В конце июня во многих российских вузах завершилась летняя сессия. И несколько первокурсников, проведя год в университете, поняли, что выбрали не ту профессию. Как показывает практика, даже лучшие высшие учебные заведения страны часто не оправдывают ожиданий студентов. Корреспондент «7x7» поговорил со студентами из Сыктывкара, которые спустя год в столичных университетах поняли, что они выбрали не ту профессию, ушли из вузов и теперь заново поступают на первый курс на другую специальность. Герои сменили математику на педагогику, культуру на психологию, университет МВД на армию.
Анна Политова, 19 лет
Бывшая студентка СПбГУ экономического факультета по направлению бизнес-информатика
Когда меня спрашивали в детстве, кем я хочу быть, я отвечала, что хочу стать дрессировщиком в дельфинарии. Да, тогда это мне казалось чем-то необычным и безумно интересным. Когда я уже заканчивала начальную школу, в нашем классе была выпущена газета о выборе будущей профессии. Тогда я сказала, что хочу стать журналисткой и работать в модном журнале.
Потом я окончила телевизионную школу в Сыктывкаре, и мне захотелось стать телеведущей. Но, к сожалению, идея с журналистикой осталась в прошлом.
В конце 11-го класса я приняла решение стать учителем английского языка. Я люблю английский, а обучать детей было бы вдвойне прекрасно! К тому же в нашей школе проводилась профессиональная ориентация, где одной из профессий, подходивших мне, была педагогическая.
Так как в прошлом году произошел сильный скачок баллов ЕГЭ [вузы подняли количество проходных баллов, необходимых для поступления], поступить на желаемый факультет мне не удалось. Помимо этого, на все гуманитарные направления уменьшили количество бюджетных мест. Как известно, сейчас нужны технари. Изменилась форма сдачи экзамена по русскому. И я поняла, что не прохожу, куда хочу.
Вообще, я планировала поступать в Санкт-Петербург, и по счастливому случаю мне предложили целевое место в СПбГУ по направлению бизнес-информатика. Я посмотрела, почитала учебный план. Мне понравилось. Единственное, что меня смущало, — это математика. Но ее курс длился всего полтора года, и я подумала, что это не так уж и страшно.
При сдаче документов я была уверена в своем выборе. Сама идея, что я буду учиться в одном из лучших университетов России, меня безумно радовала. Я, безусловно, была настроена на учебу и была вдохновлена!
С группой мы познакомились 31 августа. Для первокурсников был организован концерт и прогулка, на которой мы запускали «кораблики в будущее» и загадывали желание. Это не могло не понравиться.
В нашей группе практически все были приезжими, и это был прекрасный опыт знакомства с людьми из разных городов. Все говорили, что не могут определиться, гуманитарии они или математики. Поэтому пошли на бизнес-информатику.
Но нас сразу разочаровал куратор курса, который сказал, что основным предметом нашего изучения будет математика. Много математики. В школе я была середнячком по ней, а уж в университете приходилось намного тяжелее.
Многие одногруппники были рады своему выбору профессии, но не я. Конечно, мне нравились некоторые предметы. Например, экономическая история, хотя я всегда не любила историю. Мои же одногруппники недооценивали этот предмет, называя его гуманитарным, и сидели решали матан [математический анализ].
В марте я окончательно осознала, что с этим пора заканчивать. Я поняла, что это не мое. Я раньше думала, как же люди уходят из университетов, наверное, их все осуждают. Но я тогда и представить не могла, что наберусь смелости для подобного поступка. И я во многом благодарна своим родителям за поддержку.
После такого математического года я решила все же попробовать поступить на учителя английского, как и хотела. Я пересдала ЕГЭ на достаточно хорошие баллы. Но, к сожалению, для поступления мне не хватает совсем немножко. Но я буду рассматривать и другие варианты.
Я нисколько не жалею о своем выборе. Да, мне жаль о потерянном времени, но лучше поздно, чем никогда.
Даниил Бушнев, 19 лет
Бывший студент факультета подразделения для подготовки по работе с личным составом Санкт-Петербургского университета МВД
Очень долгое время я занимался баскетболом. Разумеется, я хотел играть в Высшей лиге и добиться успехов в спорте. Но с возрастом я понял, что не имею особого таланта для игры на профессиональном уровне. Кроме баскетбола у меня не было других увлечений, и когда встал вопрос о поступлении, мне было все равно.
