Актеры Театра на Спасской и драматического театра 10 июня провели благотворительный марафон в библиотеке имени Герцена. Они выступили в поддержку международного театрального фестиваля «Коляда-Playse», который в этом году из-за нехватки средств могут провести в последний раз. Корреспондент «7x7» побывал на марафоне и читке пьес современных уральских драматургов.
В большом читальном зале Герценки к вечеру собралось около 150 человек. Перед открытием марафона музыкант Роман Цепелев сыграл ди-джей сет. Многие внимательно изучали «театральную барахолку»: на фримаркете можно было купить фотографии со спектаклей, афиши и даже маску, сделанную для репетиции комедии «Два веронца».
За вход каждый желающий мог пожертвовать любую сумму. Собранные средства пойдут на проведение международного фестиваля современной драматургии «Коляда-Playse». Дело в том, что его организатор и создатель «Коляда-театра», лауреат международной премии имени Станиславского, режиссер Николай Коляда объявил о закрытии фестиваля, потому что на его проведение не хватает денег. В 2016 году «Коляда-театр» не смог получить грант от Министерства культуры РФ, и артисты кировских театров решили выразить солидарность и помочь собрать деньги.
За три часа артисты театров представили зрителям три пьесы: «Тайное общество велосипедистов» и «Дорога вниз без остановок» Олега Богаева и «Птица феникс» Николая Коляды. Режиссерами читки были художественный руководитель драматического театра Константин Солдатов, артисты Владимир Жданов и Захар Пантелеев.
— Мы хотели взять проверенные пьесы, не очень экстремальные, — объяснила корреспонденту «7x7» завлит театра на Спасской Юлия Ионушайте. — Эти пьесы с большим успехом были прочитаны в Екатеринбурге, Тюмени, Челябинске и других городах. Публика, которая привыкла к формату театральной читки, оценила их на ура. Наши артисты прониклись творчеством Богаева и Коляды, это драматурги с мировым именем.
Завлит драматического театра Гульнара Гарипова отметила, что формат благотворительного марафона уникален. Он объединил зрителей с актерами и режиссерами.
— Многие приходят, чтобы пообщаться в открытом формате, — рассказала Гарипова. — Здесь нет границы между артистами и сценой, «четвертая стена» разрушается, и это замечательно. Каждый может в перерыве поговорить с артистами и обсудить с ними пьесу.
— У меня появилась замечательная возможность познакомиться с артистами Театра на Спасской, так как они участвуют в моей читке, — добавил Константин Солдатов.
С 10-минутными перерывами актеры прочитали три пьесы. Между ними и залом был буквально метр. В основном артисты читали с места, но были моменты, когда герои выходили в зал или неожиданно из него появлялись. На комедиях зрители смеялись, а после каждой пьесы громко аплодировали.
— Мне понравилось, это совершенно другой формат, не как на сцене, ты видишь актеров вблизи. Так даже комфортнее, — поделилась впечатлениями от читки зрительница Татьяна.
Елене Торшковой больше всего запомнилось неожиданное знакомство с актерами.
— Я пришла поздно, и мне помогли найти место, донести стул сами артисты! Так и познакомилась с ними. Хорошо, когда можно просто подойти, поблагодарить их, на обычном спектакле их же не поймаешь, они сразу уходят за кулисы.
Сами артисты вдохновились идеей объединиться и устроить читку пьес для горожан. Например, артист Константин Бояринцев признался, что ему формат читки помогает лучше понять себя:
— В читках мы практически не играем, нам помогает только реакция публики. У нас нет никаких костюмов, спрятаться не за что. И это очень интересно. Я чувствую, где мое внимание: здесь или между зрителями гуляет, актерски это очень сложно определить.
Больше всего актеры радовались тому, что жители города заинтересовались событием.
— Сколько народу пришло! Это порадовало, — удивленно сказал артист Юрий Мазуренко. — Больше всего я боялся, что люди не придут. Но теперь можно сказать, что им это интересно. Я думаю, будет продолжение подобных марафонов. Очень интересный опыт. Для нас почитать с листа — репетиция. Ждешь реакцию зрителя. Вот реприза — и смотришь, как реагируют. Есть реакция — хорошо!
Артист Владимир Шишлянников и вовсе занимался в театре у режиссера Николая Коляды в Екатеринбурге. Он рассказал, что тот устраивал читки в сумрачных подвалах, и они начинались исключительно поздно вечером, а заканчивались за полночь. Именно так он привлекал внимание к такому новому непривычному формату и театру в целом.