордится «ученым», как говорили когда-то в среднероссийских деревнях, сыном.

У семьи стадо в 250 оленей, для этих мест — большое. Сами сургутские ханты говорят, что настоящий масштаб — это на Ямале, там стада так стада. А главное — есть система приемки и заготовки оленьего мяса. В ХМАО ничего подобного нет, оленину продают только «по своим», при большом желании можно встать поторговать на рынке. То же самое со шкурами и рогами — системы закупок нет.

Сейчас Сопочины пытаются бороться с «дочкой» «Газпром нефти» «Ноябрьскнефтегазом». Нефтяники, как водится, пришли с лицензией и начали как бы переговоры. Интересующий их участок захватывает весеннее пастбище Сопочиных. Кроме того, он расположен на водоразделе, откуда берут начало местные ручьи и речки.

Сопочины ничего не подписали, но работы уже начались. Прямо по пастбищу проложили дорогу. В конце марта туда, за 30 километров, начинают перегонять оленей. Там же происходит отел. Сопочины поставили около чум – демонстративно, как акцию протеста. Однако нефтяники, судя по всему, не впечатались. Кстати, в реальном хозяйстве используются сейчас, как правило, деревянные избушки, а не чумы.

 

 

 
 
 

Так — всегда. Все знают, что нефтяники все равно будут работать. Это и есть главный инструмент давления — нефтяники все равно придут. Выбор один: не ставить подпись, несколько осложняя им жизнь и не получив ничего, или поставить подпись, получив у них предлагаемую компенсацию.

Силу демонстрируют и через периодические вызовы в полицию. Степану Сопочину там говорят, что на него поступило заявление с обвинением в угрозах. Он же объясняет, что, не давая на то согласие, но в очередной раз наткнувшись на нефтяников на своих землях, пытался взывать к закону.

«Я им сказал: тогда мне скажите, выше, получается, права недропользования, чем мои? Нет, законы одинаковые», — пересказывает Степан разговоры с полицейскими.

Коренным помогает «Гринпис России». «Нас спрашивают – зачем вы в «Гринпис» обратились?», — рассказывает Степан Сопочин о претензиях местных чиновников. «Мы говорим: наверное, больше не к кому». В марте ХМАО приезжала группа экспертов ООН по правам коренных народов. «Гринпис» составил петицию к экспертам с призывом обратить внимание на проблему взаимоотношений коренных и нефтяников. Иллюстрацией послужила история Сопочиных.

Сопочины говорят, что им не нужно ничего — они хотят жить своей жизнью и пасти оленей. Но в то же время на сделку с «Лукойлом» пришлось в свое время согласиться. Сделка, включает в себя, в частности, предоставление вертолета с определенной регулярностью для различных нужд, снегоходы «Бураны» в подарок раз в четыре года.

 

Про деньги

Проект «Ноябрьскнефтегаза» затрагивает шесть семей. Расчет ущерба показывает сумму в 35 миллионов. Ее предлагается платить в рассрочку до 2039 года — на срок действия лицензии. Итого 35 миллионов разделить на шесть и на 22 года — получается совсем не так много, как кажется на первый взгляд.

Сопочины считают, что вторую разработку их земля не выдержит, но надо быть адекватными людьми и они пытаются выставлять свои условия. Главное из них — никакой рассрочки, если тому быть, то всю сумму надо заплатить сразу. «Я сказал, что я так не согласен. Кто его знает: вы же жить долго собираетесь, далеко смотрите, а я, может быть, завтра помру и этих денег не увижу никогда», — говорит Иосиф.

Степан и Иосиф считают, что идеальное соглашение должно включать не только денежный вопрос. Необходимо, чтобы нефтяники обязались возвести такое огораживание инфраструктурных объектов, которое действительно не позволит проникать на них оленям и прямо запретили охоту для сотрудников, работающих на объектах.

 

«Мы за Путина тоже голосовали»

Но есть проблема, не решаемая никакими соглашениями. Это разливы нефти при авариях. Аварии происходят у всех нефтяных компаний мира, а российская статистика, если и выделяется, то в худшую сторону. Местные жители и «Гринпис» утверждают, что последствия устраняются самыми примитивными способами. Вместо срезания отравленного слоя почвы, место разлива просто забрасывают землей.

