Как сообщают «Известия», следствие проверяет деятельность так называемых «финансистов-технологов» преступного сообщества — бизнесменов Антона Фаерштейна и Валерия Веселова. Как считают следователи, они курировали схемы по хищению госсобственности и отмыванию денег. Подконтрольная им строительная компания «Комижилстрой» получала выгодные госконтракты в Коми, в том числе и на строительство санатория «Серёгово», после того как Гайзер возглавил регион. Ревизоры Счетной палаты (СП) уже находили многомиллионные финансовые нарушения при исполнении госконтрактов этой фирмой, но тогда это не имело для бизнесменов никаких последствий.
Следственная бригада подняла материалы СП за 2011–2012 годы, когда были вскрыты многочисленные финансовые нарушения при строительстве в Коми санатория «Серёгово». Несмотря на то, что ревизоры направляли документы в правоохранительные органы Коми, никаких последствий для нарушителей это тогда не имело.
Строительство санатория началось только в конце 1990-х, но из-за отсутствия финансирования затянулось почти на четверть века. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 2011 году, после того Коми возглавил Вячеслав Гайзер. Тогда же все выгодные контракты на строительство санатория и других объектов стало получать ЗАО «Комижилстрой» — фирма, которой руководят нынешние фигуранты «дела Гайзера»: Валерий Веселов и Антон Фаерштейн. Голосующим пакетом акций этой компании в 22,9% владеет супруга Фаерштейна — Татьяна.
Всего с 2011 по 2015 год ЗАО «Комижилстрой» участвовало в 23 различных тендерах на строительство и ремонт, всегда одерживая победы. За это время компания получила из бюджета более 5 млрд рублей.
Госзаказчиком строительства «Серёгово» стало специально созданное ГБУ «Инвестстройцентр», которым через республиканское Минархитектуры владела администрация Коми.
Бюджет проекта оценивался в 2,4 млрд рублей. В 2012 году должны были быть построены спальный комплекс на 250 мест, общественный корпус, водогрязелечебницы, столовая и 60-квартирный жилой дом для персонала. А второй спальный корпус, бассейн и 18-квартирный дом должны были построить в 2013 году. В 2012 году «Комижилстрой» получил по контрактам 2 млрд рублей, однако сроки сорвал. Начиная с 2012 года сроки сдачи санатория неоднократно переносились, а стоимость строительства росла. В 2013–2015 годах «Комижилстрой» получил еще около 2 млрд. По состоянию на март 2014 года готовность объекта была 65%, а летом 2015 года говорилось о 80% готовности.
В 2011–2012 годах проект «Серёгово» проверяла СП, которая обнаружила там нарушения на 205 млн рублей.
— Ненадлежащая работа ГБУ «КР Инвестстройцентр» привела к нарушению градостроительных законов и необоснованному расходованию бюджетных средств, — рассказал «Известиям» источник в Счетной палате.
По его словам, строителей уличили в несоответствии объектов проекту. Например, высота некоторых помещений санатория должна была быть 2,6 м, а в реальности составила 2,3 м. Следователи считают, что на этой разнице могли быть похищены бюджетные средства.
Как выяснилось, акт о приемке работ на 159,4 млн рублей «Инвестстройцентр» подписал еще до того, как работы были выполнены. Еще 23,3 млн рублей попали в разряд «потраченных с нарушениями»: выяснилось, что строительно-монтажные работы на эту сумму проходили вообще без разрешения на строительство. Также заказчик оплатил неизвестные работы на 19 млн рублей, которые контрактом вообще предусмотрены не были. Никто не проводил госэкспертизы ценообразования, из-за чего бюджет переплатил за стройматериалы 3 млн рублей.
Также выяснилось, что из плана строительства исчез 18-квартирный дом для строителей и обслуживающего персонала, но при этом сумма сметы не изменилась.
— Исключение жилого дома привело к проблемам с жильем для обслуживающего персонала и, соответственно, проблемам с дальнейшей эксплуатацией объекта, — рассказали «Известиям» в Счетной палате.
В связи с этим у следователей появились вопросы к руководству «Инвестстройцентра», которое принимало работу и оплачивало контракты.
Следователей также интересуют многомиллионные контракты на оказание консультационных услуг и техническое сопровождение строительства санатория, которые «Комижилстрой» заключал с субподрядчиками. Не исключено, что их стоимость искусственно завышена, а сами субподрядчики были аффилированы с «Комижилстроем».
Например, за технадзор в санатории ООО «Акрон» получило по трем контрактам от «Комижилстроя» 67,3 млн рублей. Примечательно, что глава этой компании с 10 октября 2010 года стал директором «Комижилстроя». За несколько дней до того, как занять эту должность, он продал свою долю в 40% в уставном капитале ООО «Акрон».
Эксперты видят в этой истории признаки аферы.
— Технический надзор — это когда эксперты сопоставляют построенное с проектом, — рассказал «Известиям» председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — Это считается творческой и труднопроверяемой работой, поэтому в статью расходов за технадзор можно написать фактически любую сумму. То, что директор строительной компании отдал контракт на технадзор своей бывшей компании, — это типичные признаки конфликта интересов и требует внимания следствия.
Также компания Фаерштейна и Веселова выигрывала тендеры на благоустройство и развитие инфраструктуры Усть-Вымского района республики. Только в 2014 году компания получила по этому контракту из бюджета 123 млн рублей.
Сейчас будет очень много всего, что оставили за собой эти ребята. Следствие продлиться достаточно долго. Число арестантов увеличится в разы... Как хорошо быть честным...
Ну вообще охринели. Всех к стенке лоб намазать зелёнкой.
Серёгово, Серёгово..
Недавно только в ОПе иронизировал, во время обсуждения этой темы, что каждый год мы слышим торжественные заверения о новых сроках ввода Серёгово....
Про Ыбицу не забыли бы копнуть. В этой "Гайзеровской" деревне не мало можно отыскать интересного....
Александр,
Иронизируйте, но прогнозируйте! У республики есть два пути - обещаемый и реалистичный. Первое - это средний бизнес, экологичные производства и туризм. Второй - сохранение статуса сырьевого придатка и "территория УФСИН". Серегово - штандарт плана №2. Это сигнал, транслируймый регулярно, чтобы каждый инвестор знал - вложи еще миллиард в туризм... и пустота. Заложена уже настолько глубокая нерентабельность проекта, что иронизировать дальше - грешно. Остановитесь.
И я еще жива, после всего что было предпринято против меня, и справедливость восторжествовала. До такого не всякий доживает, мне повезло.
Интересна тут роль Счётной палаты... Они, вообще, чьи?