Семья Бетси и Павла Притупов семь лет назад уехала из США и поселилась в карельском селе Ведлозеро. Тут они давно обжились и даже стали своими среди местных, хоть и играют в баскетбол, строят традиционные американские дома и пекут маффины. Редакция «7x7» побывала в гостях у интернациональной семьи, в которой воспитывается шесть сыновей.
Дом семьи Притуп в селе Ведлозеро найти несложно: где живут американцы, знают все местные жители. Ошибиться трудно: на подходе к дому — запах древесины, полный двор ребятни.
Мы попали к Притупам в самый разгар рабочего процесса. Два раза в год глава семейства Павел проводит мастер-классы по строительству домов по американской технологии. Приезжают ученики со всей России, тут же сооружают каркасы: из оставшихся семья Притупов строит дом.
— Это был старый традиционный карельский дом вместе с сараем. Но вместо сарая мы пристроим жилую часть, потому что коровы у нас нет, зато есть много детей, поэтому нам нужен большой просторный дом, — показывает свои владения Павел Притуп.
«Притуп и сыновья»
Переехала семья в карельскую деревню семь лет назад. Из-за океана, где Бетси родилась, а Павел прожил десять лет. Они через интернет познакомились с местными жителями, семьей Калмыковых из деревни Кинерма, и сразу захотели стать соседями. Но в Кинерму переехать не получилось: там дома никто не продавал. Поэтому выбрали ближайшее село — Ведлозеро. По словам Притупов, такой, казалось бы, кардинальный шаг — оставить заокеанскую жизнь ради карельской — для них был нетрудным. Поверить в эти слова непросто, но у Павла на все вопросы есть аргумент: «Ведлозеро — это наш дом».
Домом карельское село стало и для жены Павла, американки Бетси. Она родом из штата Огайо, родилась и жила в небольшой деревне. Поэтому перемены в месте жительства считает не такими уж кардинальными. К тому же Бетси признается, что Россию и нашу культуру любила еще до встречи с Павлом.
Бетси Притуп
— Здесь люди лучше знают природу. Я не знала, как работать руками, пока не приехала сюда. Здесь совсем другой образ жизни, — рассказывает Бетси.
Сегодня семья Притупов воспитывает шестерых сыновей — Илью, Мишу, Тихона, Никиту, Ваню и Колю.
— С Колей была самая большая проблема — мы уже не знали, как назвать, — рассказывает Бетси. Старший Никита, правда, подсказывает: «Константин надо было называть».
О том, что семья ждала девочку, нам рассказывают дети и папа Павел. Сама Бетси только вздыхает и признается, что надежд на появление девочки давно уже не питает.
— Мы спрашивали у мамы: «Мама, как ты себя чувствуешь?». А она говорила: «Нормально». Ну вот и получился опять мальчик, потому что, как всегда, нормально, — по-деловому рассказывает Никита.
Никита Притуп
Никита — первенец Притупов. Родился в штатах и прожил там первые два года. Второму сыну — Илье — было 10 месяцев, когда родители решились на переезд в Россию. По словам отца семейства, пока дети растут, они живут по тем правилам и порядкам, что устанавливают родители: помогают по хозяйству, перенимают опыт строительства в фирме Павла «Притуп и сыновья». Но выбирать свое будущее каждый будет сам.
— Есть такая притча: ребенок просто дается тебе богом, чтобы его воспитал и он пошел своим путем. Я с этим согласен. У каждого будет свой выбор, что дальше делать. Пока они в нашем доме, естественно, у них есть свои обязанности, пока они должны нам помогать. Когда станут взрослыми, это уже их выбор: быть плотником или фермером, хирургом или политиком, — рассказывает Павел Притуп. — Если говорить о том, смогут ли они получить знания, чтобы потом куда-то прыгнуть, сделать следующий шаг, то, конечно, смогут. Мы их пока что обучаем на дому. Это позволяет нам сразу проходить две программы в школе — и американскую, и российскую. Таким образом, если они будут стараться, будут усердными, у них будет выбор, куда дальше пойти учиться.
Сами же парни на вопросы о выборе рассуждают философски, правда, не без оглядки на отца.
— Мне и там, и тут нравится [в России и в Америке]. Но здесь как-то дом, а там бабушка. Там родственники, а тут дом. Нельзя выбрать между родственниками и домом, — рассуждает Никита Притуп. — Здесь нравится природа. Там, где живет бабушка, — нет снега зимой. А тут он есть, и это очень круто. Там как-то больше развлекательно, а здесь приходится потрудиться. Но с этим нет проблем.
Правда, на вопрос, любит ли Никита работать, он затягивает долгое «ну-у-у», смотрит на отца, смеется и отвечает: «Нельзя же просто сидеть дома и ничего не делать — надо работать».
«Джек Восьмеркин — американец»
Сегодня жизнь Притупов — это строительство домов, содержание огорода и, конечно, воспитание детей. Но когда-то жизнь главы семейства Павла была совершенно иной. За те десять лет, что он прожил в Америке, он окончил магистратуру «Международное развитие». Поэтому мы не можем не поговорить о том, как видит бывший международник сегодняшнее развитие отношений России со Штатами.
— Пригождаются ли полученные знания сейчас? Вы следите вообще за международными отношениями?
— Я больше за ними следил, когда учился в магистратуре. У меня было больше времени для этого.
— Какой была тема магистерской?
— Международное развитие. Я готовился уехать, может, в Африку, может, в Азию. А в итоге уехал сюда — в Ведлозеро.
— Получается, занимаетесь развитием села?