«Я даже не нахожу ответа, что такое рекультивация разлива. Одно дело — закопать, чтобы не видно было, другое дело — убрать. Любая труба, может быть через 20 лет, может быть через год — она лопнет», — делится наблюдениями Степан.

Сопочиным не удается добиться хотя бы официального отказа на свои условия. «Дайте нам официальный ответ, что вы говорите нам. На бумаге ответ, что вы идите лесом... своим», — говорит Степан.

Органы власти, по словам ханты, в лучшем случае устраняются от участия в переговорах, в худшем — во всем поддерживают нефтяников и помогают им давить на владельцев угодий: «Исполнительная власть говорит — мы вам ничем не можем помочь, это же нефтяники. Мы спрашиваем, кто здесь правительство: вы или нефтяники?».

«Стране нужна нефть», — с таким резюме власть советует Сопочиным пойти на условия нефтяных компаний и подписать соглашение.

Раздражает оленеводов практика привлечения городских ханты к защите информационных интересов нефтяников и власти: «А они никогда не жили в лесу, просто по свидетельству о рождении они — ханты. И бывает зачастую выражают точку зрения нашу. Их выводят на международные площадки. Это взято на вооружение у правительства и нефтяников: «Так вот же коренной житель ездил, он только за то, чтобы еще нефтяники приехали».

Иосифу Ивановичу особенно обидно, когда на него давят, упрекая в том, что противясь нефтедобыче на своей земле, он идет якобы против президента и интересов государства: «Мы за Путина тоже голосовали и Путин тоже говорил, его слова мы тоже слышали: нефть нужно добывать стране, но не ущемлять жизнь коренных народов ни в коем случае».

 

 

 
 
 

 

 

Материалы по теме
Мнение
6 ноября
Алексей Шварц
Алексей Шварц
Какие-то уж больно завышенные у людей ожидания от выборов в США
Комментарии (51)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Шура
19 апр 2017 08:23

Сколько еще нефти необходимо добыть нашим неразумным властелинам, чтоб большую часть оставить в недрах из-за плохих технологий, другую часть не меньшую разлить при бурении, третью часть потерять при разрывах дряхлых труб. Может сначала научиться разумно добывать и использовать то, что уже разработано на старых месторождениях, а не распахивать новые га тундры. И не нарушать права коренных народов, то есть нефтяникам наконец научиться быть законопослушными гражданами.

19 апр 2017 14:31

А теперь давайте разберемся в ситуации. На участке, который хотят разрабатывать нефтяники живут 16 семей Ханты. Компенсация за разработку положена им всем. Нефтяники хотели разделить деньги между ними всеми. А гражданин Сопочин, почему то требовал, чтобы все 32 миллиона достались ему одному, хотя права у всех одинаковые! И хотел он эти деньги одним платежом! В этом и есть вся суть его личного протеста!
А ещё мне кажется, он ходил по другим семьям, кого упрашивал, кому угрожал чтобы те переписали свои права на компенсацию семье Сопочиных. Хорошо хоть нефтяники этого беспредела не допустили. Короче, в конце прошлого месяца была очередная встреча в Когалыме - там 15 семей из 16 согласились подписать договора с нефтяниками и разделить деньги по справедливости. Не подписал документ только один глава семьи - Иосиф Сопочин. А если разбираться до конца, то наверняка окажется, что буровые и качалки совсем не мешают оленям и прочим местным жителям.
В этой ситуации любой здравомыслящий человек задает вопрос, 32 000 000 рублей разовым платежом в одни руки - за что??? Для каждого из нас эта сумма выглядит запредельной! При этом гражданин требующий эту выплату официально не работает, и никакой очевидной пользы обществу не приносит. За что ему такое огромное состояние? Только потому что занимается охотой и рыбалкой? Извините, на Севере 90% мужиков в свободное время любят поохотится и порыбачить, но почему то никто за это не просит 32 миллиона рублей.

Молодец мужик
19 апр 2017 15:45

Не продается за стекляные бусы.
32 миллиона это копейки в сравнении с загрязнением и потерей прибылей ОДНОГО поколения семьи.

Нефтесосы хотят за стеклянные бусы отобрать и уничтожить уникальную природу края. Но не на того напали.

Дороже чистой земли нет ничего.
Держись, Человек!

А доход,
20 апр 2017 16:32

сотнями раз превышающий 32 000 000 рублей, полученный на чужой территории собственником нефтедобывающего предприятия - за что?