Я пошел учиться по примеру своего дяди, который работает в органах. Именно он подтолкнул меня на учебу в МВД. Конечно, я сомневался, но родители настаивали именно на этом направлении.
Для поступления нужно было сдать вступительные испытания: русский, обществознание и физическую подготовку. После успешной сдачи я почувствовал надежду на хорошее и обеспеченное будущее.
В первый день меня удивило то, что девочек было намного больше, чем мальчиков. Я думал, что в МВД учатся только парни. Но я ошибался. А вообще, коллектив оказался хорошим, люди были адекватными. Мне нравились практически все дисциплины. Там не было обучения базовым предметам, наоборот, все было индивидуальным, подходящим для нашей профессии. Переломный момент случился в зимние каникулы, когда я вернулся в Сыктывкар. В Питере я очень часто болел, а в МВД нельзя пропускать занятия из-за болезни. Нужно специально ехать в университет за справкой, чтобы потом поехать в поликлинику за больничным. Все должно быть официально. У меня начались сомнения. Я захотел вернуться. Меня все начало бесить. Да и вообще все как-то изменилось.
Весной мое отношение к учебе поменялось. У меня начались проблемы с руководством. Меня перестало интересовать выбранное направление. И в конце апреля я вернулся домой.
Родители были против моего ухода и не поддержали меня. Но я объяснил им, что хочу учиться там, где мне понравится.
Сейчас я не знаю, кем хочу стать. Но знаю то, что приму это решение самостоятельно, а не с чьей-то помощью. Пока что единственная дорога — армия. Лучше отслужить сейчас в 19 лет, чем в 25. Как раз будет время подумать о будущем.
Анна Седова, 19 лет
Бывшая студентка факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
В детстве я была увлечена музыкой. Я ходила в музыкальную школу, да и семья у меня всегда была достаточно творческая. До последнего времени я думала, что я чистый гуманитарий.
В 11-м классе я хотела поступать на психолога. А для этого нужна была биология. В лицее, где я училась, этот предмет закончился еще в 10-м классе, поэтому идея о сдаче ЕГЭ по биологии была гиблой, так как нужно было начинать учить все с нуля.
Выбор будущего университета был совершенно спонтанным. Мы ехали с моей тетей в машине, и она сказала, что недалеко от дома, где она живет [в Москве], есть неплохой университет. Его закончили многие ее знакомые, которые хорошо устроили свою жизнь. И там вполне неплохое образование. И я решила — почему нет? Подала туда оригинал аттестата и поступила.
Мой старший брат всегда мне говорил, что университет — это социум. Я считала, что институт культуры — это особый социум. Это люди, которые увлекаются искусством, которые интересуются тем, что происходит в стране. Это более глубокие люди. Но мои ожидания не оправдались.
Уже при подаче документов у меня появилось плохое предчувствие. Мне не понравился вуз по внешнему виду, организация приемной комиссии и откровенное хамство со стороны людей. Но я решила, что пути назад уже нет.
В процессе учебы я чувствовала, что нахожусь не на своем месте. Без какой-то либо объективной причины мне ничего там не нравилось.
Я постоянно говорила родителям, что мне там не нравится и хочу уйти. В ноябре я приехала домой и поняла, что у меня нет сил. Я устала. Меня настолько измотало это состояние напряжения в университете, что я больше не захотела туда возвращаться. И тогда мой папа, несмотря на достаточно консервативные взгляды, сказал, чтобы я оставила университет и вернулась домой. Родители меня, конечно, поддержали, но это все же был для них сильный удар. Ведь они делали очень большие ставки на меня и на мое образование. Но они не подали виду, а просто поддержали меня и дали возможность прийти в себя. Отоспаться, отъесться, привести нервы в порядок. Целый месяц я жила в таком режиме.
Потом я просто начала заниматься. Я учила биологию и математику с нуля. И я очень довольна своим результатом по биологии.
Я снова поступаю в Москву. Подаю документы на клиническую психологию и дефектологию. Я прохожу по баллам на бюджет.
Удивительно, но я ни на мгновение не сомневалась в своем решении покинуть университет. Я человек, который вечно занимается самоанализом и живет с ощущением недовольства своими действиями. В этот раз не возникло ни доли сомнения. Я рада, что пошла на риск.
* * *
В пресс-службе Министерства образования и молодежной политики Коми «7x7» сообщили, что специалист, отвечающий за профориентацию, сейчас в отпуске, и попросили прислать вопросы в письменной форме.
