Многие думают, что у них может что-то плохо получиться, что им не о чем рассказать, что они не обладают тем опытом, которым стоило бы поделиться. Но, как показала Ирина Грудина на мастер-классе «Как рассказать о своем проекте», все это «закручивает волну живого общения вокруг вас и формирует поле единомышленников». 25 и 26 июня на фестивале прав человека и гражданских инициатив «Город прав» в Воронеже поговорили о многом: директор анимационной студии «ДА» из Санкт-Петербурга рассказала, какие этапы надо соблюсти при создании социальных проектов, как избежать связанных с этим юридических «подводных камней», что делать при эмоциональном выгорании и как может выглядеть мама в мультипликационном ролике.
Студия «ДА» стала создателем мульт-терапии. Ее используют в процессе занятий более чем для 100 детей ежегодно уже на протяжении восьми лет. И Ирина часто приводила примеры из жизни студии.
— Студия появилась из инициативы четырех друзей. Мы год проработали на энергии любви и дружбы и бескорыстном стремлении к оказанию помощи, а потом уволились каждый со своей работы и вместе зарегистрировали АНО, — вспоминает Ирина.
Сам себе юрист
АНО — это автономная некоммерческая организация. И среди присутствующих на мастер-классе оказались те, для кого вопрос выбора юридической формы являлся крайне актуальным. По словам Ирины, достоинства АНО заключаются в том, что эта форма позволяет учредителям работать с грантами и принимать пожертвования на уставную деятельность компании, которые не облагаются налогами. Однако такой правовой статус не дает возможности извлекать прибыль, то есть все поступившие средства могут быть потрачены исключительно на развитие компании. Участник мастер-класса, дополнив вышесказанное, отметил, что существует два вида АНО: благотворительный фонд и простая некоммерческая организация. В первом варианте около 50% должно быть потрачено на развитие, а все остальные средства — на административные расходы и содержательную деятельность (зарплаты, содержание офиса, покупка техники). Во втором же варианте: 20% — на содержание и около 80%, соответственно, на развитие.
Грантовая история
С кем можно и нужно сотрудничать на примере студии «ДА».
1. Государство
— Первое, что мы сделали, — написали письмо Путину. В итоге нашим партнером стало Министерство культуры, — рассказывает Ирина о первых попытках поиска финансирования своей студии, сразу же развеяв сомнения тех, кто считал, что сотрудничество с государством невозможно. — У нас есть такой опыт. Министерство культуры поддержало уже шесть наших проектов, в первый раз выделив 250 тысяч на год, а в последний — уже 600.
2. САF — Фонд поддержки и развития филантропии
— Это международный оператор, который аккумулирует средства от разных финансовых групп (один банк или группа компаний), решивших заняться благотворительностью, но не знающих, как это лучше сделать.
На сайте Фонда предоставляются условия конкурсов по различным направлениям: наука, работа с детьми, поддержка пенсионеров, и т. д.
— Это была первая организация, грант от которой мы получили. Сразу же купили ноутбуки, фотоаппараты, штативы для работы. Но мы подавали заявку от АНО наших друзей, так как своей у нас еще не было, а в CAF были размещены условия конкурса, стопроцентно подходящие именно под нашу деятельность. А кто пробовал подавать заявку на Президентские гранты? — спросила Ирина.
3. Президентские гранты
— Пробовали. Неудачно! — отозвались из зала.
— Наша студия подавала заявку каждый год, но получили грант только однажды. Президентские гранты хороши тем, что в них речь идет о более серьезных инвестициях.
Ежегодно из бюджета страны выделяется определенная сумма, которая распределяется между шестью фондами: «Гражданское достоинство», «Покров», «Союз пенсионеров России», «Национальный благотворительный фонд», «Союз женщин России», «Перспектива». На сайте «Портал Грантов» представлены заявки, необходимые пакеты документов и условия участия — например, продолжительность существования вашей компании.
— Заявка — адовая! — заметил кто-то из зала. — Мы подавали как Молодежное экологическое образование.
Ирина согласилась с замечанием по поводу сложности выполнения условий.
— Да, борьба за Президентский грант — это прямо-таки отдельная работа.
Студия «ДА» получила грант за проект «Религии мира — детям», реализованный совместно с представителями различных конфессий. Каждый из них приходил к детям и рассказывал о своей ветви вероисповедания. Идея, по словам Ирины, заключалась в демонстрации подрастающему поколению не агитационного подхода к религии, а идеологического.
4. Международные сообщества
В свое время студию «ДА» поддержала частная испанская компания, у которой было желание провести какой-либо благотворительный проект с помощью конкурсной основы.
Кто-то из аудитории отметил и сложность — в том числе и юридическую — в сотрудничестве с международными организациями. Ирина же была настроена более оптимистично.
— Да, работать сложно. Но такие возможности в мире существуют и нужно их использовать. Активные, социально ориентированные люди стремятся к международному диалогу в нашей стране. И чем больше будет международных проектов, тем лучше.
5. Частные компании
Долгое время партнером анимационной студии была авиакомпания «Трансаэро»: с участием их пилотов и стюардесс студия делала мультфильмы, которые затем показывали на борту. Для компаний выгода очевидна: улучшение имиджа организации как социально ответственного бизнеса.
6. Маленькие частные пожертвования
Хорошим инструментом для их привлечения является «Яндекс.Касса». На сайте есть специальная «кнопка», позволяющая оформить регулярный благотворительный платеж, например, с карточки списывается по 100 рублей.