Абориген
19 апр 2017 14:58

Господин Ваня Желнов, поежай в какую нибудь арабскую страну и попробуй в пустыне сделать скважину. Сможешь унести ноги от местного, нигде не работающего жителя? Что? Там не ваша колония? А здесь значит можно?

Ага, как же оленеводы без помощи нефтяников-то там жили сотни лет только, несчастные.
Та же колонизаторская ситуация, что в США. Стреляли их в России, может, поменьше, чем индейцев (хотя и этого хватало), а покупка колоссальных природных богатств за бусы и сейчас практикуется. Вот то, о чём Вы говорите, "благодаря их помощи и живут". Это тысячи три на человека в квартал, снегоход раз года в три, топливо. А взамен забирают себе земли, из которых можно извлечь нефти на многие миллиарды. И это "предложение, от которого нельзя отказаться", потому что иначе не просто ничего не дадут, а начнут уголовное преследование, как было, например, с Кечимовым.
И самое главное, что тема эта совсем не вечная. Энергетика через несколько десятилетий неизбежно по всему миру отойдёт от сжигания углеводородов, нравится это кому-то или нет. Люди столетиями жили там, и будут жить после. Эпоха углеводородов — совсем небольшой период в истории человечества, и лучше бы ради чьих-то коммерческих интересов не ломать судьбы и не разрушать чужую культуру.

Молодец мужик
19 апр 2017 15:57

Не продавайся за стеклянные бусы.
32 млн. разово это копейки по сравнению с потерями даже одного поколения семьи.
А тем более не соизмеримо с загрязнением , которое оставят пришлые нефтесосы.
Не для того предки берегли чистоту природы, чтоб её растоптали.

Чистая природа- это самое дорогое что у нас есть.

Уважаю.

.
20 апр 2017 23:08

Нефтяники захотели бы и Сопчина не стало, ушел в тайгу и заблудился, потому как не в свой улус заглянул на промысел. Надо уметь договариваться и жить. А то айда все на оленях да лошадях к родственникам ездить иль на юга по пол-года.

Точке
20 апр 2017 23:35

Это угроза от нефтяников?
Если не по вашему, то всё равно будет по вашему?
Уверен что это твой промысел?

.
21 апр 2017 10:12

к сожалению это данность... например в Пензе, или в Урюпинске есть педагоги и медработники "под боком" у которых нет месторождений полезных ископаемых. А детей поднимать учить растить надо... Кто им поможет кроме государства?, которое берет на эти нужды из недр других регионов.
ну если поговорить насчет земель - то тут надо читать Конституцию, там все про это сказано.

Точке
21 апр 2017 13:37

Почему кто-то должен кормить педагогов и медиков в пензе на халяву? Они что болеют и страдают от нефтяных разливов и газовых выбросов? Работайте и зарабатывайте.
Предки этого мужика берегли пастбища и природу , берегли для своих будущих поколений.
А тут пришли оккупанты с оружием и всё это уничтожают ради сии минутной прибыли.
Какое вообще у оккупантов есть право на эту землю и её уничтожение?

Алексей
21 апр 2017 11:36

35 000 000 р, на первый взгляд сумма большая, но если разделить на 6 семей с рассрочкой в 22 года получается 265 151 р. в год на семью, (в месяц выходит 22095,95 р, средняя зарплата одного члена семьи по России), вычтите из этой суммы уровень ежегодной инфляции который рассчитывается на основе Индекса Потребительских Цен на Товары и Услуги которая в среднем за последние 10 лет составил 13,3% в год (если по простому то сегодня за 100 р, можно купить 5 буханок хлеба, а на следующий год уже только 4 ), вот и считайте каждый год семья теряет 48 565 рублей, то есть они смогут приобрести товаров tежегодно на 48 565 р, меньше чем могли бы сегодня. А что они смогут приобрести через 10, 20 лет?

21 апр 2017 14:05

Где вы взяли такую "среднюю зарплату по России"?

Алексей
21 апр 2017 14:53

А сколько по вашему?

Алексею
21 апр 2017 11:55

но и тут надо полагать что мужик без дела 20 лет сидеть не будет... он же не Илья Муромец... скажите какому нить достопочтенному бюргеру что работать не надо, а просто "будешь деньги получать за то что ты житель Баварии", он тебе возле виска покрутит.
к сожалению у нас это осталось - чтоб ничего не делать и получать при этом большие деньги... спросите у футболеров

Алексею
21 апр 2017 13:30

Спроси у норвежцев. Которые получают деньги с прибыли от продажи полезных ископаемых. И имеют счета будущих поколений.
Суммы сам найдешь?