— Так и есть на самом деле. Оказалось, что не надо никуда ехать, работать в ООН, Банке реконструкции развития, как я мечтал. Сейчас я понимаю, что мечтал не совсем об этом, а, может быть, вот о чем… [показывает на семью]. Вообще, я попробовал работать с одной гуманитарной организацией, но понял, что это офисная работа — перекладывание бумажек с одного конца стола на другой — это не для меня. Какая-то политика, какие-то непонятные человеческие взаимоотношения, пропихивание проектов каких-то — мне это не нравится. К счастью, я начал работать руками.
— Замечаете ли какие-то изменения в отношениях с соседями из-за напряженной внешнеполитической ситуации между странами?
— Нет. В деревне о людях судят совершенно по-другому. Здесь неважно, из какой ты страны, хоть из Зимбабве, хоть из Папуа — Новой Гвинеи. Главное, чтобы ты был хорошим соседом — не обманывал, не воровал.
Павел Притуп
— Сказалось ли вообще на вашей жизни изменение отношений между Россией и США?
— Особо ничего не поменялось. Правда, когда дело касается виз, еще чего-то, мы изредка чувствуем трудности, а с точки зрения обыденной жизни нет перемен. Я прекрасно понимаю, что в сегодняшнее время — не дай бог — если случится в мировой политике что-то неприятное, то это может на нас вполне сказаться. Если обратиться к истории, то читаешь и понимаешь, что это даже больше норма, когда люди проходили через какие-то страдания только потому, что у них был не тот паспорт, не то гражданство на тот момент.
— Вы смотрели фильм «Джек Восьмеркин — американец». Как вам?
— Грустный фильм, — говорит Бетси.
— У вас не было таких трудностей?
— Мне кажется, сейчас все проще, — продолжает Павел. — С точки зрения общества. Сейчас я не чувствую, что на меня кто-то давит в чем-то. Джек Восьмеркин приехал в то общество, где можно было жить или так, или так. Хотя в любой ситуации у человека есть выбор, конечно, работать или нет, воровать или нет. Сейчас-то у нас общество такое, что большинству по барабану, откуда мы.
— Сейчас этих ценностей нет?
— Не знаю. Может, мы просто глядим на все из Ведлозера. А это очень самобытное село, даже не такое, как многие населенные пункты и села в Карелии. Тут такие устои карельские, много карелов. Да и в целом общество другое. Сейчас каждый поглощен самим собой, зарабатыванием денег, карьерой, своими отношениями. Поэтому мы можем делать все, что хотим. Можем флаг Мексики на дом вывесить, если хотим, и наверняка этого не заметит никто вообще.
— Как-то вы участвуете в жизни села?
— Сейчас мы развиваем эту коммуну (показывает на детей), все время уходит на них. Плюс работаю сам на себя, строю деревянные дома, поэтому это очень много времени занимает. Но на праздники ходим сельские. Но не на все.
Калитки и маффины
Соседи и правда любят американских карелов. Например, научили Бетси выращивать на советских грядках овощи: картофель, горох, свеклу, помидоры, морковь, тыкву, даже клубнику. Несколько раз под руководством местных мастериц Бетси пробовала печь карельские калитки. Но, по признанию американки, у самой пока калитки не получаются, поэтому для домашних она чаще готовит традиционную для своей родины выпечку — маффины и пироги.
До выхода в декрет Бетси работала в местной школе учителем английского в начальных классах, но сейчас все время и силы отдает дому и семье. С сыновьями мама общается только на английском. Поэтому сыновьям Притупов можно только позавидовать: даже малыши свободно говорят на чистом английском, так же, как и на русском.
Бетси признает, больше всего в России она скучает по американским друзьям и родным. И все же именно Карелию Бетси называет домом — непростым, не всегда понятным, но домом.
— Здесь жить труднее, но веселее. У всех так здесь. А там гладко и скучно, — рассказывает Бетси Притуп.
Провожают нас старшие дети Притупов — Илья и Никита. Во дворе они показывают свое мастерство в бросании мяча в кольцо. Ребята следят за играми Национальной баскетбольной лиги в интернете. Болеют ребята за команду Кавальерс из Кливленда, откуда родом мама Бетси и где живут бабушка с дедушкой.
Родные, к слову, регулярно приезжают в Карелию, чтобы навестить большую семью Притупов. У самого же семейства в планах на ближайшую пятилетку — переезд в Кинерму. Они уже купили землю в самой красивой деревне страны и планируют, какой построят там дом, где будут выращивать овощи, а где разместят баскетбольную площадку.
Всюду люди, всюду человеки, особенно ежли производительным трудом занимаются, картоплю окучивают или айфоны там... А как пойдут в политику, да в журналистику - осатаневают прям...
так и не понял, на какие шиши они живут? или все как в американских фильмах: никто нигде не работает, все только занимаются развлечениями и семьей, строят дома, воспитывают детей, а про то, откуда деньги берут - никогда не показывают... какая-то непонятная история
Я с Павлом знакома - он очень занятой человек - дома он строит, этим и зарабатывает
заказуха одним словом, хренов в карелию ехали, надо было в марийский крысиный угол, поближе к москве. Откуда бабло, на интернет , явно спутниковый , и прочую приблуду. Нахер им столько биомусора в виде детей, они их явно не прокормили бы. Уж коль в россии свои люди по столько не рожают, то в чем секрет? Корочь это агенты амерские, либо людской амерский хлам, который как и гарлем с нигами тамошним не нужен
Злые вы...
вы читать умеете? Павел - строитель. Строит дома. Это работа.