Если в бюджете компании растет процент средств — частных пожертвований, проект становится устойчивым и независимым.
— У нас нет фандрайзера [специалист, анализирующий активный социальный бизнес и привлекающий средства в некоммерческую организацию]. Деньги приходят всегда, когда они должны прийти: когда есть запрос на них, когда есть конкретное дело. Если вы честно делаете дело, в котором не сомневаетесь, ресурсы будут.
Также ресурсы компании можно пополнить с помощью коммерческой деятельности, кредитами и сотрудничеством с заинтересованным бизнесом.
Откуда берутся идеи
— Некоторые идеи рождаются как отклик на происходящее вокруг: вы видите, что вас окружает, и увиденное вызывает у вас импульс, реакцию. Что-то, например, ценности — это то, что напрямую и не связано с происходящим вокруг, ведь это то, что проникло в меня с общением с друзьями, с фильмом, — делится Ирина. — Очень важно осознавать тот источник, который породил вашу идею, ведь это дает внутренний компас для ориентирования. Если ваше дело из чистой и бескорыстной деятельности переходит в основную работу, где задействованы деньги, этот внутренний контакт с вашей идеей и вашей потребностью просто необходим, чтобы не заблудиться, не сбиваться с намеченного пути.
Находясь в зоне осознавания, идея станет хорошим инструментом в работе. В противном же случае она будет ей всячески мешать.
Участник мастер-класса по имени Илья рассказал о своей идее защиты паркового пространства в Воронеже. Экоактивист Найля Ибрагимова поддержала его мысль: она хочет создать сообщество активных граждан-контролеров для охраны зеленых насаждений. Плавно тема беседы перешла к экологическому просвещению. Разговор поддержала Оля, которая мечтает о создании организации для экологического воспитания детей.
— А то сейчас даже не знаешь, куда сдать батарейки! — поддержала ее сидящая недалеко девушка.
Ирина подвела итог экологического обсуждения.
— Среди детей обычно только одна реакция на эту тему: «Ну опя-я-ять про экологию!». В школах об этом рассказывают как о правах человека: либо скучно, либо надоело, либо так, что потом непонятно, что с полученной информацией можно делать, как ее применить в жизни. При реализации такого проекта важно понять, какая команда единомышленников вам будет нужна. Если углубиться в тему и провести брейншторм [английский аналог «мозгового штурма»], идей будет гораздо больше.
На мастер-класс также пришли: Костя, студент-политолог с идеей о проведении образовательных пикников; Максим, рисующий дома мультфильмы; Наталья, предложившая новый путь развития нашего государства и создание музея «Россия — священная страна мира»; Елена, мечтающая открыть в Воронеже музей детского искусства, где малыши смогли быть рисовать, а затем вешать свои рисунки как экспонаты. По ее замыслу, в музее предполагается комната для отдыха, комната для обучающих занятий, в том числе и для взрослых. То есть музей как пространство, где дети могут творить и создавать, получая отклик на свое творчество. Также музей решает проблему совместного отдыха детей и родителей и является хорошим аналогом детского досуга вместо «отправления» к бабушке или во всевозможные кружки.
Всем понравилась идея Карины. Девушка мечтает создать фонд для сбора средств на зарплату няням, которые заботятся о детях-отказниках. Это станет дополнительным проектом в поддержку фонда «Общие дети». Привлечение внимания и сбор средств планируется осуществить именно через серию роликов. С единогласного решения эта мысль и легла в основу обсуждения второго дня мастер-класса.
Формирование команды
Ее могут составить ваши друзья, привлеченные специалисты и единомышленники.
Ирина рассказала о Dragon dreaming — это проектная работа с точки зрения выстраивания командной работы. Этот подход к управлению позволяет определить место каждого сотрудника и сделать так, чтобы он понимал, как нужен и важен команде. Dragon dreaming учит не только вместе работать, но и вместе мечтать, вместе радоваться достигнутым результатам, то есть делает командую работу большой частью жизни в целом.
— У нас в студии царит семейная атмосфера. Мы несколько раз в год выезжаем за город, забывая на время о работе. Наша команда — это сто процентов успеха всей студии.
Из зала прозвучал вопрос и об эмоциональном выгорании: что же делать в такой ситуации?
— Да, это вполне естественно через год или два для работы в социальной сфере, — согласилась Ирина.
Терапия «выгорания»
— смена вида деятельности;
— смена непосредственного общения, «прямого» контакта на формальную, административную работу, например, с документами;
— тренинги повышения квалификации.
Приступили непосредственно к обсуждению сценария ролика для сбора средств на зарплату так называемых «приходящих мам».
Ирина отметила, что сбор средств для зарплат — самая сложная задача. Предложила провести небольшое упражнение: разделить тетрадные листы на три колонки. В первой написать исходную ситуацию: «Ребенок один в больнице», а в третьей желаемый результат: «Ребенок в больнице с приходящей мамой». И в течение семи минут в среднюю колонку надо было записать всевозможные варианты, которые могут исходное положение превратить в результат. Все это послужило основой для обсуждения сценария на протяжении всего следующего часа. Варианты во время «мозгового штурма» были самые невероятные: мама прилетает к малышу на зонтике, как Мэри Поппинс, маму собирают специальные роботы и многое другое. В итоге все же единогласно выбрали один из сценариев. Последующей работой по созданию ролика займется уже режиссер, а финальное воплощение осуществит анимационная студия «Телескоп».