1234
21 апр 2017 14:30

Нефтедобывающая компания отдаёт семье оленеводов 32 миллиона рублей, по снегоходу для каждого члена семьи и обязуется эти снегоходы заправлять бесплатно и по потребности и менять их каждые 5ть лет. За что ? За то что она будет добывать нефть на части территории на которой эта семья с 1992г пасёт оленей. При этом земля не является собственностью оленеводов, земельный налог с этой земли они не платит. Земледелец обрабатывает землю, вкладывает в неё свой труд и деньги, делает её плодородной и платит за эту землю земельный налог. Кочевник пасёт оленей , бесплатно берёт дары природы, палец о палец не ударит для повышения плодородия этой земли и ничего за это не платит , да ещё получает деньги и дорогие подарки за добычу на этой земле нефти к которой он не имеет ни какого отношения ! " Коренные" народы Сибири появились в ней не так уж и давно из Китая. До сих пор эвенков в Маньчжурии проживает 1 мил.ч. , что во много раз больше чем в России. Не даром в Китае ,время от времени , заявляются притенении на всю Сибирь до Урала. Если недра страны принадлежат государству , то на каком основании выплачивается дань кочевникам иногда прогоняющих по этой земле свои стада ?

ответ 1234
23 апр 2017 10:52

>>" Коренные" народы Сибири появились в ней не так уж и давно из Китая.

Они появились там задолго до русских и особенно нефтяников

>>До сих пор эвенков в Маньчжурии проживает 1 мил.ч.

Неправда. Их там 40 тыс. проживает.

.
23 апр 2017 15:52

Во всех северных регионах, где идет добыча полезных ископаемых, идет кампания по внушению местному населению, что они такие же пришлые, как и представители великого народа. Где-то даже привлекают археологов, которые откапывают кострища славян, дескать, охотившихся на этих землях уже в те времена, когда вас ,кмнс, не существовало. Помнится, в школе на уроке истории, точно так же обосновывали право СССР на присоединение территории Пруссии по итогам войны. Дескать, провели археологические раскопки.

Зырянин-язычник
23 апр 2017 16:33

Точно. И когда археологи в коми крае находят металлические изделия вместе с керамикой на которой зырянский узор.
Сразу начинают выдвигать версии о черноморских кочевниках , которые контактировали с коми-зырянами и купили у них керамическую утварь. ))))

А вот тетради, свидетельствующие от том, что при оккупации урала Романовы скупали огромное количество металла у уральских народов и вывозилои в европу- скрывают.

Как и то ,что Демидовы и прочие промышленники РОМАновых искали руду на урале исключительно по заброшенным ЧУДЬским копям.

Находка пинцета для создания металических узоров в ижме. Лыжа Йиркапа, которой 8000 тыс. лет. Шегирский идол на южном урале с узорами-письменностью- которому 9000 лет - всё портит им. )))

Печора - и коми слово ПАЧ , очень близки. А в угорских сказках часто встречается ПЕЧЬ без керки, одиноко стоящая на лесу. Типичное описание печи для плавки металов и кузнечного дела.

.
23 апр 2017 17:33

А вот в Центральной России те же археологи древних кострищ и захоронений славян не находят. Что-ни артефакт - финно-угорский.

Лыжа Йиркапа
23 апр 2017 19:03

Вот совсем недавно узнали, что оказывается великие укры, потомки внеземной цивилизации, море чёрное выкопали, а зяряне лыжи имели с незапамятных времён. Одно удручает, что за неимением каких-то существенных достижений, люди пытаются бахвалиться ископаемой палкой, выдавая ее за первую лыжу. Но даже если эта палка действительно древний артефакт, то сейчас-то вы какими достижениями можете похвастаться, потомки йырки и не высосанными из ... пальца, а общепризнанными? Давай, язычник, начинай перечислять.

Великий зырянец
23 апр 2017 20:56

Ну вот из последних достижений, Мы лидируем по алклоголизации населения.

Зырянин-язычник
23 апр 2017 21:34

Кто МЫ? По данным исследований 2015 года, самой алкоголезависимой нацией названы славянские страны.
Пока славяне героически держат первенство.)))