В ответе на письменный запрос в Минобразе уточнили, что «организацией профессиональной ориентации в целях выбора профессии» занимается Министерство труда, занятости и социальной защиты региона, но между двумя ведомствами есть соглашение о сотрудничестве.
В целом в регионе есть несколько профориентационных центров, специалисты которых делятся опытом со школьными учителями, подсказывают, как правильно оформить стенды о выборе профессии. Школьники также узнают о разных направлениях будущей работы на крупных мероприятиях, таких как ярмарка учебных мест или лагерь «Инноватика: Крохаль».
На сайте Минобраза есть вкладка «Профессиональное образование». Размещенная там информация, по мнению чиновников, также помогает школьникам правильно выбрать профессию.
Вузы и ссузы Коми зачастую имеют в штате своих специалистов, которые помогают абитуриентам выбрать специальность (и, как правило, склоняют поступать именно в это учебное заведение).
Как отметили в Минобразе региона, профориентационная работа в школе «имеет многоступенчатый и динамический характер». С 1 по 4 классы у школьников формируют позитивное отношение к профессиональной деятельности. С 5 по 7 класс эта работа продолжается, но ученикам постепенно предлагают сделать что-то полезное для общества. В 8–9 классах школьники очерчивают свою профессиональную направленность. К концу школы (в идеале) ученики понимают, кем бы хотели стать в будущем. Ученики часто ходят в ссузы и вузы, где им рассказывают о преимуществах конкретных профессий.
В 2015 году в ссузы Коми после 9-го класса поступило почти 45% выпускников (3 635 человек). После 11-го класса в вузы региона пошло 37% (1 648 человек), в ссузы – чуть менее 20% (841 человек).
В Министерстве образования республики не смогли уточнить, сколько студентов из Коми уходят из учебных заведений из-за неправильного выбора специальности.
По информации главного информационного вычислительного центра Московского технологического университета, сейчас в Коми во всех образовательных заведениях обучается почти 100 тысяч человек. Из них в ссузах — 14 254, а в вузах — 20 515 человек.
Реклама. Совсем скоро наступит весна и начнется производственная практика у многих студентов. Если вы не успеваете написать отчет по практике вы можете обратиться за помощью к настоящим профи по написанию дипломов и отчетов. Быстро и качественно подготовим отчет в кратчайшие сроки.
На самом деле это вполне нормальная практика: не понравилось - ушел, поступил на что-то другое. Это какой-то совковский стереотип: получить высшее образование, неважно какое, лишь бы было. Молодцы, ребята, что не пошли на поводу у так называемого общественного мнения.
Странно, почему все примеры касаются только московско-питерских вузов? А где СГУ? Где другие вузы РК?
Редакции и авторам ставлю жЫрный, брюхатый минус!
Почему же, Ирина, "совковский стереотип"? Во времена СССР молодые люди также выбирали ВУЗ по своему желанию И в СССР меняли ВУЗ, если ощущали, что "это не моё". А вот сегодня часто в ВУЗ более престижный толкают детей родители. Сколько уже говорилось, что экономистов и юристов достаточно в России, а конкурс туда всё равно самый большой. Почему? Рыночные отношения влияют на умы родителей, а те на своих детей. Надо ближе расположить своё чадо к деньгам. ВУЗы тоже используют это в рекламных целях: надо же такое придумать - "бизнес-информатика". Дескать, клюнут на слово "бизнес". А в реальности это физмат.
Учиться музыке идут всё меньше и меньше. В музыкальных колледжах и консерваториях не хватает студентов. Мы принимаем практически всех, кто приходит, конкурса нет. Причём, в музыкальных школах дети учатся и оканчивают их, но дальше по музыке идут единицы. Часто родители влияют на детей, не позволяя им выбирать музыкальную профессию.
не идут потому что в колледжах преподают злые, язвительные и хамоватые контрабасы
Каждый такой коммент - ещё один гвоздь в крышку гроба Павла Андреева.
В реальности физмат? Типично: говорим, а о чем- не знаем :) после бизнес - информатики выходят бизнес- аналитиками :)
А вы назовите в колледже профессию "бизнес-музыкант" и потянутся:)))
А вот на отделение "Дизайн" (Художественно-оформительское отделение) у нас большой конкурс, и даже есть платники, то есть студенты, которые платят за обучение.