Хотя конечно спаивание было и есть, главное оружие колонизаторов против аборигенов.

Великий зырянец
24 апр 2017 03:05

Исследования это хорошо, а сколько осталось язычиков-зырянцев есть статистика? Я уже не прошу данные по великим, простых сколько? )))

колонизатор
23 апр 2017 21:41

Религия и алкоголь наше всё.

.
23 апр 2017 22:00

После той беды, что случилось в декабре 2016 года в русском городе Иркутске, обвинять коми в употреблению алкоголя вообще....
При подсчете потреблению алкоголя в Республике Коми потребителей по национальности (этничности) не разделяют. Столько же потребляет и среднестатистический русский.
На первом месте по потреблению алкоголя - Магаданская область, доля коми населения в которой 0,0000 %.

.
23 апр 2017 22:56

конечно, ...в злоупотреблении алкоголя... и подсчете потребления ..., извиняюсь

.
23 апр 2017 18:48

В Коми чего-то подобное пытается лопотать Шабаев Ю.П. Правда он не археолог, а , вроде, этнолог.

Зырянин-язычник
23 апр 2017 21:39

Он не этнолог , а шарлатан. Недавно договорился до того, что начал доказывать, что усть-вымь русская земля и русские раньше коми там поселились.)))

Видимо вселенная его так наказывает, за проплаченное лжесвидетельсво при деле НЕКОМЯКА Норкина.
Ну да, это его проблемы со вселенной.

.
23 апр 2017 22:08

В том деле он не был свидетелем, поэтому не мог лжесвидетельствовать никак. Он был научным экспертом.

Зырянин-язычник
23 апр 2017 23:07

Ну да , лжеэкспертом.

1234
25 апр 2017 20:43

Русские ,преимущественно, относятся к гаплогруппе R1a1 которая появилась на этой территории 5ть тысяч лет назад, а гаплогруппа N1c1 которая встречается у большинства коми , появилась только после 500 года нашей эры и носители этой гаплогруппы были похожи на современных манси - монголоиды, лесные кочевники, охотники и рыболовы. Свой современный облик коми приобрели в результате смешения с русскими. Так что Шабаев Ю.П. прав.

Vova
25 апр 2017 21:10

При Гитлере черепа измеряли, теперь вот гаплогруппами меряются... А всё так же мерзко...

Не надо на Гитлера всё сваливать. Расовой гигиеной первыми стали заниматься шведы, а не немцы. Ещё в 1922 году в Упсале открылся Государственный институт расовой биологии, вот они там черепа и измеряли. В 30-е годы в Упсалу на стажировку приезжали специалисты из нацистской Германии и обогащённые новыми передовыми знаниями возвращались в фатерланд.

Зырянин-язычник 1234
25 апр 2017 21:46

R1a1- Это словене, а не мифические русские. Вот кто такие русские? )))
Гаплогруппа N - угры, появилась 40000 лет назад.
Галогруппа R1 появилась 23000 лет назад. Более молодая мутация.

И кстати вышли из одной гаплогруппы K.
Раньше кстати считалось , что гаплогруппа R произошла от мутации галогруппы N, но потом спохвотившись, придумали ещё гаплогруппу P. чтобы скрыть данный казус. Как же бояться то гаплогруппы N изТОРЫки. ))))
На территории коми даже в начале 20 века русских было не более 5% , в основном государевы наместники и попы.

Какого смешения? Гаплогруппы не смешиваются. а только мутируют.))) Ты видимо такой же шарлатан и невежда, как и твой кумир. )))

1234
25 апр 2017 20:33

Климат земли подчиняется пятисотлетнему циклу. Во время одной фазы происходит увлажнение южных пустынь, они становятся пригодными для жизни. В это время Сибирь холодная безлюдная пустыня. Цикл меняется и южные пустыни вновь становятся пустынями , а Сибирь пригодной для жизни. При последней смене климатического цикла сделавшего Сибирь пригодной для жизни, заселение её русскими с запада и "коренными народами Сибири" из Китая происходило одновременно.

Зырянин-язычник 1234
25 апр 2017 22:03

Циклы влияющие на переселения, только ОЛЕДЕНЕНИЕ.
Последнее оледенение было 15000 лет назад. далее следует период потепления пик пришолся на 5000 лет назад , в этот период в коми и карелии климат был теплым, как в средней полосе.
По мере отступления ледников на север народы пережидавшие его в районе гор алтая, гималаев продвигался на север и северного китая. Это видно по распространению гаплогруппы N. ( условно народ ЧУДЬ, который встречался и в Алтае и на евросевере.)

А вот как появились Словене? А словене это мутация гаплогруппы N угры. Как факт это голубоглазые и светловолосые коми, карьялы, фины НО НОСИТЕЛИ ГАПЛОГРУППЫ N.
Далее словене расселились в район карпат. Это южное расселение.
А еще одно северное расселение белых угров, это ГеР_маны, ГаЛы , эн_ГЛы. )))

Всё просто и саое главное ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ НА ПРАКТИКЕ, археологией, языком, развитием культуры.


Всё просто.)))

1234
27 апр 2017 15:34

Гаплогруппа N действительно доминирует у поволжских финноугров , но у венгров ( угров ) её нет, а у тюркоязычных якут её 72% , у чуваш 54%. Никакой угорской гаплогруппы N нет. Почему тот или иной народ стал говорить на том или ином языке вопрос для историков и лингвистов. Как Вам такая версия ? Венгры ( хунгары ) потомки гуннов ( хунну ). Некогда они жили в северном Китае , их ближайшим соседом была группа носителей гаплогруппы N приняла язык хунну . При переселении в Европу хунну захватили своих соседей с собой. После распада государства гуннов их соседи осели в поволжье , став прародителями современных поволжских финноугров. Те носители гаплогруппы N которые не входили в государство гуннов продолжают пользоваться другими языками.

зырянин-язычник 1234
27 апр 2017 18:07

Я б тебе объяснил подробно, почему БОЛ_гары, ГРеки - язычники, ВЕН_ГРы (ХУН-ГАРЫ), Ар_МАНе - в дохристианский период описывались, как рыжие и голубоглазые, но ты всё равно не прочитаешь.))))

Выбрось, летописи изТОРЫков - там всё ШИВОРОТ на ВЫВОРТ, и смотри на материальные подтверждения ( описания путешественников, культуру, языки, археологию) . Вся логическая мозаика сама начнет складываться и вопросы у тебя сами отпадут.
Многое видно и сейчас, только не запропагандированным взглядом смотри - а критически и отстранено.

1234
28 апр 2017 11:55

Методы определения родства людей к настоящему времени хорошо отработаны и принимаются судом как неоспоримое доказательство. Все представители поволжских финно - угров имеющих гаплогруппу N являются потомками одного человека жившего в 500г новой эры и бывшего родственником манси. Так как на Русскую равнину переселялся не он один а его многочисленные потомки и это было не одномоментно то считается что предки поволжских финно -угров начали переселятся после 500г новой эры . Точнее сказать не возможно. Это точная наука а не рассуждения досужих умов.

Алексей
21 апр 2017 14:45

Вы вообще о чем?Никто и не говорит что он будет сидеть без дела и ничего не делать, любое вмешательство в экосистему вносит изменения в окружающую среду:
1. У нас пасека была отличная и мед хороший был. Построили рядом свиноферму, перекрыли основную грунтовую дорогу к ближайшим населенным пунктам, жители стали ездить на прямую через наше поле где медоносы посеяны, шум выхлопные газы. Навоз стали на соседние поля вывозить который смывается грунтовыми водами в пуд по соседству с пасекой. Будете такой мед есть? Пришлось вывозить пасеку в лес за 150 км, дополнительные расходы на перевозку да еще до сбора меда не раз съездишь.
2. У нас в районе есть место грибное, так на краю леса построили птицеферму, глину на обустройство площадки и подъездных путей брали там же. К лесу нормальных подъездных путей два, по одной только на внедорожнике можно проехать, а вторая перекрыта птицефабрикой, на прямую не пройти а пока обойдешь все котлованы уже обратно пора идти.
3. Так и тут, сегодня к местам естественного кормления или на водопой оленей нужно 5 км гнать а завтра уже 20 км, сомневаюсь что на прямую нефтяники пропустят, больше времени потратят на дорогу чем кормление.
4. 35 000 0000 р, это не подарок, а компенсация за неудобства которые будут доставлены в связи с вырубкой, изменения экосистемы, изменения маршрутов кормления, и т.д., в эту сумму оценивают эти неудобства нефтяники сегодня, так пусть и платят сегодня, пока на них что то можно купить, а не в течении 22 лет.

Алексею
21 апр 2017 18:07

1. Люди стали больше есть свинины, сала. Питательность, ценность, а главное желаемость в свинине у народа больше чем к меду.
2. Люди стали больше есть птицы, что ж тут плохого. мясо диетическое, для детей очень полезное. а вот грибы к сожалению мальцам не дашь, могут потравиться
3. Вообще-то нефтяники строят переходы и прогоны для таких целей. тут неувязка
4. Только учтите нефтяникам дает право разрабатывать месторождение - государство, которое на эти богатства уже пенсию бабушкам запланировало где нить в Старом Осколе или Копейске.

бррр мрак
21 апр 2017 18:35

Государство кто такое? Кремль?
С каких времен кремль московский владеет правом на земли далёких от него ненцев, хантов, коми, карьял, саамов?

Как оно получило это право? Оно что сделало для этой земли, которую предки этого Человека, берегли , чистили оборудовали, для своей жизни и своих потомков . Эта земля тысячелетиями кормит эти народы, и они не шастают как шакалы по чужим земля в поисках халявы. А тяжело работаю на этой земле, и только за счет этого живут.

У тех кто пришел отбирать землю и делать её не пригодной для жизни, где родина? Чего им не работается на ней , как их предкам?
Халявы чужой хочется?
Легче отобрать чужую землю и изгадить?

И не надо сказки про пенсии, пенсии складываются и нологов в ПФР. Если вы или ваше госЮдарство ворует из него и обманывает вас, то этот Человек не обязан за это вас кормить. Разбирайтесь со своим госЮдарством.

Норвегия мудрее
22 апр 2017 08:27

Государственный глобальный пенсионный фонд Норвегии (сами норвежцы называют его еще Нефтяной фонд) — одна из уникальных вещей в современной экономике. Он был создан четверть века назад для того, чтобы сверхдоходы от экспорта нефти и газа достались не только живущим сейчас норвежцам, но и будущим поколениям. За счет сверхвысоких цен в начале XXI века фонд быстро увеличивался, и в конце концов достиг невероятных размеров. Достаточно сказать, что ему принадлежит около 1,3 процента всех акций в мире (!), и это не считая того, что фонд вкладывается также в облигации и в недвижимость.

Норвежцы владеют самым большим Стабфондом в мире: их запасы оцениваются в 830 миллиардов долларов. Для сравнения, в российских Фонде национального благосостояния и Резервном фонде, созданным по образцу норвежского, и уже в значительной степени потраченных, лежат около 150 миллиардов долларов. И это при том, что Россия добывает в год в пять раз больше нефти и газа.

Для инвестиций из Нефтяного фонда есть специальные и довольно жесткие правила. В частности, деньги будущих поколений запрещено вкладывать в компании, которые занимаются ядерным оружием или производством сигарет. Чиновникам запрещено влезать в фонд для финансирования бюджета: каждый год они могут взять из него всего четыре процента, но почти никогда не пользуются этим правом по максимуму. В итоге фонд пополняется даже при низких ценах на нефть — в него капали деньги и в 2014-м, и в 2015-м, хотя нефть подешевела более чем в два раза.

Комуняки- колонизаторы
24 апр 2017 00:10

Средние цены на бензин в США оказались ниже, чем в России

Об этом сообщает агентство Bloomberg по результатам своего исследования. Данные предоставлены по итогам первого квартала этого года. Стоимость галлона топлива (это примерно 3, 79 литра) в США составила 2 доллара 57 центов, в России – на 1 цент дороже.

Они там бензин ослиной мочой разбавляют, скорее всего.

25 апр 2017 23:26

До чего ещё додумаешься?

Зырянин-язычник
26 апр 2017 11:28

У них там конкуренция, а не тарифы-поборы из кремля.

А средняя зарплата 3700 долларов США. Вот и посчитай , во сколько обходится россиянам отсутсвие конкуренции и кормление чиновничьего аппарата и силовиков.

Vova
26 апр 2017 11:32

А ему бесполезно что-либо объяснять - он тут "самый умный". ПедАгог, чо...

Колян
24 апр 2017 09:51

Прямо таки сюжет к сериалу Адапт**ия на Т*Т...

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Коренные народыЛонгридыНефтеразливыПрава человекаЭкология